Ч. 87 Не могли сказать мама

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/03/02/2168

Удивительно, но севастопольцы большого ущерба от бури не понесли, не считая нескольких сорванных крыш и поваленных деревьев. Волны размыли затопленные корабли и сместили их с фарватера, поэтому Нахимов распорядился  затопить ещё шесть судов, которые образовали вторую линию преграды  для вражеских кораблей.

Однако их потеря уже не имела никакого значения для обороны города. Неизвестно, знала ли русская разведка о тяжелейшем положении союзных войск или нет, но как бы там ни было, русское командование никаких активных действий на фронте не предприняло, предпочитая ожидать нападения и обороняться.

Возможно, причина пассивности гарнизона Севастополя крылась в том, что положение русских войск мало чем отличалось от того, в каком находились союзники. Однако принципиальная разница состояла в том, что у союзников такие трудности были временными, а у русских – постоянными.

Единственными, кто извлёк для себя пользу от стихийного бедствия, оказались казаки. Может быть, моё замечание покажется кому-то непатриотичным, но из мемуаров и архивных документов неопровержимо следует, что эти вояки повсюду занимались грабежами и мародёрством.

После бури они поскакали к берегу моря, который на всём протяжении от Евпатории до устья Качи усеивали обломки судов, трупы и многое другое, что волны выбросили на берег с разбитых кораблей. Вскоре казаки успешно торговали в Севастополе английскими коврами, фуфайками, всякой мелочью и даже металлической посудой.

В первую зиму во время осады Севастополя досталось обеим сторонам и русским, и неприятелю. Когда читаешь многие исторические труды о Крымской войне, создаётся впечатление, будто в 1854 – 1855 годах зима из Арктики перекочевала в Крым.

Газеты западных стран в ужасе писали о «русских генералах» - Январе и Феврале, из-за которых союзные войска несли колоссальные потери. Но это очень далеко от истины. Мороз в Крыму мог тогда претендовать не на генеральское, а от силы только на лейтенантское звание.

Зима выдалась не такая уж и холодная для Крыма, бывали и посуровей. Существует древняя истина: нет плохой погоды, есть только плохая одежда. После памятной ноябрьской бури установилась отвратительная погода: ненастье, слякоть, снег с дождём, но без сильных морозов.

От сырости негде было укрыться. Трагедия заключалась вовсе не в суровой зиме, а в том, что русские, англичане, французы и турки оказались плохо, не для зимы, одеты, обуты, отвратительно питались и жили в жутких условиях.

Французы, как и во многих других делах, подготовились к войне гораздо лучше остальных её участников. Но и они продумали далеко не всё. То, что годилось для Северной Африки, совершенно не подходило для условий на юге России.

Немудрено, что катастрофически распространились простудные заболевания, участились случаи холеры. В день заболевали сотни людей. Армии союзников, особенно англичан, буквально таяли на глазах.
 
Очень многие обмораживались. Англичане и французы отогревались хорошо нам знакомым и понятным способом – крепкими напитками, причём напивались до такой степени, что не могли сказать «мама», укладывались спать в снег, чтобы больше никогда не проснуться.

А между тем необходимое имущество, в том числе тёплое бельё и одежда, мирно покоились на складах, принадлежавших различным ведомствам. Восемьдесят пять процентов английских солдат болели цингой.

Из-за отсутствия лимонного сока и овощей выпадали зубы, а из-за обморожения рук и ног люди порой лишались пальцев. Три парохода со свежими овощами вместо Балаклавы чиновники отправили в Варну, а когда, наконец, овощи попали туда, куда следует, они уже сгнили, и их пришлось выбросить за борт.

Лимонный сок доставили в Балаклаву, а затем вернули на склад, потому что чиновники не успели сверить его количество с накладными.

Нужно отдать должное английскому военному министерству: оно оперативно возместило потерю тёплых вещей в результате гибели «Принца» и в конце декабря прислало из Константинополя семнадцать тысяч одеял и девятнадцать тысяч тёплых пальто.

Зашевелились и интенданты, которым досталось от газетчиков. В войска стала поступать тёплая одежда, но, как говорится, хороша ложка к обеду. Люди уже были безнадёжно простужены.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/03/04/1999


Рецензии
К сожалению, Владимир, всё шло, как обычно.
Разве простым морякам и солдатам нужна была эта война? - Нет.
Она нужна была политикам и купчикам.
А простые люди вынуждены были за корпоративно-олигархические интересы отдавать порой свои жизни.
/
С огромным уважением к Вам,

Наталья Николаевна Максимова   04.10.2021 19:19     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы, Наталья!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.10.2021 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.