Глава 044. Лист. Грезы любви

Ференц Лист
«Грезы любви» — 3 ноктюрна для фортепиано
Яков Флиер (фортепиано)

sir Grey: Слушал сегодня это произведение по Орфею в исполнении Флиера. Не знал, кто исполняет, потом объявили. Так мало кто сыграет.

А ведь о нем не так много говорили, как о Рихтере и Гилельсе. Даже в Википедии посмотрел — «оставался в тени Рихтера и Гилельса».

precipitato: Флиер начинал, как ярчайшая звезда, но потом с ним приключилась беда — болезнь рук, он почти совсем перестал играть и перешел к преподаванию — выучил, кстати, Плетнева и Родиона Щедрина. Записей от него осталось мало, судить по ним трудно.

G_Tsypin: Рассказывают, что в студенческие годы Флиер мало чем выделялся среди своих сотоварищей по учебе. В консерватории, куда Яков Флиер поступил в 1928 году, его учителем по классу фортепиано становится К. Н. Игумнов. О Флиере, правда, отзывались с уважением, отдавали должное щедрым природным данным и незаурядной технической сноровке, однако мало мало кто мог предположить, что этому подвижному черноволосому юноше — одному из многих в классе Константина Николаевича — суждено в будущем стать прославленным артистом...

...А затем неожиданно пришла беда. С конца 1945 года Флиер стал ощущать, что у него происходит что-то неладное с правой рукой. Заметно ослаб, потерял активность и ловкость один из пальцев. Врачи терялись в догадках, а руке тем временем становилось все хуже и хуже. Вначале пианист пытался хитрить с аппликатурой. Затем стал отказываться от непосильных фортепианных пьес. Быстро сокращался его репертуар, катастрофически уменьшалось число выступлений. К 1948 году Флиер уже лишь от случая к случаю принимает участие в открытых концертах, да и то преимущественно в скромных камерно-ансамблевых вечерах. Он словно бы отходит в тень, теряется из виду любителей музыки...

Зато все громче заявляет о себе в эти годы Флиер-педагог. Вынужденный сойти с подмостков концертной сцены, он всецело посвятил себя преподаванию. И быстро добился успехов; среди его учеников Б. Давидович, Л. Власенко, С. Алумян, В. Постникова, В. Камышов, М. Плетнев... Флиер был видной фигурой в советской фортепианной педагогике. Знакомство, пусть даже краткое, с его взглядами на воспитание молодых музыкантов, бесспорно, интересно и поучительно:

«Главное,— говорил Яков Владимирович,— помочь студенту возможно точнее и глубже постичь то, что называют основным поэтическим замыслом (идеей) сочинения. Ибо только из многих постижений многих поэтических идей и складывается сам процесс формирования будущего музыканта»

Причем Флиеру было недостаточно, чтобы ученик понял автора в каком-то единичном и конкретном случае. Он требовал большего — понимания стиля во всех его основных закономерностях:

«За шедевры фортепианной литературы позволительно браться, лишь хорошо освоив предварительно творческую манеру композитора, создавшего этот шедевр»


Рецензии