за ёлкой-рассказ

За елкой (рассказ)  Новый год приближался неотвратимо. В городе,взгляд повсюду цеплялся за ёлки, их несли прохожие. Едва ли не через одного,кто стянутую верёвкой на манер кулька, кто нёс в руках, бережно, словно ребёнка. Некоторые граждане удовольствовались просто еловой веткой. Но все эти-ёлки, были какие то невидные серо-зелёные ,с мелкой хвоёй, словно росли на болоте. Настоящие красавицы-ёлки попадались редко. ёлочные базары производили унылое впечатление-как только что либо становилось предметом торговли, так сразу утрачивало своё очарование. Платить деньги за какую либо из предложенных безликих наложниц-не хотелось. Ехать в лес за ёлкой ,некогда, да и милиция объявила о своей решимости спасти лес от варваров. Штраф за порубку заявили фантастически крутой, а всё таки ёлка была нужна.

 На работе , во время обеда, за партией домино, я осторожно принялся обрабатывать крановщика Андрея. На предмет поездки за город, за ёлкой. как выяснилось в последние предновогодние дни, нас безёлочников осталось трое. Моего компаньона Серегу по служебной необходимости отправили в Питер. И мне предстояло одному, с помощью дипломатии, склонить крановщика Андрея совершить противоправное деяние. Поездку на служебной автомашине по неслужебным делам за государственный счёт. Андрей медленно склонялся в нужном мне направлении. Ёлка нужна ему позарез, но единственный путь лежит через лес,  где может ожидать засада из милиционеров. Штраф,неприятные объяснения на работе, все это напрягало его. Я же старался убедить его, что нам ничего не угрожает, место глухое и нас там никто не ждёт. "Где ж, это твоё место?"-недоверчиво спросил Андрей,статный молодой мужик лет тридцати. "Серега покажет."-заверил я его.

 Серега, был редкостный проныра и мы с Андреем прекрасно об этом знали. Ехать предстояло еще через часа два-три и у крановщика  оставался шанс избежать поездки. Тем более, что Серега мог и задержатся в городе. но Андрей любил детей и оставить их без ёлки ,он не мог. Серёга, однако, вернулся во время и мы совместными усилиями склонили крановщика вступить в преступный союз. К слову сказать, он был человек слова, а мы с Серёгой пребывали в решимости достать ёлки любой ценой. В условный час, мы залезли в кабину, порубочный инструмент уже лежал в ногах в холщовом мешке.

 Опасность забуксовать в лесу съехав с твёрдой колеи в рыхлый снег или быть пойманными и оштрафованными, придавала нашей поездке ореол авантюризма. Мы ощущали себя , искателями приключений или уж путешественниками на худой конец. Должен сказать, что после мусорной машины, автокран по своей нелепости прочно занимает второе место. Если относится к его облику снисходительно, то можно даже найти сходство с парусным кораблём. В первую очередь стрела с тросом , которая маячила на фоне лобового стекла, будка крановщика и даже палуба крановой площадки. А уж про выдвижные опоры и говорить излишне.

 Не машина а летучий голландец пересекающий необъятные просторы родины-так шутили, мы с Серёгой, куря в кабине. Андрею , понятно дело ,не нравились такие шутки,крановщики еще более индивидуалисты чем шофёры. Скорее более склонны к меланхолии, чем к шутке, поэтому он отмалчивался. Наш автокрэйсер лег на верный курс в сторону леса, по бетонке, мимо свалки. На железнодорожном переезде, нас ощутимо тряхнуло,за кабиной загремело крановое хозяйство. Напомнив нам-что кран в первую очередь предназначен для подъёма грузов, а не для поездок за ёлками.

