11. Путь Ермака за Камень

ЛЕСНЫЕ ВСАДНИКИ ЧУСОВОЙ. ПУТЬ ЕРМАКА ЗА КАМЕНЬ

Мы вышли на каменистый пляж на реке Серебряной. Посередь протоки серебристая вода еле скрывала небольшие камни.
Почему река Серебряная – это путь в Сибирь? Кто вёл Ермака по нему?
Какими были лодки, на которых Ермак поднимался верх по Серебряной, те самые "струги"?

Общепринятая дата начала похода отважного атамана в Сибирь – начало сентября 1581 года. Не представляю, как в это время можно было ермаковым ватажникам тащить свои лодки здесь вверх по течению! И всё для того, чтобы зимовать на вершине Уральского хребта? Да это самоубийство. Эти вопросы не давали мне покоя, и вот что мне удалось выяснить.

*** ПУТЬ ЗА КАМЕНЬ ВВЕРХ ПО СЕРЕБРЯНОЙ ***
Первые пути в Сибирь открыли … звери! То обстоятельство, что на западных склонах Уральского хребта выпадает больше снега и его таяние там происходит на месяц позже, чем на восточных склонах, обусловило древние пути осенней миграции медведей и лосей за пятьсот вёрст, по берегу Чусовой и её притокам - "за Камень", на зимние лёжки, с обратной весенней миграцией. Древние охотники, пробираясь по рекам за зверьём, находили пути за Уральский хребет.

Издавна пути за Уральские горы знали коми-зыряне, проникавшие туда, судя по открытиям археологов, ещё в XII-XIII веке. Зырянской дорогой звали путь купцов и промышленников через Каменный пояс, проложенный по правому притоку Печоры - Щугору, "поскольку первыми его "проведали" жившие в Приуралье коми-зыряне". (Ист. ХМАО, 2000).

Таким образом, путь можно было проложить по рекам, начинающимся на хребте и текущим по его разным склонам. Например, река Серебряная является притоком Чусовой, это бассейн Камы. Она берёт начало на западном склоне горы Подпора - почти на линии водораздела Уральского хребта. Примерно через сто пятьдесят вёрст Серебряная впадает в Чусовую ниже бойца Ростуна. Восточнее водораздела, разделяющего Европу и Азию, всего в паре вёрст от истоков Серебряной берёт начало река Тура, а это бассейн Оби!
Сорок вожей-зырян, знавших эти пути, вели людей Ермака за Камень.

*** ЕРМАКОВО ВОЙСКО ***
Иван Грозный в 1568 году за поддержку опричнины дал Якову Строганову Жалованную грамоту на всю Чусовую, от устья до верховьев. После смерти Якова в 1577 году в наследство брату Семёну достался левый берег Чусовой и нижняя часть Сылвы.
Сын Максим стал хозяином правого берега. По названию от Усолья, главного имения Строгановых на Каме, правый берег звали Усолошной стороной. Ещё этот берег Чусовой называли "максимовским", "сибирским".

Строгановы давно от местных вогуличей знали о путях в Сибирь. У переправ на Чусовой к дорогам через Каменный пояс ставили острожки.
Невероятная, дерзкая идея – разбить хана Кучума в его столице Искере (Сибер) на Иртыше, перебравшись через Уральский хребет на лёгких стругах, могла прийти в голову только отчаянному молодому человеку!
Им и был тогда двадцатилетний Максим Строганов.

Но кто поведёт рать в неведомые леса на битву с татарами? Пришлось Строгановым кланяться Ермаку, атаману Василию Тимофеевичу. Отряды Ермака были "войском", нанятым Строгановыми для защиты своих земель. Это были ватаги "повольных людей", промышлявших разбоем на Волге и Каме. Оттого их атамана ещё называли Повольским.

Только им, "повольным", под силу было совершить невозможное: пройти непроходимыми реками и волоками в неизведанные земли, зимовать на новых местах в лютые морозы, сражаться с войсками хана Кучума, рискуя остаться в сибирской тайге навсегда.
Войско было разношёрстным. Кроме русских и вожей-зырян, там были поляки и шведы, выкупленные Строгановыми, когда-то попавшие в русский плен с полей сражений.

