Казачьему роду нет переводу

 Легенда и правда о сыне атамана Платова и Лаурике Златопуйе.

               
«Что происходит? С какой целью мужчины убивают друг друга?»
                Из дневника Лаурики Златопуйе, вдовы.

 
Победоносный полководец Наполеон, для устрашения Европы заявлял:
«Через пять лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её...этих жалких арабов севера!»

Отечественная война 1812 года вошла в историю навсегда. О ней написано историками не мало, литераторами не меньше, возможно, напишут ещё больше. И то – благое дело.
 
Как бы не писали о войне, ясно одно – жизнь в ней идёт своим чередом.
На войне  молят о жизни и смерти, проклинают и просят богов, дерутся и плачут,  умирают, выживают от ран, попадают в неволю и освобождаются  из неё, проявляют  геройство и трусость, смеются и страдают и, и, и... И, как не дико это звучит, влюбляются. 

Война 1812-го года – это жестокая рубка. Ржание лошадей, злобные ругательства людей, звон клинков, треск пик, разлетающихся под ударами сабель, пушечный  гром, огонь, дымный чад, кровь, стон, последнее: «Прощай!» - всё слитое в невобразимый ад.
 
Один из участников того ада был двадцатипятилетний императорский гвардеец Наполеона Мишель Комб, который оставил свои воспоминания, где писал:
«...Казаки с ужасным гиканьем бросились на нас. Я никогда не слышал воя (лая) столь ужасного, чем тот, который поднялся в этот момент. Казаки, калмыки, башкиры, крымские татары..., лай, вой, гик..., дикий свист... набросились, как стая свирепых волков... Они заполнили улицы города, наполняя их боевыми кличами наподобие индейцев.»

 Он писал, что гвардейцы убили нескольких башкир Тептярского казачьего полка, и что он, Мишель,  никогда не видел более безобразной расы людей, столь жестокой в битве за свою Родину, от одного вида которых сердце в пятки уходит.
 
Такого страху натерпелся француз-гвардеец, что тептярей за чертей принял! А то ведь были казаки славного Донского атамана Матвея Ивановича Платова! Настоящие «степные осы», как казаков называл теперь Император-француз и его гвардеец Мишель Комб.               

После бегства французов через пограничный Неман, когда император Александр I, празднуя со всей Россией великую Победу над Наполеоном прибыл в Вильно и жаловал многих высокими орденскими наградами, чинами и другими почестями, состоялся бал, на котором женскую половину представляли шляхтянки – польки из шляхетской знати, ещё полгода назад приветствовавшие триумфальный въезд императора французов в Вильно.

Среди расфуфыренных дам выделялась юная женщина, на которой была длинная амазонка для верховой езды, орехового цвета и подбита зелёным бархатом...
Среди многих награждённых царём на том балу был и шестнадцатилетний сын атамана Платова, поручик Иван Платов, который, увидя амазонку, обмер в изумлении от её красоты. Он не сводил с неё глаз, и они всё больше у него разгоролись.

Девушка, почувствовав его пристальные взгляды, смутилась и, прикрыв глаза длинными ресницами, стояла, устыдившись перед ним собственной своей красоты.
Он же подошёл к панне и представился:

- Я- Иван Платов, поручик.               

На одно короткое мгновение глаза панны остановились на лице поручика, и она тотчас потупила взор, но за это короткое мгновение она успела заметить светло-русую, как рожь, чуприну, быстрый взгляд голубых глаз, тёмный пушок под орлинным носом и лицо, смуглое, молодое, весёлое и смелое.

- А глазки у тебя, панночка, лазоревые! Прости, слов у меня от смущения не хватает.
 
- Не очень-то ты смутился, пан, коли так ко мне приступаешь.

У казака кругом шла голова от охватившего его чувства к этой, как ему казалось, неземной красоте. Он лепетал:

- Ты, моя панна, на верёвочке будешь водить меня!

- Что-то не похож ты на тех, кого на верёвочке водят!

Иван в улыбке открыл белые, точно волчьи, зубы.

- Неужели плеть отца мало походила по моей спине, чтобы выбить из меня эту строптивость и вбить в голову всякие добрые правила?

- Ежели, как ты говоришь, я твоя панна, коли люба тебе, падай в ноги – вот так!

При этих словах поручик уже был на коленях, а панна, не ожидавшая такого от казака, чуть не кричала:

- Ради Бога! Сейчас же встань, не то я рассержусь... да тётка увидит. Вон она, с каким-то генералом разговаривает.

