Ум животных и недоумение человека

Ум животных и недоумение человека. Часть 1. Скворечник.
..
О поразительном уме животных, насекомых, растений и кристаллов можно рассказывать долго. Примеров, только тех, где я сам столкнулся, - много. И каждый раз меня жгло одно и то же чувство: чувство собственной, человеческой неполноценности. В чём их превосходство, всех божьих тварей, над человеком?
..
Оно, пожалуй, одинаковое у всех: если они за что-то берутся, то часто «убивают» сразу двух и более «зайцев», и один из этих «зайцев» всегда используется для следующего очередного дела.
..
То есть, все они продумывают не одно действие, а сразу очень длинные и даже ветвящиеся цепочки, при этом они часто экстрасенсорно предвидят грядущие события и учитывают их. Все наши беды, почти на все 100% только из-за того, что именно такого рода ума у нас и не хватает: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Недоучли, недорассчитали, недопредвидели.
..
..
1)Старый скворечник, прибитый к торцу крыши садового домика, давно уже, как тряпка, болтался на ветру, и я прибил рядом новый, на крепкой, толстой штакетине. Но скворцы почему-то вновь поселились в старом. В то лето был ураган, поломало деревья, на земле валялся и скворечник.
..
Смотрю: скворцы живые, как ни в чём не бывало, залетают в другой, оставшийся. Переселились – подумал я. И тут вижу, что переломилась пополам та самая, моя толстая штакетина: на земле валяется не старый, а новый скворечник. А старый как болтался, так и болтается – прекрасно выдержал такой небывалый шторм.
..
2)На бутерброд с колбасой налетели две осы и жадно набросились на колбасу, аж хвосты дрожали от нетерпения. Каждая выгрызла круглую канавку, отделила маленький кусочек, схватила его и улетела. То есть они не просто грызли, а грызли с таким расчётом, что и сами наелись и отделили именно такой кусок, чтобы хватило сил долететь с ним до гнезда.
..
3)Малина, росшая неподалеку от парника, всё время залезала в парник – потому, вероятно, что там теплее, и приходилось её там выкорчёвывать. Она поняла, и внутрь больше не залезала, но дала поросль снаружи парника, прямо впритык, по периметру.
..
Плёнка крыши перекрывала плёнку стены больше, чем до половины высоты – почти полностью – и все стебли малины, попав в этот плёночный карман, доросли до его верха и упёрлись своими верхушками в его дно. Затем они попытались выбраться из кармана: пошли вниз сантиметров на 7 – и опять вверх – снова упёрлись. Опять вниз, уже сантиметров на 40 – и снова вверх – и опять упёрлись. Тогда они пошли вниз, вниз, вниз – почти до самой земли, и только тогда – вверх – и выбрались таким образом из кармана.
..
Эти несколько коленчатых стеблей, одеревеневшие мысли малины, немного отличались друг от друга, то есть, у каждого стебля был виден не только ум и общая тенденция, но и характер.
..
Если человек признаёт недостаточность своего ума, – это уже большой шаг вперёд. Что же делать дальше, какой следующий шаг? Когда мы в чём-либо уступаем животным, мы восполняем этот наш недостаток тем, что придумываем для себя различные приспособления. У нас слабые зубы – мы перемалываем зерно в муку. У нас слабый желудок – мы варим, жарим, солим, квасим пищу.
..
Нам трудно передвигаться пешком на большие расстояния – мы придумали транспорт. Значит и здесь, коль скоро этот наш недостаток превратился в страшный для нас бич, надо попробовать идти тем же путём: искать приспособление.
..
Тем более, что многое в этом направлении уже сделано: научные достижения, инет. Это всё очень хорошо, но – недостаточно. Недостаёт чего-то очень простого и очень эффективного.
..
Блэз Паскаль дал один толковый, полезный совет для такого рода поисков: мы с большим воодушевлением бросаемся искать новые месторождения на всё новых и новых землях, и редко попробуем копать ещё раз в тех местах, где многие уже копали и многое нашли. Вероятность найти что-то новое в таких местах, как показывает практика, намного выше, чем на новых землях.
..
Когда мы говорим, что всё зло от денег, мы забываем о двух вещах: 1) Да разве могла б появиться вся наша цивилизация со всеми её умопомрачительными производствами и сооружениями без такого великолепного инструмента, как капитал? 2) Деньги – это не данность, это изобретение человека, и как любое изобретение, при наличии большого числа нареканий, нуждается в авторских доработках. Здесь и надо копать.
..
..
Ум животных и недоумение человека.
Часть 2. Ускоренческий кристалл самоупорядочения.
..
Марк Твен так красочно и подробно пишет о невероятной глупости муравьёв, что невозможно удержаться от хохота. Талант. Гм Гм. Но наши пробелы в знаниях о них настолько зияют неполнотой, и наши собственные ляпы настолько царапают память, что беззаботный и радостный смех получается кривоватым.
..
Я не раз удивлялся тому, как быстро муравьи убирают свои коконы и яйца, если случайно поднять плиту, под кот. они обосновались. И вот однажды, подняв такую плиту и увидев под ней россыпи яиц и коконов, я решил проследить, что же будет дальше.
