Я - студент!

Фото из семейного альбома. Первый курс у химического корпуса института. Слева-направо Боря Матвеев, Боря Зеленков, Витя Ардашин, Ерля Пешеходько, Витя Каыерин, Игорь Романов, присел - Игорь Янко.

     Предыдущая глава   http://proza.ru/2018/03/01/127

     И вот для всех нас настало Первое сентября! Эта дата существенно отличалась от многих предыдущих, за исключением, пожалуй, поступления в первый класс школы. Первое сентября 1966 года открывало для нас качественно новое направление на жизненном пути. Если до этого в основном мы жили в детском периоде, то теперь мы вошли в юность.

     Естественно, что я с утра насколько позволяли возможности «причепурился» и направился уже к «своему» институту. Институт к тому времени имел чуть ли не вековую историю, и за этот период накопил много традиций. К одной из них относилось и посвящение в студенты вчерашних абитуриентов. Всех первокурсников (а было нас более тысячи человек) выстроили на улице против главного корпуса. С погодой нам явно повезло – был солнечный, практически летний день. Для проведения церемонии посвящения в студенты соорудили трибуну, на которой разместилось руководство института, руководство отрасли (был заместитель министра путей сообщения со товарищи), были представители городской и районной администрации. Первому слово, как и положено, предоставили ректору института Кочневу Фёдору Петровичу.

     Фёдор Петрович был к тому времени можно сказать легендарной личностью, хорошо известной далеко за пределами института. Он родился в 1906 году в бедной семье одной из мордовских деревень. То есть к моменту описываемых событий ему исполнилось ровно шестьдесят лет. За эти годы он побывал учеником сапожника, закончил рабфак. По направлению рабфака поступил и закончил Ленинградский институт инженеров транспорта. Он пережил первую, самую трудную стадию Ленинградской блокады и добровольцем ушёл на фронт. После войны вернулся к научной работе и вскорости  защитил сначала кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию. Побывал деканом, а потом заведующим кафедры «Эксплуатация железных дорог» МИИТа и с 1955 года (то есть уже одиннадцать лет!) возглавлял МИИТ – один из крупнейших вузов страны. Кочнев написал более 120 научных работ, в число которых входят «классические» учебники, на которых выросло ни одно поколение инженеров транспорта. Проводил огромную общественную работу, как на поприще депутатства различных уровней, так и в Совете ректоров и так далее и так далее. В интернете имеется биография Фёдора Петровича, где всё перечислено более подробно.

     Фёдор Петрович кратко рассказал об истории создания и деятельности МИИТа. Многое я услышал впервые. Оказывается, институт был создан и открылся 26 сентября 1896 года под именем «Императорское Московское инженерное училище». За время своей деятельности он неоднократно видоизменял название. Носил в своё время имена: Императора Николая II, Феликса Эдмундовича Дзержинского и Иосифа Сталина. На его базе были созданы такие институты, ка автодорожный (МАДИ) и Институт инженеров водного транспорта. С МИИТом связана деятельность многих выдающихся учёных России и Советского  Союза. Почётным членом Института путей сообщения был Жуковский Николай Егорович, более известный как основатель науки воздухоплавания. Здесь преподавали  прикладную математику такие выдающиеся учёные, как Чаплыгин Сергей Алексеевич и Шмид Отто Юльевич. Не буду перечислять их заслуги перед нашим Отечеством. Скажу лишь, что они являются основоположниками многих научных направлений, академиками Академии наук СССР, Героями Социалистического Труда.

     Особенно тесно связана с МИИТом деятельность Владимира Николаевича  Образцова. С1923 по 1949 год он был профессором Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Основные научные труды Образцова В.Н. посвящены проблемам проектирования железнодорожных станций и узлов, организации планирования сортировочной работы на сети железных дорог, а также вопросам взаимодействия служб железной дороги и различных видов транспорта между собой. Образцов В.Н. является основоположником науки о проектировании станций и узлов, основателем и руководителем в Московском институте инженеров транспорта факультета «Эксплуатация железных дорог». Он руководил реконструкцией и расширением Ртищевского железнодорожного узла.

     Образцов В.Н. активно участвовал в разработке идеологии детских железных дорог, с 1936 года был председателем Совета содействия строительству детских железных дорог. Являлся также академиком Академии наук СССР.  Улица, на которой расположен главный корпус МИИТа, названа в его честь. Кстати, Образцов Сергей Владимирович, создатель и бессменный руководитель Центрального театра кукол, народный артист СССР, Герой Социалистического труда и обладатель многочисленных отечественных и международных наград, является сыном «нашего» академика Образцова.

     Фёдор Петрович Кочнев подчеркнул, что в настоящее время МИИТ является крупнейшим транспортным вузом Европы. В заключительной части своей речи он поздравил нас с вступлением в семью «миитовского братства» и пожелал успехов в обучении и в дальнейшем практическом освоении важнейшей для страны профессии транспортника. Были выступления партийного и комсомольского актива Института. В общем, всё как положено.