 Ехали молча, не доезжая свалки, свернули в сторону начавшегося строится асфальтового завода. Серёга маленький и шустрый с вечно торчащей беломориной, выпрыгнул из кабины и побежал отвязывать шлагбаум. Мы с водителем  остались сидеть в кабине, перед нами высились два циклопических холма из гравия и щебёнки ,припорошенные снегом. Недалеко от них, прилепилось неказистая будка сторожа и два трактора ,тоже занесённые снегом. Вернулся Серёга и машина по нетронутой целине стала вычерчивать плавную кривую между двух пирамид. Из сторожки ,нам на перерез вылетела маленькая собачка, но по мере приближения к машине, решимость её угасла. С ужасом смотрела она на приближающийся кран, словно на космический корабль. Из сторожки вышел сторож, проводил нас пристальным взглядом и подозвав собаку зашел обратно.
 Как будто все спокойно, территория завода закончилась и мы вьехали в лес на дачную грунтовку. Узкую ухабистую и нечищеную как и положено. Впереди виднелись следы легковой машины, а по краям многообещающее тянулись канавы,напоминая нам, что развернуться будет негде. Деревья все больше росли лиственные , а ёлок почти не попадалось, кран сильно раскачивало из-за кранового хозяйства. И вероятность опрокинутся казалось вполне реальной. "Крантик у меня надёжный."-словно прочитав наши мысли сказал Андрей."Но" он помедлил, подыскивая нужное слово-"Качкучий" -"Серёга, как же мы назад поедем, развернутся то негде, забуксуем еще."-заскулил я. Воображая как мы втроём будем вызволять из снега, это громоздкое и тяжелое сооружение. Андрей разделял мои опасения, но своим вопросом ,я опередил его. "Не дрейфь, пробьёмся!"-заверил Серега прикуривая новую папиросу.

 Вроде мы уже притерпелись к дороге, но ёлки так и не попадались. "Скоро уже!"-не выдержал крановщик."Счас выедем на поляну тут и ёлки растут, и место для разворота будет, я его летом еще приглядел."-ответил курильщик беломора. Словно в подтверждение его слов ,автокран выехал на обширную поляну. "Смотри ка."-толкнул меня в бок Андрей. сбоку от дороги стоял ярко зелёный москвич. "Патруль"-нехорошо пошутил крановщик. "Думаешь, если зелёный, так сразу и патруль."-попытался приободрить его я. "Счас, милиция на обыкновенных ездит, чтоб незаметнее быть."-упёрся Андрей и притормозил прикидывая как развернуться. "Частник, это такой же как и мы."-успокоил нас Серёга. Наконец водитель развернул кран носом к дороге и заглушил двигатель.

 Мы взяли топоры и разбрелись по вырубкам, ёлки росли рядами которые тянулись до горизонта. Они не выглядели сильно высокими, из за того , что часть стволов уходила под снег. Обутый в валенки ,я довольно свободно мог ходить по снегу, чтоб выбрать понравившуюся ёлку. Вот только пилить мне их совсем не хотелось, я чувствовал чужеродность в этой среде. Мои компаньоны разбрелись среди ельника. Небо зарделось обещая красивый закат и усиление мороза к ночи.( и на кой чёрт нам эти ёлки?) Варварство какое то, из года в год рубиться немыслимое количество ёлок ради чьих то иллюзий-праздник дед мороз и всё такое. Потом их жалкие останки валяются под окнами немым укором, тем кто желал праздника. И граждане живя своей жизнью стыдливо обходят эти скелеты, и облегчённо вздыхают, когда они наконец куда то исчезнут волшебным образом. Хоть бы скорее придумали какие нибудь складные пластмассовые, говорят уже есть такие, да дорого не укупишь.(делать нечего придётся пилить)

 Не особо выбирая,я  подобрался сквозь сугроб к ёлке подходящей высоты. Наклонился,отогнул ветку и потянул пилой поперёк ствола. Крупный зуб пилы вонзился в живую древесину, выплёвывая опилки, послышался хрип. Ёлка сопротивлялась, но недолго длились её мучения, и вот она бесшумно упала в мягкий снег. Свежие опилки желтели на снегу и срез поблескивал смолой. Ёлка плакала, ей было больно. я разогнулся, дело сделано. Ёлки молча стояли вокруг, застыв толи от мороза толи от моей жестокости. Стояли до нашего приезда и будут стоять после того как мы уедем. Провожая короткий зимние деньки и встречая студёную зимнюю ночь. Терпя морозы и оттепели, бессильные уйти со своего места под солнцем. медлено будет течь по их желтым жилам смола от корней к верхушке. И так же медленно будут они расти в короткое северное лето. Выгоняя нежные зеленые свечки с зародышем шишечки на конце. Неспешно совершает свой ход природа. И только суетливые шустрые людишки раз в год ,подобно грызунам вершат свою жатву.

