Здоровье

… Вспомнил своего школьного учителя физкультуры – Петра Михайловича К.
Подтянутый, легкий, красивый, уверенный, в синем спортивном костюме, влюбленный в свое дело – он всегда вызывал у меня восхищение. Не только он, было много других учителей, но сейчас о нем…
Он научил меня делать подъем «разгибом» на турнике, он учил меня быстро ходить на лыжах, бегать кроссы, точно бросать мяч в баскетбольную корзину. Однажды в школьном туалете  он к всеобщему удивлению на глазах у всех отшлепал курившего семиклассника – моего соседа. Отшлепал по-отцовски, на коленке, не зло и быстро, приложившись всего два раза ладонью к его ягодицам. После первого шлепка он внятно спросил у закричавшего от боли пойманного на месте происшествия подростка  - «Загорелось?», на что получил стремительный и однозначный ответ: «Да-да!!!». Физрук со словами «Сейчас потушим!» уверенно шлепнул его еще раз и поставив перед собой сказал: «Курить вредно!».
Я был на год старше соседского мальчишки. Не курил. Окончив школу, пристрастился к этому зелью на целых 25 лет. Потом пять лет не курил. Потом снова курил года два. Снова бросил…
Сейчас понимаю, что здоровью нас учат мало, сами мы ему почти не учимся…
*    *    *
Как Она появилась и как случилось, что я уже дважды лежал на операционном столе, сказать ничего определенного не могу. Отец говорил, что я родился с Нею. Потом бабка заговорами вылечила. Сейчас предстоит лечь на операцию в третий раз… Она – это пупочная грыжа.
*    *    *
В самый первый раз – я про хирургические операции в принципе! - у меня отрезали гланды. Принято считать, что их вырезают. Однако я точно знаю, что их попросту отрезают. Понятное дело, что под наркозом. Но именно отрезают. Замораживают. Потом зажимают щипцами. А потом ножницами отрезают. Рану чем-то смачивают. То же самое делают с другой стороны горла. Может быть, так было раньше, но со мной было именно так. Перед армией. По требованию военкомата. Я всё помню. Наркоз был местный, т.е. локальный. После операции я сам ушел в палату.
*    *    *
В армии  мне отрезали аппендицит. Не вырезали. А тоже – именно отрезали. Также под местным наркозом. Помню и это…
*    *    *
…Помню, как после операций болело горло, после удаления аппендицита  - болел живот. Помню, как мне на операционном столе вначале 80-х зашивали разрезанную стеклом в озере стопу. Помню, как делали укол от столбняка, когда я продырявил обе стопы, наступив в детстве на грабли, когда поливал огород, помогая родителям. Помню, как болели в детстве зубы и как я боялся стоматолога. Помню, как в армии стоматолог, сверля,  сломал мне надвое мой больной зуб. Помню, как болел бронхитом, болел с похмелья, как временами плохо спал и как неумеренно ел…
 *    *    *
Сегодня меня беспокоят сердце, случается одышка, иногда ноет печень. Мне предстоит третья операция по поводу грыжи белой линии живота. Сейчас она называется по-другому: после двух неудачно сделанных предыдущих операций моя грыжа считается уже не пупочной или – белой линии живота (хирурги так и не определились, как правильно!), а послеоперационной.
Мой вес около 112 килограмм и перед операцией нужно убрать жировую складку на животе. Это означает, что мне нужно голодать, чтобы весить хотя бы килограмм 100. Выпала пломба из недавно запломбированного зуба... Российская медицина – это нечто уникальное, за которое никто не несёт ответственности!             
А еще часто болит живот после того, как поешь мяса. Потому что начинает усиленно работать кишечник, проталкивая его в дырявом апоневрозе.
Пью много крепкого кофе.
А после рабочего дня вечером уже ничего не хочется. Готовиться к операции тоже не хочется. Мне 50 и, размышляя обо всем этом, мне ужасно грустно…
*    *    *
До сентября курил и сын. Курил много. Словно хотел отравиться дымом. Жена ничего с нами не могла сделать. А я еще и попивал. В выходные и праздничные  пил с азартом, целеустремленно, практически без меры. И еще работал. Стрессы, скандалы дома, угасающая жизненная мотивация, мысли о смерти, одинокость, отчаяние и безысходность в глазах близких…
*    *    *
Физрука Петра Михайловича К. я здесь вспомнил не случайно. Меня никто не учил здоровью ни в детстве, ни в школе. Разговоры о нем происходили систематически. О здоровье писали газеты. В СССР даже выходил специальный журнал под название «Здоровье».
