17. Деревня Пермякова
Облака плыли вместе с Чусовой на север. А нам было пора на юг, вслед за перелётными птицами. Утром пятого дня мы попрощались с бойцом Писаным. Вчера с его вершины мы глядели на дальние горы и на впадину между ними, по которой течёт речка Нижняя Пермяковка.
Зелёным краешком с бойца виднелась бывшая деревня Пермякова. Наш путь лежал туда, вверх по Реке Теснин, где она поворачивает на север у камня Синего, минует устье реки Чизмы и камень Конёк. Дуга Чусовой обтекает остров Верхний, остров Золотой и камень Пермяков, затем остров Нижний, после которого Чуоси поворачивает на юг к камню Писаному.
Наши велосипеды ехали по дорожке, усыпанной первыми жёлтыми листьями. Проехав поворот на тропу к Рассолёнкам, мы углубились в лес. После небольшого увала справа от дороги показалась лужайка. На её краю, как избушка на курьих ножках, висел на трёх берёзах крохотный дощатый домик. К лабазу вела лестница. В нём уместился небольшой столик со скамейкой.
Проехав полосу леса, мы выехали на безбрежное Пермяково Поле, у острова Нижнего. Три года назад мы штурмовали брод у этого острова, когда пробирались по правому берегу от бойца Осинового и деревни Деменёвой. Луговина деревни Пермяковой простирается на два с лишним километра от острова Нижнего до острова Верхнего.
Железные кони погрузились в некошеную траву, её верхушки колыхались над нами. Иногда по пути попадались перелески, через них ехать было полегче. Слева от нас упирались в Чусовую высокие хребты с темнохвойной тайгой. От деревни ничего не осталось. Какой она была?
*** ДЕРЕВНЯ ПЕРМЯКОВА ***
Деревни Пермякова на Чусовой, Пермяки на Сылве – топонимы, говорящие о родовых местах древних коми. Народ коми русские называли сначала перямяками, потом зырянами.
Согласно летописи, "в Перми Великой жили зыряне, вятчане, лопь, корела, югра, вогулы, пертасы, гамаль чусовская". В XII веке воинственные племена манси, "младших братьев", вытеснили коми-пермяков с Чусовой. Возможно ли, что часть их поселений при этом осталась?
Путеводитель Ф.П. Опарина от 1936 года говорит о том, что дома деревни Пермяковой были с делением избы на две части от входа с улицы, как у пермяцких селений верхнего Прикамья. Впрочем, по утверждению историка Т.К. Гуськовой, русские сибиряки строили так же.
К 1675 году на левом берегу Чусовой срубили первые избы староверы, пришедшие с верховьев Сылвы и её притоков. Спустившись в долину Чусовой с водораздельного кряжа, староверы обустраивали скиты на реке Чизме. Деревня Пермякова появилась ниже её устья.
О деревне писал Д.Н. Мамин-Сибиряк: "Вид Пермяковой отличается, пожалуй, довольно оригинальной красотой, хотя и поражает непривычного человека своей дикостью".
В паре вёрст от "дикой" красоты, напротив бойца Писаного, 8 сентября 1724 года у Акинфия Демидова и его второй жены, Евфимии Ивановны (урождённой Пальцовой) родился младший сын Никита.
Улица с домами шла по берегу у левой протоки, напротив острова Золотого. Между островами Золотым и Верхним река Чусовая изобилует мелями и перекатами. Здесь по правому берегу в неё впадает речка Верхняя Пермяковка.
К концу XVIII века это место считалось среди сплавщиков разбойничьим. Ходили легенды о разбойнике Пермякове, чьи ушкуйники грабили барки, убивали бурлаков. Правда это или нет, никто не знает.
По крайней мере, жители деревни прославились иным способом делить и отнимать. Они встречали железные караваны гуляньями у острова Золотого, завлекая барки на правую протоку. По сравнению с широкой и мелкой левой протокой, правая протока узкая и глубокая. Но таши и каменные ерши на дне правой протоки останавливали барки.
Филологи УргУ записали в деревне Пермяковой от С.П. Латкина, 1893 г.р:
"Раньше по Чусовой барки, гружёные чугуном, плавили. Около нашей деревни очень часто садились. И всё из-за острова, ведь река тут неглубокая. А барка как сядет на мель, так её разгружать надо, иначе с мели не стащить. И так из года в год. Много денежек этот остров вытянул из карманов. Вот и есть Золотой" (Предания и легенды Урала, Свердловск, 1991).
До революции жители деревни бурлачили на сплавах, заготовляли лес. По данным А. Иванова, в 1899 году в Пермяковой проживало 530 человек (получается, не менее пяти десятков дворов).
К 1960-м годам в деревне из одной улицы оставалось двадцать пять дворов и магазин.
С прекращением в 1974 году молевого сплава многие чусовские деревни исчезли. Не стало и Пермяковой.
