Рождественское письмо елеонской игуменьи Тамары

Фото: игуменья Тамара

 
В последние десятилетия  у православных людей заметно возрос интерес к личности и жизненному пути  елеонской игуменьи Тамары (1890–1979; урожд. Романова), в миру – княжна императорской крови Татиана, в замужестве – княгиня  Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская. В 1951 году  ее назначили игуменьей Свято-Вознесенского монастыря РПЦЗ. Она многие годы управляла им и скончалась в этой обители в 1979 году.

Обнаружение  и публикация  каждого  ранее неизвестного  письма  игуменьи Тамары – событие для исследователей династии Константиновичей.  Изучение   писем  этой матушки   позволяет приподнять завесу над  глубоким духовным миром этой, пожалуй, самой известной русской игуменьи XX века на Святой Земле, каковою была настоятельница  женского монатыря на горе Елеон. Ныне письма княгини Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской, игуменьи Тамары  помимо московских архивов  хранятся в  архивах Белграда и Тбилиси, где они, к сожалению, в настоящее время закрыты.

В Москве, в  архиве Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, в  "Фонде 055. "Гавриил Константинович Романов, Великий князь"  хранится датированное началом января 1955 года  письмо игуменьи Тамары. Этот ценный документ, наряду с другими материалами, был передан в 2007 году  госпожой Плаутинофф (Франция), и его текст опубликован исследователем Т.А.Лобашковой  только через десять лет [1].

Это ранее неизвестное исследователям письмо игуменьи Тамары  адресовано в Париж ее  брату – великому князю Гавриилу Константиновичу *.
Автором письма по каким-то причинам не указана  дата его  написания. Год отправления письма указан в соответствии с почтовым штепмелем. Письмо получено великим князем Гавриилом Константиновичем за несколько недель до его кончины во Франции.

Текст послания  интересен прежде всего своим  содержанием, раскрывающим переживания и заботы матушки,  некоторые особенности жизни елеонской обители на четвертом году правления   игуменьи Тамары, официально возглавившей монашескую жизнь сестер  в середине сентября 1951 года [2].
 
Игуменья, обращаясь к    своему старшему брату "Гаврилушка", а  к его второй супруге – "Ирина",  начинает письмо так: "Пока читаются за утреней кафизмы, спешу дома поздравить Вас с русскими праздниками, самыми Великими зимою: когда Христос Бог Младенец нашего ради спасения сшедшего с небес нас ради  воплотися от Духа Свята и Девы Марии, как читается в Символе Веры " [3].

Вероятно, игуменья писала в Париж  4 января, накануне Рождественского сочельника: "Теперь у нас зима, т.е. дожди"; "кое-где лежит снег, и в кельях холоднее, чем на воздухе". В тот год на неотложные ремонты для монастырских построек  в казне обители  не хватало денег, все сестры ощущали  недостаток продуктов  питания и отсутствие тепла. Не у каждой  сестры в келье были примусы, не хватало дров для печей. В 1955 году в монастыре еще не было электричества, и матушка Тамара признается брату: "У нас керосиновые лампы, а в церкви нет печки".

В  начале 50-х годов в странноприимном корпусе и во многих монашеских кельях зимою текли крыши и было холодно. Некоторым сестрам во время сильных дождей приходилось спать в кельях под зонтиком. Потолок трапезного храма обвалился, нужен был основательный ремонт цистерн для сбора зимою дождевой воды. Матушке Тамаре  пришлось срочно изыскать большую сумму денег для ремонта крыши на колокольне.

...Вероятно, во время составления письма в игуменской взгляд матушки Тамары случайно  остановился на одном небольшом предмете из жести, что напоминил ей о передаче "деликатеса" из Парижа: "...в Вашей коробке от kakao, на которой кто-то написал, что это от Вас мне, ношу корм голубям. Когда они меня завидят, то все сразу летят близко над головой".
В начале и середине 50-х годов Елеонский женский монастырь был самым большим женским в Русском Зарубежье: в нем подвизалось около 130 монахинь, причем, подавляющее большинство из них были людьми преклонного возраста. Монастырю  помогали  разные общественные благотворительные организации. Игуменья заботилась о том, чтобы каждая из  сестер  получала перед великими церковными праздниками подарки. Из письма игуменьи следует, что в канун рождественских "..."Lutneran World Federation" прислало сто вещей: разных пальто, кофты-вязанки, одеяла. Очень трудно  предстоит на Рождество. Будут спрашивать, обиженные, зачем этой, а не той". Головной болью матушки стал вопрос, как все это справедливо  распределить между сестрами: "...Может быть, удастся раздать, вытягивая жребий, все-таки будут недовольны". В день составления письма, отметила матушка Тамара, в обитель "приезжала голландка, знакомая Теймураза***  (т.е. сына матушки Тамары. – Примеч. А.Х.), и привезла много хлеба на нашу "братию".

Елеонская обитель еще переживала экономические трудности и ее финансовая ситуация оставалась сложной. Игуменья Тамара рассуждала в письме, как в рождественские праздники накормить всех насельниц: "Теперь нам предстоит придумать, что готовить на Рождество и что прибавить  сестрам, чтобы унести домой".