..
Вот шесть муравьёв подтащили кокон к дырочке в земле, и пытаются его в неё втиснуть. Но он элементарно не лезет. Они прекращают попытки и совещаются, по-водя усами. При этом они так похожи на наших рабочих-такелажников, по очереди предлагающих и отвергающих разные варианты, что у меня невольно возникает чувство сопереживания, будто это и не муравьи вовсе, а мы, люди - я уже не могу отделаться от этого чувства.
..
Они как и мы, действуют методом проб и ошибок, пробуют и так и эдак, после каждой неудачи, как и мы, надолго задумываются: всё это в мельчайших подроб-ностях настолько похоже на наши человеческие действия, что мысленно я давно уже там, с ними и как бы уже один из них.
..
Они не дёргаются, не обращают ни малейшего внимания на выстроившуюся, пока они тут не спеша экспериментируют, длиннющую нервозно ждущую живую очередь из муравьёв с коконами: 1 кокон – 6 муравьёв, 1 кокон – 6 муравьёв. Надо же: они знакомы и с правилами нашей живой очереди, с той только разницей, что без очереди не лезут.
..
Тем временем экспериментаторы, кажется, что-то нашли. Да, они нашли. Возле дырочки был микро-пригорочек. Экспериментируя, один из муравьёв влез на этот пригорочек и довольно-таки глупо, как мне показалось, потянул кокон на себя, вверх.
..
И – о чудо – кокон при этом вдруг совершенно случайно качнулся и приняв строго вертикальное положение, аккуратненько вошёл, наконец, прямо в дырочку: там внизу виднелись давно заждавшиеся другие, подземные, принимающие коконы, муравьи.
..
Проблема была решена абс. случайными действиями, с немыслимой потерей времени и вопреки логике: всё это тоже сплошь и рядом лежит в основе многих наших технических решений. Как же мы совпадаем! Да мы прямо-таки одной крови!
..
Но дальше я увидел то, о чём и не читал, и не слышал: едва первый кокон (а на неспешные эксперименты ушло где-то около 5 драгоценных минут!) скрылся под землёй, к дырочке тут же подоспела следующая шестёрка муравьёв с коконом, они повторили все движения первой шестёрки с абс. точностью, нет, не все, а лишь продуктивные и гладко, без задержки. В уме им не откажешь. При этом они немно-го увеличили скорость.
..
Третья шестёрка снова немного увеличила скорость. Четвёртая – ещё. Я уже сле-дил только за коконами, которые мерно вздымались и опускались в землю. Всё быстрее и быстрее. Вот они мелькают, как поршень в двигателе. Самих муравьёв  уже не видно: глаз уже не успевает выхватывать их из сплошного серого потока, в который они слились.
..
Но вот и сам поршень перестал быть видимым из-за немыслимой скорости его мель-кания. А скорость всё так же неумолимо, безжалостно и теперь уже совершенно ненужно всё продолжает расти! Будто муравьи подсели на некий невидимый крис-талл ускорения. Нет, не то: будто некий невидимый кристалл ускорения подсел на них, и они сделались его послушными рабами. Ещё момент – и не осталось ни одного кокона. Но на этом дело не заканчивается.
..
Увиденное не передашь словами. Это необъяснимое «то - не знаю что», невидимое и так обыденно использованное муравьями невероятно продуктивное влезло и в меня: я ведь тоже там был сопереживающим соучастником. Оно-то и породило идею бирок в «Гнутых стульях», с полной уверенностью в результате и идею бинокуляр-ной финансовой системы, с такой же уверенностью в её успехе. Что же это?
..
Я прямо-таки потрогал вживую реально и независимо существующий в природе неви-димый УСКОРЕНЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ САМОУПОРЯДОЧЕНИЯ - тот самый ЗНАМЕНИТЫЙ АНТИПОД ЭНТРОПИИ, кот. так давно, так жадно и безуспешно ищут академики. А он вот он, на самом виду.
..
Просто напрямую, НЕВООРУЖЁННЫМ ГЛАЗОМ ОН НЕ ВИДЕН, к нему осо-бый доступ, вход по пропускам, но он всегда рядом, вплотную к нам, в БОКОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ, той самой, которая делает все снежинки снегопада одинаковыми, как из-под штампа, и  все 6 лучей каждой из них - тоже одинаковыми. Что испокон веков было и остаёт-ся загадкой, а муравьи вот объяснили неожиданно доходчиво, а каменные цветы, муха осовидка и все прочие мимикрии и конвергенции им сочно так поддакнули.
..
Его мощь бесспорна, фантастична, и муравьи им, ею, по простоте душевной и в отличие от нас, царей природы, с незапамятных времён пользуются, пользуются и пользуются. А мы, цари, тем временем всё мучаемся, мучаемся и мучаемся. А теперь давайте ещё раз дружно и громко так посмеёмся: ХА-ХА-ХА.
..
..
Ум животных и недоумение человека (Часть 3).
Пернатые настройщики.
..
