14. На бойце Писаном

ЛЕСНЫЕ ВСАДНИКИ ЧУСОВОЙ. НА БОЙЦЕ ПИСАНОМ

Утро четвёртого дня мы встретили на поляне у Демидовского Креста. Отсюда идёт дорога до деревни Пермяковой, по которой завтра нам предстояло подняться вверх по Реке Теснин до устья Чизмы. Сюда же приходит дорога от деревни Рассолёнки, по которой мы спустились вчера. Теперь здесь наш дом на Чусовой. Так приятно холодным утром вылезти из палатки и встать ногами на тёплую кошму. Восходящее солнце мощными лучами пробивалось сквозь ельник и дым от костра.

Мы решили совершить восхождение на боец Писаный. От нашей стоянки, мимо Креста, к берегу Чусовой ведёт уютная тропинка с земляной лесенкой. Чусовая к началу сентября сильно обмелела. Из-под воды появились пляжи и острова.

Река плавно обтекала донные камни-таши, серебрилась на солнце. Вода  была прозрачной, и дно было отчётливо видно. Это придало нам уверенности, и мы вновь вошли в воды священной Чуоси. Я шёл наискось, по старой насыпи, которая вела по дну на правый берег. Вода медленно поднималась по пояс, по грудь, и наконец, Река Теснин укутала меня прохладным одеялом по самую шею. Я поплыл.

Мимо меня на надувном плоту пронёсся штурман, перевозивший фотоаппаратуру и рюкзак.
Выбравшись на берег ниже бойца Писаного, мы отправились гулять под солнцем по песчано-галечным пляжам, заросшим ярко-зелёными ивами. Напротив нас разворачивалась гряда камней под названием Столбы.

От стоянки напротив Столбов мы начали подъём на вершину камня Писаного, взяв азимут на север. Тёмные лога перемежались с озарёнными солнцем полянками. Зелёная листва была пронизана светом.
Первыми нас встретили останцы в лесу на вершине камня. Вдали, на утёсах бойца, раздавались крики соколов-сапсанов.

Боец Писаный открыл нам грандиозные стены каменного Города. Они нависали над узкими улочками, обсаженные по краям берёзами и пихтами. Моховые террасы украшали скалистые гребни. Тропинка вела на борт каменного корабля. Это могучая лодья вышла из тайги и застыла над башнями неприступной крепости. Перед нами открылась потрясающая картина!

Бескрайнее голубое небо накрывало милые зелёные горы у красавицы Чуоси. Над ней снежными барашками замерли облака. Чистые, прозрачные краски в небе над Чусовой напомнили мне об открытии, которое меня потрясло в Третьяковской галерее. Тогда я впервые увидел картины Архипа Ивановича Куинджи. Это было Открытие мира.

Облака плыли и плыли на север. Белые пушистые создания зависали над нами на мгновения, потом опять отправлялись в путь. А за ними из-за вершин хребта появлялись новые и новые. Так останавливается, и так идёт Время над Вечной Рекой.

Перевалив хребет, солнце хлынуло в долину Чусовой. Оно старалось напоить своим светом каждую сосну, каждую березку, каждую травинку. Наступала осень, и Звезда переживала, хватит ли жизненной силы природе?

Остроконечные башни вздымались под нами. Они были украшены на вершинах моховыми шапочками, золотящимися в солнечных лучах. Солнце ласково гладило мшистую спину сине-стального утёса. Ветерок поднял у островков рябь. Чусовая торжественно огибала боец Писаный.

Река в этом месте делает петлю. Вдали, за ложбиной речки Нижней Пермяковки, синели хребты Каменного Пояса. Там она течёт на север мимо Золотого острова, камня Пермякова и деревни Пермяковой. Потом поворачивает у острова Нижнего на юг и протекает здесь, под бойцом Писаным, чтобы у камня Столбы вновь развернуться на север!

Напротив бойца Писаного, на левом берегу Чусовой, 31 мая 1779 года Никита Акинфиевич Демидов установил Крест на месте своего рождения. Камень Писаный - свидетель многих событий на Реке Теснин. Но не факт, что боец назвали Писаным оттого, что на нём выбита надпись, аналогичная той, что на Демидовском Кресте. Здесь было священное место у древних народов. В камне имеются небольшие пещеры. Возможно, где-то была и писаница?
Кто знает. Река Теснин хранит свои тайны.

Мы прошлись по ущельям на дальние вершины бойца, выше по течению. Каменные зубцы были самых разнообразных форм. Напротив скалы-лодьи с загадочным видом сидела невероятных размеров каменная Жаба. Невероятно терпеливые люди могут ждать, когда рак на горе свистнет. Тогда и эта каменная Жаба квакнет гулким эхом. Исполнится чьё-то желание. Но пока, в первый день осени, над Чусовой стояла оглушительная тишина…

Мощь и красота чусовских бойцов олицетворяет величие уральской природы. Тишина, вековые деревья на утёсах каменных богатырей и Вечная Река - всё это действует на человека, останавливает и заставляет задуматься. Всякая суета из головы уходит прочь.

Добро пожаловать на красавицу Чусовую!


Рецензии