Но зачем здоровому человеку думать о здоровье?
У меня не было рака, спида, сифилиса или проказы. Врожденный порок сердца, язва желудка, силикоз, шизофрения – это тоже не про меня.
Другое дело сейчас: понимая, что 50 лет – это еще не совсем старость, я понимаю и то, что здоровью человека нужно учить так же, как учат школьников математике, физике, химии и родной речи. Здоровый образ жизни должен культивироваться как в семье, так и в мире. В стране – само собой разумеется! Одной ТВ-пропаганды спорта и слюнявых передач о здоровье мало!
Сегодня же всё по-другому!
Сегодня наркотики, алкоголь, сигареты, переедание, безумный темп жизни, приводящий к отупению и стрессам, венерические заболевания, отсутствие понимания значения здоровья для жизни и отсутствие задачи здорового образа жизни как уклада жизни, подобного, например, Вьетнаму, где спортом занимаются на каждом углу,  – это наша реальность.
Есть ли исключения? – К счастью, да!
*    *    *
…Сын имеет свое мнение. У него своя жизнь. Я почти ничего ему уже не рассказываю. Я ему известен до мелочей. Со своими идеями, привычками, реакциями. Это – нормально!
Я действительно во многом банален. Банален, потому что рядом. Нет пророка в своем отечестве. Сыну претит моя концепция  о человеческой матрице. Когда я говорю, что человек – это психофизиологическая машина с когнитивными качествами, приобретаемыми в процессе жизни, он просит меня замолчать…
*    *    *
…Не важно, кто и что думает. Важно, что мы видим, с чем приходится сталкиваться. Нездоровье застигает обычно врасплох…
*    *    *
Сегодня у меня все предельно просто.
Я веду трезвый образ жизни. Я, вопреки приступам уныния, все же готовлюсь к операции.
Я не ем хлеб, мучные и кондитерские изделия, сахар.
Мне нужно ограничить себя в кофе и заставить двигаться.
Мне нужен свежий воздух.
Ограниченно-избирательная диета – это способ питания конкретно мой и для меня. Я его придумал, я его практикую. Кому-то нужно ровно обратное…
А еще мне нужна гигиена, закалка, хорошее настроение, позитивные мысли и достаточный сон.
Что мешает размеренности и уверенности в движении к цели?
Мешают привычки.  «Привычка свыше нам дана, замена счастию она…»
*    *    *
Вчера у меня был правильный день. Здоровый день. День был другой, нежели были все дни до этого. Вчера я жил иначе. Я не передал, я не голодал, я не курил, не пил пива, не сидел сиднем на рабочем месте перед компьютером, не говорил грубых слов жене, никуда не спешил и работал по плану.  Мне было трудно. Всё время хотелось есть. Но это было интересно…
Будильник на мобильнике запиликал на 40 минут раньше обычного. Просыпаться не хотелось. Мысли, которые вчера хозяйничали перед сном в голове, куда-то исчезли. Осталась просто память о них. Трижды, каждые пять минут я нажимал кнопку мобильника, подтверждая предложенное на его дисплее  «дремать». Что-то снилось. Сейчас и не помню, что именно. Лежал, глубоко вдыхая. Воздух проникал в легкие, но не бодрил. Однако сон постепенно уходил. Зазвонил будильник жены. Мы лежали, просыпаясь рядом, еще минут десять. Ей было еще сложнее – она всегда  ложилась на час-два  позже меня…
Комплекс физических упражнений состоял из упражнений для рук, шеи, туловища, ног. Всего их было 10.  Восемь из них я сделал по 50 раз. Еще одно – приседание – 20 раз и 10 раз отжался от пола.  На все ушло 20 минут, потом пять минут отдыха. Побрился. Выпил стакан кипяченой воды. Принял теплый душ, вылил на себя ведро прохладной воды. До красноты растер тело жестким свежим полотенцем.