     Позднее на месте посвящения вчерашних абитуриентов в студенты был установлен памятник студенту-путейцу первых лет функционирования института. Монумент оказался, на мой взгляд, достаточно удачным и сейчас появилась традиция перед экзаменом потереть ботинок у «вечного студента». Поэтому носок его правого ботинка постоянно блестит, как нос у монумента собаки пограничника на станции метро «Площадь Революции», который пользуется той же приметой. Сам не пробовал, но, говорят, помогает.

     После окончания процедуры посвящения новоиспечённые студенты разошлись по аудиториям уже в соответствии с выбранными факультетами. И здесь мы впервые увидели друг друга. Увидели воочию, с кем нам предстоит бок о бок учиться и общаться на протяжении предстоящих пяти лет. Ну что ж, ребята как ребята. Некоторые были постарше нас, основного состава выпускников школ 1966 года выпуска. Это были ребята, которые поступили в институт после прохождения службы в армии, или так называемые «целевики», то есть ребята, которые уже работали на транспорте и были направленные на обучение в институт целевым порядком. Выделялась среди общего потока группа иностранных студентов. Выделялись в основном представители азиатских и африканских стран.

     На первом общем собрании первокурсников нас приветствовал декан факультета «Эксплуатация железных дорог» профессор Акулиничев Всеволод Михайлович. Он также поздравил нас с поступлением в институт и конкретно на данный факультет. Представил нам руководство деканата и заведующих основных кафедр факультета. Затем он предложил собраться для дальнейшего знакомства по группам. Каждая группа насчитывала примерно 30 человек (похоже на школьный класс). Здесь мы уже попристальней вгляделись в окружающих, поскольку это была, можно сказать, наша новая семья. С кем-то нам предстояло подружиться, с кем-то отношения, быть может, сложатся и натянутыми. Время всё расставит по своим местам.

     Уже позже я узнал определённые принципы, по которым производилось деканатом формирование групп. Так вот, группа под номером один в основном формируется из абитуриентов, которые сдали вступительные экзамены с высоким проходным баллом (выше среднего по всему потоку). Сюда включали преимущественно москвичей и иностранцев. Таким образом, в нашей группе были ребята из Венгрии, Германии, Сирии и Вьетнама. Каждую страну представлял в группе один студент, за исключением Германии, от которой был Клаус Фогт и Марьяна Маллер. Все иностранные студенты приехали на обучение в Советский Союз уже год назад. Истекший год они проходили адаптацию к нашей жизни и осваивали в основном русский язык. Особенно сложно было на первом этапе представителям Сирии (арабский язык слишком далёк от славянского и пишут они справа-налево). Про вьетнамцев я уж и не говорю. Да и венгерский язык тоже как-то не вписывается ни в славянский ни в классические европейские языки. В общем, для многих из них этот первый год пребывания и обучения в Советском Союзе был совсем не прост. Но зато после такого интенсивного тренинга общаться с ними было уже достаточно просто. Конечно, к моменту окончания института они говорили по-русски совершенно свободно и на любые темы. 

     На первом собрании нашей группы, вёл которое  заместитель декана Платонов Герман Александрович, была проведена пофамильная перекличка студентов. Таким образом, мы уже смогли не только зрительно оценить персональный состав нашей группы, но и произвести некоторую идентификацию персоналий по имени и фамилии. Конечно, в таком потоке запомнить всех было невозможно, но первый шаг в этом направлении был сделан. Потом мы по предложению Платонова Г.А. «избрали» старосту нашей группы. Старосту деканат определял, по-моему, также исходя из среднего вступительного балла и в алфавитном порядке. Мне сделали до этого предложение быть старостой, но я категорически отказался. Ещё со школьных времён я органически не любил всякие общественные должности – председатель совета отряда пионерской дружины, звеньевой, секретарь комсомольской организации и тому подобное. Это не для меня. В результате старостой выбрали Батурина Александра (следующего после меня по списку группы). Герман Александрович пояснил нам основные правила и порядки, принятые в институте и на данном факультете. В первую очередь нам предстояло сходить в библиотеку, оформить там формуляр на своё имя и получить учебники и разнообразные методические пособия. В результате я добирался домой с огромной стопкой всякой литературы. А вот со следующего дня начинался реальный учебный процесс в соответствии с расписанием, сформированным на полгода вперёд.

     Первые недели обучения запомнились главным образом поиском аудитории, в которой будет проходить следующая «пара» занятий. Основное отличие школьного расписания уроков от институтского состояло в том, что здесь занятия по каждому предмету проводились по два часа подряд  (отсюда и понятие «пара»). Институт занимает огромную территорию практически в самом центре Москвы. Исторически сложилось так, что учебный корпус института (теперь корпус № 1) был построен и открыт для обучения студентов в 1896 году. Это было одно из самых крупных и престижных учебных заведений в России. Помимо учебного процесса здесь проводились серьёзные научные исследования по созданию новых типов локомотивов, вагонов, станционных устройств и так далее. Для обучения студентов и проведения исследований потребовалось большое дополнительное строительство различных лабораторий и производственных цехов. Изначально место для размещения основного корпуса МИИТа было выбрано таким образом, чтобы заранее зарезервировать достаточно большую территорию для возможности его последующего расширения. И действительно, строительные работы по расширение площадей института проводились практически  непрерывно на протяжении всех лет его существования. К моменту моего поступления институт имел три огромных учебных корпуса и замечательный Дворец культуры, где проводились все студенческие мероприятия, Там частенько гастролировали лучшие театры страны и давали концерты ведущие артисты. У института имелась своя огромная фабрика-кухня, не считая многочисленных буфетов, расположенных  на всех этажах учебных корпусов. За время моего обучения был построен четвёртый учебный корпус и большой Дворец спорта с плавательным бассейном. Студенческие общежития института располагались по четырём адресам Москвы в относительной к нему близости.

