Пилорама плюс. Волковский, камерная

2 марта на Камерной сцене Волковского театра состоялась премьера моноспектакля Виталия Даушева по пьесе Натальи Милантьевой «Пилорама плюс». Как сообщает анонс на сайте театра, спектакль вырос из удачно проведённой режиссёром Елизаветой Бондарь читки в рамках совместного проекта фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и Первого русского театра.
Пьеса – лауреат одного из самых уважаемых в России конкурсов современной драматургии. Самое главное свойство этого невесёлого текста – ты веришь ему, не смотря на некий фантастический элемент. Герой, одинокий спивающийся слесарь Санька, безнадёжно влюблённый в свою одноклассницу – замужнюю музыкантшу Катю, разговаривает с фрезерным станком, точилом и пилой. Монологи, письма построены с узнаваемой последовательностью высказываний пьяницы – от «люблю тебя» и «прости меня» через почти ласковое «дура ты такая» к прямым оскорблениям и грубости.
В камерном зале убраны стулья, для зрителей с трёх сторон сценического пространства - деревянные скамьи. Задник – серебристая «стена» с щербатым паркетом-ёлочкой, подвесной рукомойник, батарея. На усыпанном горами стружек квадрате сцены – настоящие деревообрабатывающие станки, настольные лампы, импровизированный стол, тумбочки (художник-постановщик – Павла Никитина). Зрители ждут начала спектакля, общаются между собой – здесь это происходит заметнее, чем в классическом театральном зале. На фоне гула голосов сначала тихо, но постоянно усиливаясь начинает работать «радио» - с интонацией ведущего прогноза погоды перечисляются знаковые события по годам, начиная с 60-го или 61-го. «61-ый год – первый полёт человека в Космос, 62-ой – Карибский кризис…1967 – цветной телевизор…79-ый – вышел фильм «Женщина, которая поёт»… и так далее. К середине 90-х звук уже «наезжает» на зрителя. Это время не давнее, но уже прошедшее и все мы из него родом, оно нас «глушит» знаковыми событиями, перекрывая серость и несчастья, которые рядом. На смену радио – первое знакомство с героем, на стену проецируется видеозапись пьяной вечеринки, после которой Санёк вываливается на сцену.
Первые монологи Виталий Даушев произносит механистически, с плоской интонацией, движется в пространстве между стояками по ломаной траектории автомата. Беседы со станками –диалоги, которые он ведёт сам с собой, притом не меняя г;лоса, но удивляясь и сначала не понимая, что происходит. Эти «голоса», вероятно, новое для героя явление. Звучат разные определения – маниакально-депрессивный психоз, шизофрения… Постепенно ускоряется темп речи, эмоциональность внутренних диалогов нарастает, втягивая понемногу и героя, и зрителей в водоворот споров Саньк; с самим собой. При этом артиста трудно назвать эмоциональным, он так же угловат и его взгляд часто направлен куда-то перед собой, словно он видит удивляющий его фантом. Тонкий момент: его лицо светлеет и смягчается, артист заметно молодеет, когда мысли героя освобождаются от агрессии и необходимости что-то доказывать. Постановщики добавили важное обстоятельство – у Санька, служившего в горячей точке, контузия, которая регулярно даёт о себе знать короткими вспышками головной боли с паническими атаками. В эти секунды на задник проецируется грохочущий микс из боевых воспоминаний парня.
Время здесь как пилорама распилило людей, которые когда-то, возможно, были интересны друг другу, сделав их совершенно разными. По большому счёту, главный герой и вовсе утратил способность к диалогу. Театр здесь оказался тем самым увеличительным стеклом, с которым его сравнивал Маяковский. Театральная линза позволяет увидеть и даже посочувствовать человеку, на которого мы в большинстве случаев даже не обратим внимания. И, вслед за сочувствием – ужаснуться: подобных историй, когда человек, кажется, неплохой и небездарный, опускается и теряет себя, очень и очень много. Впрочем, можно задуматься и о собственной диалогичности и способности понимать других. Вдруг кому-то история Саньки, показанная просто, без пафоса и мелодрамы, поможет? Небольшой шанс, но всё-таки есть, тем более что спектакль с нетеатральным названием «Пилорама плюс» «входит» в зрителя и достаточно долго держится в мыслях.

Ирина Пекарская,
театральный критик, член Союза театральных деятелей РФ


Рецензии