Еще 10 минут ушло на завтрак. Овсянка на молоке, минимум сахара (для вкуса), половинка сваренного вкрутую яйца с каплей майонеза (для вкуса). Еще семь минут было потрачено на комплектование пищевого набора, который предстояло взять с собой.
Итого с момента пробуждения на всё – про всё потребовалось 90 минут (будильник  зазвенел в 05.50, из дома вышел в 07.20).
Работа в отделе начинается со словесной разминки и  утреннего чая.  Большой мужской коллектив. Практически все мы – в прошлом люди в погонах. Крепкие словечки с утра – обычное дело. Отход-подход к чайнику. Четыре-пять подходов и чайник пуст. Но одновременно приходят не все. Я приезжаю минут на 40-45 раньше официального начала рабочего дня. Кто-то успевает приехать еще раньше. Кто-то опаздывает. У каждого свой алгоритм жизни, свой график прибытия на работу. Проблем с чайником не бывает. Завариваю в чашке на один раз зеленый чай…
Болит живот, что-то в нем опять не так. Болит не той болью, которой болит при болезнях желудка или отравлениях. Болят кишки, болят остатки брюшной стенки. Когда резали второй раз, чтобы зашить первую операционную грыжу, зашить забыли. Изувечили так, что образовались гигантские зияющие отверстия в апоневрозе. Кишечник прямо под кожей. Всегда вижу перистальтику кишечника после еды. Бандаж не спасает. Временами бывает от него еще хуже. Из-за огромных размеров увечья ни о каком ущемлении речь вообще не идет. К боли привык. Но, привычка привела к усталости. Устал привычно носить эту боль внутри себя …
Чай пил с молоком и кусочком сыра в 09.00. Ровно через три часа съел привезенный с собой салат из свеклы и на час вышел на улицу…
*    *    *
…Бабье лето. Парк у Смольного потрясающий. Зелень, аромат ярких цветочных пятен, шуршащий шум и фейерверк из фонтанных брызг, бабушки и молодые мамочки с колясками, школьники на уроке физкультуры. Потрясающе глубокое синее небо. Оно уже выдыхается, теряет краски. Словно угасает. Но, чистое, оно ласково смотрит на мир, заставляет сердце волноваться. Воздух полон прохлады. Он бодрит этой прохладой и одновременно наполняет грустью – запах прелых листьев и сами желтые листья, всё, что свидетельствует об осени, свидетельствует и конечности жизни…
*    *    *
…В 15.00 пью кофе с молоком. Всего одну чашку… Без кофе грустно!
*    *    *
18 часов. Небольшой, размером с чайную ложку, кусочек тушеной говядины, помидор, огурец. Даже не знаю полдник это или обед. По времени – полдник, по содержанию что-то близкое к обеду. Без первого, правда. И – без третьего, т.е. без десерта.
Прогулка до метро, дорога домой.
*    *    *
…20.00 – творог, яблоко.
…22.00 – стакан кефира.
*    *    *
…в 22.15 перед телевизором почувствовал, что хочу спать…
*    *    *
…Не знаю, как пройдет операция. В брюшную полость будут вживлять сеточку.  Размер 30х30 см. Можно составить мнение об имеющейся проблеме.
Кто-то болен спидом, у кого-то рак, кто-то состоит на учете у психиатра, у кого-то  …
…Есть заболевания врожденные. Масса нездоровья приобретенного. Увы, мне не хватило ума, знаний, воспитания для того, чтобы здоровый образ жизни сделать своей нормой и нормой бытия моих детей. Кто я, чтобы знать это наверняка? – Никто! Просто обыватель!
Сегодня, после пережитого, я знаю, что можно жить без болезней. Можно умереть слабым и немощным, но здоровым. Здоровье, чтобы оно имело элементарную позитивную перспективу, - о нем важно думать постоянно. Думать не только в прямом смысле, но и в смысле того, что заботиться о нем!
Человеческий организм – это механизм. Это – огромная машина, работающая по строго определенным правилам. Соблюдение этих правил дает надежду  если не приумножить, то хотя бы укрепить или сохранить здоровье.