     Поэтому, мы по окончании одной учебной пары, стремглав бежали искать аудиторию, где будут проводиться занятия на протяжении следующих двух часов. В расписании занятий был указан четырёхзначный номер учебной аудитории. Не сразу мы сообразили, что номер аудитории содержит «код» учебного корпуса, «код» этажа и порядковый номер комнаты. А иногда занятия проводились в специализированных отдельно стоящих корпусах (например, химический корпус).

     Вот на фоне химического корпуса и сделан один из первых снимков из моей студенческой жизни. Здесь мы уже несколько пообтёрлись и чувствовали себя полноправными студентами. На снимке слева направо: Боря Матвеев, Боря Зеленков (он был старше нас и поступил в институт после армии), затем стою я, Коля Пешеходько (мастер спорта по спортивной гимнастике), Витя Каверин (мастер спорта по бегу с барьерами), Игорь Романов и Игорь Янко (присел). 

     В течение учебной недели были предусмотрены две «пары» занятий по физкультуре. Принцип проведения этих занятий здесь также отличался от школьного. В школе на урок физкультуры мы шли всем классом и делали по очереди одни и те же спортивные упражнения в спортивном зале, или вместе проводили занятия на свежем воздухе. В институте было предусмотрено распределение студентов по спортивным секциям. Каждому студенту надо было определиться с видом спорта, каким он преимущественно хочет заниматься. Я говорю преимущественно потому, что иногда проводились совместные для всех секций выезды на лыжные прогулки или занятия по лёгкой атлетике на стадионе.

     Из всех возможных видов спорта я выбрал вольную борьбу. Мне она нравилась. Из нашего первокурсного потока студентов в эту секцию записалось человек восемь. Занятия по борьбе проводились в то время на последнем этаже третьего учебного корпуса (Дворца спорта тогда ещё не было). Тренером по вольной борьбе у нас был мастер спорта международного класса Евгений Курдюков. Проводил он занятия интересно и динамично. Поэтому я помимо занятий, предусмотренных учебным расписанием, дополнительно три раза в неделю по вечерам посещал секцию вольной борьбы. В секции занимались студенты разных курсов и разных факультетов и, таким образом, круг моих знакомых существенно расширился. Так, например, в этой секции занимался Константин Боровой. Его отец – Натан Ефимович был профессором и преподавал математику в нашем институте.

     Костя учился на факультете вычислительной техники. После окончания института он защитил кандидатскую диссертацию. Во время перестройки 90-х годов Константин организовал и был Президентом товарно-сырьевой биржи. Одно время он даже входил в Совет по предпринимательству при Президенте Российской Федерации. Но все это было потом. А в то время мы три раза в неделю регулярно занимались в секции вольной борьбы. Вместе нам, правда, бороться не приходилось, поскольку я был в первом полулёгком весе, а Костя в полутяжёлом. Да и по мастерству мы были совершенно разного уровня. Я начал заниматься борьбой только с первого курса института, а Костя к тому времени был уже то ли мастер, то ли кандидат в мастера спорта.

     Ну и, продолжая развивать тему о студентах, учившихся в МИИТе примерно в одно время со мной и ставших известными практически на всю страну, упомяну рок-певцов и композиторов Вячеслава Малежика и Гарика Сукачева. Малежик учился в одной группе с Костей  Боровым, а Сукачев поступил в институт уже после меня.

     Кроме них, здесь уместно упомянуть Александра Маслякова, который не только какое-то время учился в МИИТе, но и закончил его. С 1964 года Масляков совместно с профессиональным теледиктором Светланой Жильцовой стал ведущим популярнейшей передачи КВН (Клуб весёлых и находчивых), которая существует и на момент написания этих воспоминаний (2014 год). В настоящее время он является не только бессменным ведущим этой передачи, но и Президентом Клуба и её Генеральным продюсером.


     Продолжение   http://proza.ru/2018/03/06/152


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Виктор! Спасибо за студенческие воспоминания.
Сразу вспоминаются слова С.Есенина:"Жизнь моя, иль ты приснилась мне?"
Но жизнь продолжается. Детки радуют, к счастью.
Вам всего доброго и светлого! И только Мирного неба всем!

Тамара Полухина   24.10.2023 19:09     Заявить о нарушении
Искренно благодарю за отзыв и очень уместные строки нашего Великого поэта, уважаемая Тамара!
Да будет ТАК!
Всем живущим - Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   25.10.2023 05:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.