*** ОСТРОВ ВЕРХНИЙ ***
От деревни Пермяковой остались заросшие дороги. Одна из них соединяла Пермякову с деревней Ёквой. Дорога шла вброд через Чусовую у острова Верхнего, пересекая обе протоки. Затем по правому берегу она поднималась на восток вдоль речки Верхней Пермяковки на увал. Оттуда, обходя Собачьи камни, дорога спускалась на юг в долину реки Тимошенки и затем выходила к Ёкве.
Пермяковская дорога пошла прямой стрелой к юго-востоку. Железные кони с удовольствием неслись к реке. Вокруг волновалось море травы вперемешку со стеблями хвоща. И в этом море нам сигналили отовсюду шапки красноголовиков. Дорога вышла к большому острову Верхнему, на берег левой протоки. Не замечать грибы стало невозможно, и мы сделали остановку.
Бродя по прибрежному ельнику, я обнаружил старый фунтовый съезд к броду через остров. Дорога еле угадывалась по обочинам и профилю, но осталась ровной. Она вывела к берегу.
У крутого спуска на останках заплота выросла громадная пихта. Пихта пустила по заплоту свои корни. Под ними были видны старинные кованые гвозди. Рядом шла высокая насыпь. На поверхности земляной стены ровными рядами через одинаковые расстояния торчали полуистлевшие пеньки от причальных столбов из лиственницы.
Весной, во время караванного вала, вода должна была подниматься на пять метров и больше. В начале мая в условный день и час заводы открывали шлюзы плотин и… "наливали" Чусовую! Первым спускал воду самый верхний и самый мощный завод на Чусовой - Ревдинский.
А. Иванов описал это масштабное действие:
"В Ревдинском пруду спускали до семи вершков воды, что давало подъём воды в Чусовой почти на пять метров выше самого высокого уровня в весенний паводок! ...Волна спущенной в Ревде воды, подпитываемая водой из других прудов, распространялась по реке на сто километров пути. На гребне этого весеннего вала выходил первый - Ревдинский караван".
По крутояру к воде спускались берёзы. Здесь, у высокого берега, баркам было удобно чалиться на остановку у деревни Пермяковой.
Я стоял у края протоки, обезвоженной в сентябрьскую межень, и вглядывался в пологий скос Верхнего острова. Где-то здесь по осени громыхали телеги, в зиму волокли сани. "Но-о, мила-ая! Пошла!" – кричали лошадям ямщики. И "милая" вытаскивала сани на заснеженный берег, над которым вдалеке курились трубы и коньки крыш утопали в "дикой красоте".
Солнце слепило глаза, обрушивалось с верхушек елей на пристанский тракт. На свету колыхались параллельные метёлки хвоща, будто волны Времени. Время скрыло от нас дорогу и причалы. Мы ехали по волнам Времени "навстречь солнцу". Остров Верхний остался позади. Светило висело на юге и выхватывало прожектором яркие островки посреди тёмной воды.
*** ПАМЯТЬ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ ***
На левом берегу показался небольшой камень, опустивший слоновьи ноги в Чусовую.
Если это камень Пермяков, тогда почему он здесь, а не за Золотым островом, как указано на карте? Если же карты нам не врут, тогда это безымянный неизвестный боец. Назовём его Малыш.
Проехав под крутобокой горой с останцем на вершине, мы добрались до плёса в устье Чизмы. Водяные лопухи недвижно застыли в отражении чусовского леса. Чизма неохотно переливала воды через лещадь. На берегу стоял памятник с вифлеемской звездой.
Оставив велосипеды у крытой стоянки, мы отправились к нему. Оградка и каркас из труб были выкрашены в красный цвет. Из-под мраморных табличек сыпалась требуха, пробивая истлевшую фанеру. Это брошенный памятник, говорящий о событиях Гражданской войны. От Демидовского Креста мы ушли в начало XX века.
Одна из табличек посвящена осени 1918-го года, когда "отличились" стрелковые части дивизий Красной Армии, укомплектованные венграми, бывшими в русском плену. На поле брани Первой мировой войны Россия подарила им жизнь.
С лета 1918-ого Белая Армия наступала на Пермь. Бои шли и здесь. К деревне вышла процессия монахов, во избежание кровопролития и братоубийства. И белые остановились, и красные не стреляли.
"Красноармейцы не решались стрелять, а венгры-интернационалисты без колебаний скосили из пулемётов и белых, и монахов", – повествует А. Иванов.
Вторая табличка говорит о дате 14 июля 1919 года. Тогда близ Верхнего острова части Красной Армии во главе с Н.Д. Томиным форсировали Чусовую. Их целью было выйти к Нижнему Тагилу и прорвать фронт Сибирской Армии адмирала Колчака.
Вне зависимости, кто за белых, кто за красных – мы должны беречь память о Гражданской войне, чтобы братоубийство никогда более не повторилось. И памятник, установленный когда-то молодёжью Нижнего Тагила, нужно привести в порядок.
Свидетельство о публикации №218030400748