 А ёлка , еще живая , будет медленно умирать в тепле от обезвоживания, лишенная корней, увешенная игрушками. Без ветра , без свежего воздуха, без живительного солнечного света. Это пышные похороны бедного дерева так и не достигшего своей зрелости, еще ребёнка. Праздные гуляки помянут её за богатым столом и забудутся тяжелым сном под строгий и стойкий запах хвои. В день , когда она совсем умрёт, чуть заметно покривится ствол, начнёт осыпаться хвоя. Ночью соскользнёт с ветки ослепительно яркий стеклянный шар, удивлённо ойкнет и рассыпется по полу озорными осколками.

 Хозяйка печально вздохнет украдкой, дети радуясь событию , полезут под ёлку собирать осколки на память. Их отец практичным взглядом окинет мертвое дерево, прикидывая сколько оно ещё простоит, и как хлопотно его будет выкидывать таясь от соседей. День, когда её уберут, будет будним. Споро снимут игрушки, укладывая их по коробкам и обёртывая газетной бумагой, досадуя на колкость хвои и корявость веток. Наконец с превеликой осторожностью снимут гордое навершие и повалят беднягу на пол, усеяв все вокруг иголками. Их еще долго будут выметать из всех углов и обнаруживая через месяц в самых неподходящих местах. Выколотят крестовину из ссохшегося ствола и брезгливо вынесут на балкон. Откуда тёмной ночью выкинут на покрытый льдом газон. Потом отнесут за дом на помойку и долго её высохший остов, будет перекатывать ветер пугая собак и кошек.

 Пока какой нибудь практичный дедок не сделает из неё крепкую и надёжную еловую палку. Которая долго будет служить ему верой и правдой на даче.В качестве подпорки для яблоневой ветки, год другой. Возможно хрупкий саженец соединённый со стволом ёлки, вырастет в большое и плодоносное дерево. И уже не будет нуждаться в опоре, ветки его украсят нарядные плоды и украшение это не будет поминальным. У природы свой новый год, который не требует чьих то жертв и жизней взамен. Она справляет свой праздник без суеты и спешки с торжественной уверенностью . В назначенный срок, дерево избавиться от румяных плодов . Жизнь его постепенно станет замирать готовясь к наступающей зиме. (Аминь ёлка!) Пусть твоя жертва будет последней. Обратный путь , мы проделали без приключений и каждый вернулся к своему порогу с ёлкой на плече, как дед мороз, в валенках и тулупе.

КОНЕЦ-22 ЯНВАРЯ=1994ГОД.


Рецензии
Вот такая грустная история. Я тоже об этом часто думаю-и горько, и больно-ради пятиминутного удовольствия-чтобы покружиться вокруг елочки и................ всё!-Не нужна больше.
И все же - это мелочи по сравнению с тем, что появилась другая страсть-палить леса. -Нет, это не случайности, это закономерным явлением стало.
Кому-то это нужно, кто-то целенаправленно стал делать Это из года в год.
Просто больно, просто горько мне. - Что мы творим?! Преднамеренно губим природу, не думая, что за нами поколения идут, им тоже жить хочется.

Спасибо за тему, за размышления.

С теплом души!

Светлана Мангутова   02.11.2018 08:10     Заявить о нарушении
лес пилят а потом поджигают типа пожар был все сгорело .

Игорь Богданов 2   24.11.2018 17:54   Заявить о нарушении
Это стало нормой-особенно в Сибири-последние несколько лет.
-Грустно.

Светлана Мангутова   24.11.2018 21:13   Заявить о нарушении