*    *    *
Здоровье – оно не абстрактно. Здоровье состоит из абсолютно конкретных составляющих. Здесь я говорю о здоровье тела. Есть еще здоровье ума, здоровье чувств, здоровье личных отношений, здоровье поведения… Здоровый человек – это сильный человек.
*    *    *
Здоровье тела даёт свободу…
Мужчина-водитель и женщина, для которой домашний уют, не пустое место, меня поймут, если я  скажу, что исправность автомобиля и домашний комфорт напрямую зависят от вложенной в автомобиль и дом заботы. Чистота в доме и ровно работающий мотор – это своевременный и регулярный автосервис, обеспечиваемый разумным водителем, и труд хозяйки, которая понимает, что она – душа дома. 
Почему я всю жизнь игнорировал свое тело? Почему я подходил к нему потребительски, не заботясь о принципиальных вещах в нем?
В автомашине нужна своевременная смазка работающих узлов, замена покрышек, масла в двигатели, заправка качественным топливом, многое другое.
В доме важна не только чистота, но и уют, температурный режим.
Автомастер знает, как предупредить поломку, умелая домохозяйка знает, как наполнить дом любовью и теплом.  Человек  может  знать, как  ему заботиться о здоровье своего тела.
Прежде всего ему важно знать, что тело – это огромная физико-химическая фабрика. Как любое производство, тело (производственный цех) нуждается в сырье (пище), из которого производится продукция (энерги),  и производственные отходы (экскременты). 
 Технологический процесс производства (процесс усвоения пищи) должен проходить на исправном оборудовании (т.е. процесс усвоения пиши должен осуществляться здоровой пищеварительной системой), в режиме, обеспечивающим максимальное качество производства (отсутствие аллергии, хорошее кровоснабжение, постоянное обогащение крови кислородом для усиления окислительных процессов на клеточном уровне, здоровая иммунная и выделительные системы).
Если все это перевести на простой и доступный язык нашей повседневной жизни, то все будет выглядеть следующим образом.
НЕЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:
• недоброкачественная и однообразная пища в недостаточном или избыточном количестве;
• злоупотребление спиртным;
• употребление отравляющих веществ (суррогатных алкогольных напитков, наркотиков,табакокурение);
• малоподвижный образ жизни;
• поведение, имеющие признаки поведения лиц, относящихся к группам риска по сексуальному признаку (проститутки,гомосексуалисты) ;
• постоянный недостаток свежего воздуха;
• игнорирование закаливающих и гигиенических процедур;
• уклонение от  тренировок  выносливости и укрепления костей и мышц.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:
• доброкачественная и разнообразная пища в достаточно-необходимом количестве;
• минимизация употребления алкогольной продукции;
• полное исключение из рациона отравляющих веществ (суррогатных алкогольных напитков,наркотиков, табакокурения;
• активно-подвижный образ жизни;
• поведение, исключающее сомнительные контакты (с проститутками, случайными
сексуальными партнерами – бич нашей эпохи, если верить ТВ!);
• максимум времени на свежем воздухе вне дома, а также включая максимум при проветривании жилых и рабочих помещений;
• систематические закаливающие и гигиенические процедуры;
• постоянная тренировка  выносливости и укрепление костей и мышц физическими нагрузками;
• соблюдение правил и техники безопасности в быту, общественных местах и на производстве.
*    *    *
…Нет пророка в своем в отечестве, а я и вовсе не пророк…
…Очевидное невероятно ровно до тех пор, пока вероятное, угрожающее здоровью и жизни, не становится очевидным!
…Что имеем, не храним, потерявши, - плачем. О здоровье вспоминаешь, когда оно исчезает.
Если оно у вас еще есть, берегите его, укрепляйте, думайте о нем постоянно. Если вы не найдете и не будете находить времени для здоровья, однажды оно не сможет найти ни минуты  для вас. Когда это случится, будет  грустно.
Как грустно сегодня мне, когда нездоровье громко заявило о себе…
Я не сдаюсь, но нынешняя моя битва могла бы и не случится, дай мне кто предметный и развернутый совет много раньше - еще тогда, при Петре Михайловиче в школе!


Рецензии