Я всегда недоумевал: как птицам удаётся выкормить всех птенцов. Ведь самые наглые птенцы всегда будут выхватывать весь принесённый корм, остальным ничего не достанется: ведь мать не может узнать, кто недоедает, а кто переедает, - они погибнут от голода, и, в конце концов, в гнезде останутся 1-2 птенца. В действительности же остаются все, и все одинаково упитанные.
..
На чердаках, в застрехах крыш всегда гнездятся воробьи: то тут, то там слышится негромкий писк птенцов – пищат на разной высоте и в разных резковатых, суховатых тембрах. Вот громко загалдели все наперебой: «Дай-дай-дай-дай-дай!» - мамка прилетела. И тут же голоса начинают шаг за шагом всё более и более выравниваться и смягчаться: и вот он уже достигнут, полный унисон как по высоте, так и по тембру. Мягкий, «влажный» сытый, успокоенный унисон сразу всего выводка.
..
Так значит мать по высоте тона писка и по характеру тембра узнаёт, какому птенцу, сколько и даже чего именно (выравнивание не только высоты тона, но и характера тембра это доказывает!) надо положить в клювик. Но для того чтобы так чисто настроить хор, так ровно проинтонировать тембр и при этом полностью скормить всё принесённое, надо иметь таланты настройщика, интонировщика и безошибочный "калькулятор" математика - сразу все три!
..
..
Ум животных и недоумение человека. Часть 4. Цветоречь
..
Если открыть рот, для произнесения звука «а» и пощёлкать по щеке, то мы явственно услышим приглушённый звук «а». То же самое произойдёт со звуками «о», «у» и всеми остальными гласными. Это - речевые форманты. Голос усиливает их, передаёт на расстояние.
..
Из голоса и формант состоит живая речь, все языки мира со всем их многообразием смыслов, интонаций и оттенков. Без речевых формант речь исчезает, превращается в бессмысленное мычание.
..
Если воображаемо откладывать силу голоса вдоль оси иксов, а речевые форманты (безразлично по какому критерию старшинства),- по оси игреков, то получившаяся таким образом фронтальная плоскость (бинокулярная) отразит все языки мира и все нераскрытые возможности нашей речи.
..
И, обратным ходом, везде, где мы встретим в природе информационно-передающую икс-игрек- бинокулярность, два в одном, вероятность того, что мы столкнулись с реальной или зарождающейся речью исключительно высока.
..
Есть факты, доказывающие, что осьминоги каким-то образом передают друг другу  знания, приобрести которые самостоятельно бы не могли. В то время, как природа дала им прекрасный бинокулярный икс-игрек-информационно-передающий аппарат, аналогичный и даже превосходящий по своим возможностям, человевеческий.
..
Это – меняющая, в зависимости от их эмоционального состояния, свой цвет, поверхность их кожи, специальные трёхцветные клетки-хроматофоры (ось иксов) и блеск-создающие овальные клетки, содержащие призматические пластинки (ось игреков).
..
Меняя цвет, хамелеонируя, и при этом лоснясь и поблёскивая, осьминог мог бы разговаривать со своими собратьями на порядок лучше чем человек. Почему лучше?
..
Потому, что осьминожьи поблёскивания не менее информативны, чем речевые форма-нты, а хамелеонирование всей кожей на порядок информативнее, чем голос.
..
Хамелионирование и нам не чуждо: мы краснеем, бледнеем, сереем, зеленеем и ко-ричневеем, и очень аналогично осьминожьим поблёскиваниям мечем глазами молнии.
Цветоречь возможна. Нужны доказательства. Два мне удалось найти.
..
1)Гигантский камчатский осьминог нападая на водолазов, срывает с них кислород-ные баллоны и гермошлем. Откуда, как не из «рассказов» своих собратьев, он может знать о наиболее уязвимых местах водолаза?
..
2)Проводящий всю свою жизнь в полной темноте, глубоководный кальмар «чудесная лампа», ярко светится в темноте, пульсирует, поблёскивает и переливается всеми цветами радуги, чем и заслужил своё название, - то есть расширил и развил (по причине смертельной необходимости и постоянной, в силу той же необходимости, тренировки) цветоречевые способности там, где основную жизненно важную инфор-мацию можно получить лишь от таких же, как и он сам, светящихся сородичей, и только средствами цветоречи.


Рецензии
"Разумом" обладают многие животные, растения, и даже представители неживой природы. Мало того, характер может проявляться, у технических объектах, относится к этому серьёзно, мы ещё даже не начинали, а ведь там есть свои закономерности. Эти закономерности не только интересны, но и полезны, даже с этической точки зрения. Как говорил Сократ: "Познай себя", и на этом поприще ещё много не познанного. Учёные создают искусственный интеллект не умея пользоваться естественным, таких недостатков у нас много. Цели достижения которых люди считают приоритетными иной раз поражают своей бесперспективностью, но надо надеяться на лучшее

Владимир Тунгусов   04.03.2018 08:07     Заявить о нарушении
Что каждая вещь имеет душу знает каждый, кто "мастрякал". И что она многое может подсказать, многому научить, а порой и на всю жизнь "вправить мозги".
Мы с вами совпадаем.

Леонид Лоцев   04.03.2018 09:23   Заявить о нарушении