Не полагайся на авось

               
          Это было в начале учебного года. Я тогда перешёл в седьмой класс. Осень в тот год выдалась на редкость тёплой и солнечной. Слышен шум на улице. Это пацаны собираются играть в футбол на пустыре, а у меня осталась ещё невыученной литература. «Успею!» - подумал я и бегом к ребятам. Игра была интересной и захватывающей - улица на улицу. Как положено с судьями и болельщиками, правда без настоящих ворот. Стойки их заменяли майки и кепки. Но самым замечательным было то, что время игры было неограниченно – пока всем не надоест. А как может надоесть футбол? Не понимаю! Играли до темна, пока мяча совсем не стало видно и, пока родители не разогнали всех по домам. А утром в школу.
        До самой школы я пытался вспомнить, что же я вчера не успел доделать из уроков. «Литература!!! – с ужасом вспомнил я, - Как же так, забыл про свой любимый предмет! Авось – пронесёт! Авось – не вызовут к доске!» С надеждой, что меня не спросят, я вошёл в класс. Прозвенел звонок и сразу же вошла учительница литературы и наш классный руководитель Капиталина Дмитриевна. Объявив, что математики сегодня не будет, а будут два урока литературы и, что на втором уроке она станет нам читать «Любовь к жизни» Джека Лондона, она открыла классный журнал и… вызвала меня отвечать урок. Я встал и, готовый провалиться сквозь землю промямлил, что вчера вечером плохо себя чувствовал и не успел прочитать рассказ, который она задавала. Сел на место и, кого она потом вызывала – не помню. Весь урок сидел, как на углях. Казалось, что все одноклассники меня осуждают, а учительница смотрит только на меня, не скрывая глубокого огорчения за мою ложь. В конце концов я не выдержал и, вскочив с места во весь голос выпалил: «Капиталина Дмитриевна! Я Вам сказал неправду, что был болен. Просто из-за футбола забыл про невыученный урок. Ставьте мне заслуженную двойку!» Воцарилась тишина. И, даже заядлый хулиган с последней парты, открыв рот, замер. А учительница по-доброму оглядела весь класс и сказала: «Вот что значит – совесть. Уважаю! Но футбол футболом, а дело прежде всего! Не забывайте, ребята! Двойку я тебе пока не ставлю, а завтра обязательно спрошу урок!»
        Домой я летел так, словно за плечами у меня  выросли крылья. Как будто бы ничего не сделал, только сказал правду, но какая великая сила – правда!
        В конце учебного года по литературе я имел уже твёрдую пятёрку …


Рецензии