Я никогда не слышала пение соловья

Сегодня 4 марта 2018 год.
Вчера весь день валялась в кровати и читала книгу Валерии Дмитриевны Пришвиной «Наш дом». Вчера дочитала до того момента, как 5 февраля 1943 года Михаилу Пришвину исполнилось 70 лет. А Пришвины в это время жили где-то в глухих местах Ярославской области под Переславлем-Залесским, в деревне Усолье. Какой-то монтер узнал случайно на почте, что там лежит еще не доставленная телеграмма, из которой явствует, что Михаил Михайлович награжден орденом Трудового Красного Знамени. Монтеру не терпелось сообщить об этом Пришвиным...
Юбилейный вечер в Союзе писателей был назначен на начало мая, как только станут проезжими дороги.
Валерия Дмитриевна вспоминает:
«Мы жили в гостинице «Москва» - квартира на Лаврушинском стояла еще разрушенная. У нас запросто бывали новые милые нам люди. Мы знакомились, шли откровенные беседы… Федин, Сейфуллина, Асеев, Всеволод Иванов, Перцов, Замошкин, И. Ф. Попов – разные люди приходили в наш номер гостиницы и засиживались допоздна...
...Шла вторая половина мая, все цвело, когда мы наконец выехали домой. К вечеру на закате мы проезжали мимо Ботика. (Примечание. Ботик—это недалеко от того места, где жили Пришвины. Ботик—это то место, куда были эвакуированы 300 детей из блокадного Ленинграда. Пришвины с ними дружили.) По какому-то делу нам надо было зайти к своим ленинградским детям. Машину мы оставили внизу на шоссе, и, когда на возвратном пути спускались к ней по крутому холму, среди зарослей со всех сторон вокруг нас заливались соловьи.
Михаил Михайлович сокрушался, что мы потеряли столько времени в Москве, пропустив весну. Он записал тогда в дневнике: «Ляля меня утешала, когда в Москве пропускали весну...
---Вспомни, как люди радовались весне на нашем вечере: ведь это мы им отдали нашу весну. А помнишь, как Ойстрах на скрипке играл, все вокруг себя забывая, и ты же сказал: «Мне кажется, что все наше прекрасное там в природе через таких людей сюда собирается в город к страдающим людям на утешение».
--Это верно, -- ответил я, --но отдать всю нашу весну для одного вечера—ведь это опустошение!
---И это неправда: так отдавать, как мы, это значит и получать. Почему непременно надо сидеть у природы недели и месяцы? Бывает одно мгновение, взгляд --- и разом все получишь.
Так и случилось. Мы уехали, когда в лесах еще белел последний снег, а когда вернулись, вечером после грозы в лесу на Ботике пел соловей. Мы остановились, вслушались в песню, и вдруг все, что было пропущено от снега до соловья, к нам вернулось.
Я сказал:
---Такого соловья я никогда не слыхал.
И она:
---Такого я никогда не забуду. Это---навсегда».
.................

Завидую Пришвиным...  Счастливчики...
А что если Пришвин в самую последнюю минуту своей жизни вспоминал именно ЭТО МГНОВЕНИЕ?!?!
Ну а я... Я никогда не слышала пение соловья...

...................

«Пел соловей, ах, как он пел,
И тишина ему внимала.
Как я хотел, чтоб он допел
О том, что не начать сначала.
А он свистал весь день и ночь,
А он выделывал коленца,
Как будто мне хотел помочь
Хотя б немного отогреться».
(Иеромонах Роман)
Кстати сказать... Иеромонах Роман написал эти строчки тогда, когда он был глухонемым и—априори—не мог не слышать, не слушать соловья...
Пел соловей...только в его сердце...

............

Ну а я...
Утром---как сумасшедшая на работу...
     Вечером---как сумасшедшая с работы...
                Спешка---суета---гонка...
Все—мимо...
Мимо рассветы... Закаты... Звездное небо...
Мимо...САМАЯ ПЕРВАЯ ТРАВИНКА...

А ведь Пришвин все замечал... И первую травинку... И упавшие листочки...

Михаил Пришвин пишет:

«Капал дождь в лесу, теплый как парное молоко. На некоторых упавших листочках, березовых, ольховых, осиновых, собирались капельки дождевой воды. Мы осторожно поднимали такие листочки и угощали друг друга, капли были очень вкусные, с березовых листьев пахло березой, с осиновых—осиной.
После такого угощенья мы спустились к Нищенке. (Нищенка—река в Тяжине). На пне возле речки слушали соловья. Когда соловей кончил, я протанцевал польку-мазурку, Ляля закатилась от смеха. Потом мы вместе протанцевали. Прилетела золотая птица—иволга. Ляля впервые ее увидала и была крайне изумлена»…
..................

Завидую Пришвину... Он мне близок... Духовно близок... Иногда появляются странные мысли: «А что если...в той жизни я была его женой»? Я положила две фотографии рядом... С одной стороны---фотографию Валерии Дмитриевны в детстве, а с другой стороны—свою фотографию в детстве... Очень похоже... У нее и у меня—очень печальные глаза...
...............

Валерия Дмитриевна Пришвина вспоминает:
«Когда мы приехали в Дунино, нашей первой весной мы услыхали соловьев—не одного, не двух, --это было целое соловьиное царство. Они пели в черемуховых зарослях у самого нашего забора, и по всему высокому склону, и в кустарниках за рекой».
..........

Прошло много лет... Пришвиных нет с нами...  И только дунинские соловьи по-прежнему поют и поют.............
................

4 марта 2018 год
Красноярск


Рецензии
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.