*** КОГДА ПОВОЛЬНЫЕ ОТПРАВИЛИСЬ НАВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ? ***
Думаю, смекалки камским ушкуйникам было не занимать. Вряд ли они бы выступили в начале сентября, когда на Чусовой и Серебрянке очень низкий уровень воды, тащить лодки по каменному дну невозможно. Вряд ли в их планах было вообще зимовать в неком Кокуй-Городке на вершине Уральского хребта.

Историки описывают большие красивые "струги" дружины Ермака. А ведь к осени в Серебрянке в ином месте воды – по щиколотку, зимой трещат сорокаградусные морозы среди снегов глубиной до трёх метров.
Очевидно, что Василий Тимофеевич в здравом уме пошёл бы по высокой воде пораньше, чтобы "проскочить" Уральский хребет до зимы. Да и лодки взял бы полегче, с минимальной осадкой.

О том походе, когда "Россия приросла Сибирью", предостаточно легенд и версий историков. Есть несовпадения в датах в Строгановской летописи и в Сибирской летописи С.У. Ремизова. Я склонен доверять исследованию В.И. Сергеева "К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака".

Дружина Ермака из трех полков, с казачьими атаманами Иваном Грозой, Иваном Кольцо, Богданом Брязгой, согласно Кунгурской летописи
"с усть Чусовой, взявши у Максима Строганова запас... в 87-м году июня в 12 день поидоша по Чусовой вверх до Тагильского волока з боем".
По прежнему летосчислению, 7087 год соответствует 1579 году
Выступали в поход двумя отрядами, поскольку в летописи упоминаются даты 12 и 13 июня 1579 года.
Это похоже на правду – в это время вода ещё высокая и времени до зимы достаточно.

Ермак смог преодолеть путь через Каменный Пояс в Сибирь примерно за сто дней. Впервые он встретил главные силы Кучума у сибирской столицы под Чувашевым мысом, перед засекой на Иртыше. О том бое святейший патриарх Филарет и государь всея Руси царь Михаил Фёдорович в грамоте от 16 февраля 1621 года указали провозглашать вечную память воинам Ермака:
"23 октября 1579 года ста семи человекам, убитым Кучумом под Чувашами, – вечная память большая".

Ясно, что Ермак не зимовал на перевале у речки Кокуй. Осенью того же 1579 года он достиг устья Тобола на Иртыше. Потерял атаман при этом своих "вожей" из коми-зырян.
Но всё только начиналось…
Второй вопрос, который мне был непонятен – на каких лодках шли ватаги повольных?

*** ЕРМАКОВЫ СТРУГИ ***
Отряды Ермака шли на небольших речных ушкуях. На них отправлялась в набеги ещё новгородская вольница с конца XIII века. На языке древних вепсов "uskoi" означало небольшую лодку.
По версии М. Фасмера, слово "ушкуй" происходит от поморского "ошкуй" – "полярный медведь". На высоком носу ушкуя обычно красовалась резная голова полярного медведя.
В Новгородской былине в описании корабля Соловья Будимировича так и сказано: "На том было соколе-корабле два медведя белые заморские".

По оценкам исследователей, речной ушкуй имел длину 12-14 м, ширину около 2,5 м, осадку 40-60 см и высоту борта до 1 м. Грузоподъёмность его была до четырёх тонн.
Скорее всего, "ермаковы струги", которые волокли по Серебрянке, были и того меньше, рассчитанные на 8-9 человек с припасами.
С уточнением этих деталей, начало похода в Сибирь 12 июня 1579 года согласно Кунгурской летописи выглядит правдиво.

Легко сказать, "волокли струги по Серебрянке".
Есть версия, что ватажники на сложных участках в верховьях хитро поступали. Они плотинили очередной участок Серебрянки, "поднимали" воду и протаскивали гружёные лодки. И так до следующей плотины. Либо они могли подниматься на хребет, используя лошадей и протаскивая грузы волоком.

Побывав в исторических местах, каждый сможет сам найти в литературе всю историю походов Ермака. Наверняка, читателю будет интересно узнать, почему Строгановы в своей летописи указали 1581-ый год, а не 1579-ый.
Важно хранить память о подвиге Ермака и дороге с реки Чусовой в Сибирь.

Тот поход помнят не только летописи, его помнят и названия. Близ города Тобольска на притоке Иртыша осталась деревня с таким знакомым именем - Серебрянка.


Рецензии