Роли выживания в нашей жизни

В процессе развития, воспитания и социализации ребёнок обучается правилам поведения в семье, в детском саду, в обществе взрослых и сверстников. Примеряет на себя те или иные роли. Выбранная роль, становясь доминантой в общении, вносит в семейную жизнь с родителями свой резонанс. Паттерны (модели поведения, способы мышления) ребёнком примеряются, осваиваются, закрепляясь в детской игре и постепенно переносятся, по мере взросления, в бытовые игры-манипуляции.
Выбранный в детстве поведенческий стереотип закрепился. Меняться уже не будет на протяжении всей жизни. Даже если ситуация изменилась. Переключаясь время от времени на другую роль, от основной своей линии поведения вряд отойдёт. А как проявляется его роль в стрессовой ситуации? В этом случае личностное пространство может несколько преобразиться. Что делает человек в данный момент? Если силён, примеряет на себя ту или иную ситуацию, тот или иной тип поведения и начинает соответственно действовать, добиваясь своей цели. Слабый остаётся заложником своей привычной роли, продолжает пребывать в знакомой ему модели поведения, в так называемой, «зоне комфорта».
Ситуаций общения, ситуаций взаимодействия у людей достаточно много. Маски разнообразны, ролевые позиции у людей - тоже.
Рассмотрим краткие характеристики основных масок, которые одевает человек в самых разных жизненных ситуациях.
Как срабатывает та или иная роль в стрессовых ситуациях? Какие методы работы можно использовать психологу, психотерапевту в  том или ином случае?

ФАНАТ.
Фанат – самый ярый противник любого чужого мнения. Он сам, все его мысли, идеи, толкования - истина в последней инстанции. Всё должно быть так и не иначе. «Я знаю, что я всё знаю» (совсем уж не по-сократовски). Мания величия. Вторжение в личностное и личное пространство Другого. Сплошное принуждение и других, и себя. Бесконечный контроль с его стороны. Что-либо оторвать от себя для других – тяжелейшее испытание. Появление второго Фаната на одной территории означает бесконечные конфликты, которые будут всегда и не исчезнут до момента уничтожения двойника.
Сутулый. Плечевые мышцы зажаты, челюсти крепко сомкнуты. Гнев, агрессия, стыд за проявление и обнажение чувств.
Страх за обнаженность того, что прячется подсознательно от непрошеного взгляда Другого. Отрицание всего может быть по типу «зелен виноград» (хочу достать, а не могу, значит, он мне не нужен). Агрессивность всегда даёт о себе знать в случае появления на сцене обличителя, знающего и видящего насквозь его истинное «Я».
Зато Фанат легко уживается с Благодетелем. Тот запросто поможет успокоиться и найдёт оправдание любым действиям Фаната.
Причины поведения его – неудовлетворение потребностей: желание обладать тем, что требовал, но не получал (или получал взамен суррогат).
Цель применения психотерапевтических методов – очищение застарелых взглядов на других «свысока», выработка убеждения в притягивании, усвоении истинных потребностей.

БЛАГОДЕТЕЛЬ
Спутник Фаната. Альтруист. С обострённым чувством долга, уверенный в том, что «если не он, то кто?» Миролюбив. Всегда ожидает похвалу со стороны за оказание помощи. Прячущий свои чувства и желания от других, не требующий ничего взамен. Окружающие и не замечают его усилий: они привыкли к тому, что за них любое дело сможет бескорыстно выполнить Благодетель. Но ему важно, чтобы его замечали и хвалили. Если этого нет, появляется внутренняя злость, аутоагрессия.
С заниженной самооценкой «я никому не нужен и нужен лишь тогда, когда у кого-то что-то не так». Он легко этим провоцирует других на самоотстранение от дел, поскольку слышится его вечное "без меня вы не справитесь, это сделать могу только я".
Цель применения психотерапевтических методов: повышение самооценки.

ГЕРОЙ СЕМЬИ
Он - оберег, символ благополучия семьи. Его девиз: "Делай как я, равняйся на меня". «Отличник» во всём и всегда, пример для подражания. Делается всё для кого-то, но нет ощущения настоящей самореализации – цель не прорисовывается, она не ясна. Суперответственный. Трудоголик. Он взваливает заботу о других на себя. Но рисковать не любит и боится. И всегда ждёт похвалы.
С низкой самооценкой внутри, внешне стремится быть полезным, помирить всех вокруг себя, наладить вечный «мир, труд, май».
Когда чувствует себя ненужным, тут же оседает, ломается.
Непременный участник всех авралов, спаситель всех застрявших программ и проектов, любитель работать в ситуации  цейтнота.
При невозможности выполнить свой «долг» переходит в роль Козла отпущения.
Методы психотерапевта должны быть направлены на принятие им неуспеха, на снижение им контроля результативности, формирование ответственности за самого себя, установки  "у меня это получится".

КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ
Семья видит в нём источник всех бед, любого беспокойства. Всё, что произошло наихудшее – от него. Таким видят его дома, таким его начинают видеть и в школе, на работе. И принимает эту роль.  Берёт на себя вину других, становясь всё более недисциплинированным. Но для него  отрицательное внимание много лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Отсюда – вызов всем. С проявлением неконтролируемой грубости, злости, оскорблений, с нарушением законов общественного порядка. Ответить добром не может, несмотря на желание измениться. Да и где эту любовь и добро взять, если родители этого не дали?
Психотерапевтические методы: снятие чувства страха, вины, ревности, развитие способности «я вижу действительность», «я принимаю ответственность».

ТАЛИСМАН
Центр Вселенной. Но в центре внимания родных не как личность со своим "Я", а как объект восхищения. Отсюда – его взгляд на себя как бы со стороны.
Миротворец. Он всегда старается улаживать возникшие ссоры в семье, объединяя разбушевавшиеся стороны шутками-прибаутками. Внимателен и заботлив к другим. Может достигать значительных успехов, но радость от достигнутого  почти не испытывает.
Методы коррекции в работе с Талисманом подбираются для формирования убеждения "я забочусь о себе, не ожидая защиты", снятия чувства страха, незащищённости, тревожности, ранимости.

ПОТЕРЯНЫЙ РЕБЁНОК.
Застенчивый,  стеснительный, замкнутый, безвольный,. Одинокий и в семье, и вне семьи. Не способный строить необходимые позитивные отношения. Пассивная роль приспособившегося к любым обстоятельствам. Его не видят и не слышат, не дают ответственных поручений. Да он и сам их не возьмёт и не проявит самостоятельности, активности.
Чаще всего держится возле подобных себе, таких же безынициативных, поскольку с ними он чувствует себя комфортнее и безопаснее. Тянется к эмоционально отстранённым людям.  Живёт с чувством постоянного ощущения ненужности, неадекватности.
Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам. Или  вступает в брак с партнёром, с которым воссоздаст привычную ситуацию его детства.
Психотерапевтические методы должны быть направлены на снятие таких чувств, как страх, одиночество, отрицание собственной личности, а также на формирование самоутверждения "я понятен и значим для себя и других".


     Зная особенности характеристик проявления тех или иных ролей, учитывая   механизмы психологической защиты личности, подбираются необходимые психотерапевтические методы, методы коррекции поведения и личностного развития личности, какую бы роль эта личность не играла.
В каждой из представленных ролей мы видим и себя, свои поступки. И не важно, находимся ли мы дома или на работе, на встречах с друзьями и знакомыми или в путешествии. Так или иначе, роли проявляются. Они видны. С ними можно и нужно работать.

p.s.:
Несколько слов благодарности моим Учителям.
Успешно пройдено обучение на курсах повышения квалификации.
Курс «Снятие учебного и рабочего стресса. Телесно-ориентированные методы», несомненно, значительно способствует  повышению уровня профессионального мастерства и в управленческой деятельности, и в педагогической деятельности в работе детьми и родителями. Полученные знания пригодились и в трудовой, и  семейной, и в общественной жизни. Применяются в разных жизненных ситуациях. Всегда. Это ценно!
Что важное почерпнуто из пройденного курса обучения, продолжавшегося в течение учебного года? Многое! Главное – это понимание, осознание того, что получен большущий объём важной информации, преподнесённой психологами-тренерами. На тренингах отработаны умения, которые (и это важно отметить) автоматически выполняются теперь при любых стрессовых состояниях. Многие психотерапевтические методы и приёмы (например, «кнопки мозга») применялись сразу же, как только осваивались на занятиях. И при защите  экспериментального проекта на XIV Всероссийском образовательном форуме «Инноватика в образовании», в том числе. Считаю, частица Вашего вклада есть и в победе на конкурсе.
Спасибо Вам большущее, дорогие Галина Борисовна, Татьяна Викторовна, Ирина Ефимовна!
 
С уважением и благодарностью, ваша З.М.



Картинка из Интернета


Рецензии
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.