В трех километрах от Иерусалима на противоположном Гефсимании склоне Елеонской находится Вифания, куда на другой день после завершения  письма должна была  отправиться матушка Тамара. Здесь находится открытая РПЦЗ в   1937 г.  школа-интернат для православных девочек арабского происхождения. Под присмотром гефсиманских сестер  девочки получали хорошее образование и воспитание. По пятницам в небольшом  храме девочки-арабки пели Литургию. Игуменья рассказывает  брату в письме: "Завтра в Вифании последняя обедня, которая бывает по пятницам, до роспуска детей на Рождественские каникулы. Мне надо ехать туда, чтобы исповедоваться у архимандрита Димитрия ****, оттого, что он  был моим духовником, еще когда я была Гефсиманская". Брату матушки – великому  князю Гавриилу Константиновичу, конечно, было известно, что инокиня Тамара с декабря 1946 г. до середины 1951 г. подвизалась в Иерусалиме, в Гефсиманской обители, а откуда в 1951 г. ее перевели в Елеонский монастырь.

О себе матушка сообщает такие подробности: "Обыкновенно, после литургии, если я говею и других говеющих много, то на общей молитве перед исповедью, я читаю общеее исповедание грехов вслух".

Примечательно, что в начале письма матушка Тамара сообщает, что  отправила  письмо  дочери "Натусе" *****(т.е. Наталье. – Примечание А.Х.) и  ждет от нее "ответа с великим желанием". А в  конце  того же письма матушка неожиданно добавляет, что "пришло письмо от Натуси".

В 1954 год Елеонский монастырь стал местом пребывания паломников, прибывших  вместе с епископом Женевским Леонтием (Бартошевич). Княгиня Татьяна Константиновна до конца декабря 1946 года была церковным старостой прихода Крестовоздвиженского собора в Женеве. Вероятно, паломники из этого города привезли игуменье Тамаре поминальные записки и письма некоторых прихожан, знавших матушку. Она пишет брату: "...Княгиня М.А. Святополк-Мирская****** в Женеве делает новое описание церкви и спрашивает, кто пожертвовал Плащаницу в Dаvоs, она находится теперь в Женеве? Знаешь ли ты? Ее внуки оканчивают Лицей Николая II в Париже".

В конце послания  игуменья адресует брату и его супруге вопрос: "Понравилась ли Вам халва, которую мы послали Вам  с Оболенским*******?"

...Неизвестно, ответили ли  матушке  Тамаре на ее январское письмо 1955 года  брат Гавриил Константинович или его супруга Ирина Ивановна. Брат "Гаврилушка" отошел ко Господу в конце февраля того же года.


Комментарии.

* Великий князь Гавриил Константинович (1887 – 1955), жил в Париже. Автор воспоминаний "В Мраморном дворце. Из хроники нашей семьи", изданных в США в 1955 г. 11 мая 1951 года вступил во второй брак с княжной Ириной Ивановной Куракиной. Умер в Париже 15/28 февраля 1955 г. С 1920 года до последних дней Великий князь Гавриил Константинович жил в Париже. Принимал участие в деятельности эмигрантских военных организаций, в том числе, Союза измайловцев, Объединения бывших кадет 1-го Московского кадетского корпуса, Союза преображенцев. После смерти первой супруги, 11 июня  1951 года женился на княжне Ирине Ивановне Куракиной (1903–1993). Умер 28 февраля 1955 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

** Куракина Ирина Ивановна (1903 – 1993), княжна. 11 мая 1951 заключила морганатический брак с великим князем Гавриилом Константиновичем Романовым. В день бракосочетания получила титул "княгиня Романовская-Куракина. Умерла 17.01.1993 г.

*** Теймураз Константинович Багратион-Мухранский (1912 – 1992), князь сын матушки Тамары. В 1955 г. он входил в состав администрации Толстовского фонда и других добровольных благотворительных агенств.

****Архимандрит Димитрий (Биакай; 1908–1985),начальник Русской духовной миссии РПЦЗ, духовник и духовный друг игуменьи Тамары.

*****Наталья Константиновна Багратион-Мухранская   ( 1914 –1984), княжна, дочь игуменьи Тамары. Она была замужем за британским дипломатом, поэтом и переводчиком Чарльзом Хепберн-Джонстоном   (1912 – 1986). Жила в разных странах, где служил ее супруг.

******Мария Александровна Святополк-Мирская, княгиня (1878–1959). Родилась  в Киеве. В 1898 г. вышла замуж за сына атамана Войска Донского князя Владимира Святополк-Мирского. В 1906 г. овдовела и посвятила себя служению Церкви. В 1920 г. эмигрировала в  Салоники (Греция), а в 1921 г. переехала в Белград. Основательница и старшая сестра Мариинского сестричества в Белграде. Умерла  в Женеве в июне 1959 г.

******* Вероятно, игуменья Тамара имела в виду князя Андрея Владимировича Оболенского (1900—1975). В эмиграции жил в Париже. Умер там же.


Литература.

[1]. Константиновичи Российского Императорского Дома Романовых в изгнании. 1919 – 1966 гг. Документы / Составитель  Т. А. Лобашкова. –М.: ООО "Буки Веди", 2017, Книга I, с. 80-81.

[2]. Холодюк А.Г. Елеонская игуменья Тамара. – Мюнхен:   2017, с. 61.

[3]. Здесь и далее ссылки на текст см. в кн.: Константиновичи Российского Императорского Дома Романовых в изгнании. 1919 – 1966 гг. Документы / Составитель  Т. А. Лобашкова. –М.: ООО "Буки Веди", 2017, Книга I, с. 80–81.
 


Рецензии