Как я чуть не стал врагом народа

В 1949-м году, после окончания семи классов я, успешно сдав вступительные экзамены, стал курсантом Благовещенского речного училища.
Смутное это было время. Появлялись всё новые и новые постановления ЦК КПСС за подписью Сталина на аресты и расстрелы. Страна вела жестокую борьбу с «врагами народа». В эту сталинскую мясорубку однажды чуть не угодил и я – курсант Благовещенского речного училища. Шел 1950 год. До смерти Сталина оставалось три года. Как-то мы с товарищами завели разговор о нем. И во время этого разговора я, по неосторожности, сказал о вожде что-то не совсем лестное: что именно – сейчас уже не помню. Товарищ по курсу, Виталий Чаплинский, немедленно об этом сигнализировал командиру роты, старшему лейтенанту Нещадину, который на этот сигнал отреагировал так:
– Курсант Филиппов, отведите Сачкова к речному прокурору – пусть он с ним разберется!
...И мы пошли: я - в качестве «арестованного», Валентин Филиппов – в качестве конвоира. А надо сказать, что двухэтажное деревянное здание речной прокуратуры от речного училища находилось всего в квартале ходьбы. Пришли мы в прокуратуру – прокурора нет. Ждем полчаса - прокурора все нет. А потом нам сказали, что его сегодня не будет, и мы спокойно возвратились в училище. Валентин доложил старлею, что прокурора нет. И на этом всё закончилось: в прокуратуру меня больше не отводили, и никто из товарищей об этом инциденте мне не напоминал.
Тогда я всё это перенёс спокойно. А сейчас вспоминаю об этом с содроганием. Ведь не исключено, что я из курсанта Благовещенского речного училища в одночасье мог бы превратиться во «врага народа» со всеми вытекающими последствиями. Я до сих пор благодарен Богу за то, что он в тот трагический для меня день отправил речного прокурора в командировку.


Рецензии