Не вставая с колен, Иван поднял голову и заглядывая ей в глаза:

- Да пусть целый полк тёток видит, я не откажусь, что охота мне любить тебя!
- Вставай же, пан Иван!
- Встаю.
- Садись, пан Иван!
- Сижу!
- Злодей ты! Сколько кровушки пролил, заскорузлая твоя душа!
- Вот и неправда, я когда целую, так от всей чистой души! Хочешь, докажу?
 - И думать не смей!

Однако панна мило смеялась, а он весь сиял от радости и молодости.

- Как звать-величать мою панну-красавицу?
- Лаурика я из рода Златопуйе – славного рыцаря, сложившего голову за Речь Посполитую. В Пацунелях, где я родилась, все девушки славятся красотой, отчего и зовут нас «пацунельками».

Панна Лаурика была хороша собою, с льняными косами, тонким миловидным личиком. Белого цветка была у неё красота.

В свои четырнадцать вёсен панночка Лаурика уже тосковала по любви и была исполнена готовности любить. Достаточно было искры, чтобы в ней зажёгся огонь, яркий, сильный, как священный языческий огонь её предков. При виде такого кавалера, как Иван, устремлённых на неё его глаз, тревога охватила юную женщину. Тревога сладкая и томительная.

Панночка Лаурика не противилась, когда Иван взял её за пальчики рук и повёл к её тёте и своему отцу, которые прервали свой разговор, когда те подошли.

- Панна Лаурика, знакомся – это, - он на мгновение замялся, и продолжил, - это мой отец. Папа, познакомся – это панна Лаурика, моя возлюбленная.

При этих словах Платов Матвей Иванович, донской казак, произведённый в офицеры за храбрость, в русско-турецкой войне 1787 – 1791 годов отличившийся при штурмах Очакова и Измаила, кавалер Георгия 4-й и 3-й степеней, награждённый за Персидский поход 1796 года золотой саблей с надписью «За храбрость», возведённый в графское достоинство, поднял на юную пару глаза.

- А глаза-то как у рыси, так и сверлят. Попробуй такому слово поперёк сказать! – промелкнуло у панночки в голове. – И сыночек, наверное, весь в него.

Увидя её, генерал от кавалерии, достал дорогую табакерку, подаренную ему Наполеоном, набил трубку, пустил дым колечком, и в душе его взыграли стихи  лейб-гвардейского поручика Преображенского полка Гавриила Державина:


«.....  ... ... ... ... ... ... ... ...
И взор краснеющей милашки,
И трепет груди молодой...».


И подумал – учуял казак добычу! Добрая невеста сыну будет, а мне невестка. – И взглянул на девушку жгуче, отчего Лаурика зарделась лазоревым цветком милой его сердцу донской степи.

В те времена обычным делом было сговаривать детей, и даже после смерти родителей связанные благослоением дети чаще всего не нарушали родительской воли.

- Ну, что, пани Златопуйе, - обратился отец Ивана к тётушке Лаурики, - благословим детей наших?! – не-то спросил, не-то приказал атаман.
- Матка Боска!...Пан генерал, как так сразу?!
- Пани, жизнь казака в воле божьей. А поручику уж завтра в бой. Пусть берегут  его наша Матерь Божья, ваша Матка Боска и Любовь девичья.
На том и порешили.

В конной стычке с польскими уланами близ города Вереи Иван погиб. Отец догнал улана, поразившего пикой его сына, и яростным сабельным ударом разрубил врага до седла.

Наутро казачьи полки прошли на запад мимо свежей могилы поручика Платова-младшего. Донцы шли конно мимо могильного с деревянным крестом в голове холмика, на котором безчувственно лежала юная вдова Лаурика, в полном молчании, опустив пики. Так была отдана последняя воинская почесть Платову-младшему.

Граф Платов поручил казакам Атаманского полка доставить невестку на Дон, где она продолжила род, родив казака и казачку.

P.S. Миниатюра о любви написана по казачьим легендам. На самом деле могло и так быть. Но было так:

• Отец: Платов Иван Федорович. Родился в 1725 году. Происходил из казаков. Почти 40 лет нес службу в Донском войске, участвуя во всех кампаниях и войнах, в которых находились казаки. В 1773 году императрица Екатерина II наградила его золотой медалью и чином премьер-майора. В этом чине он и вышел в отставку.
• Мать: Платова Анна Ларионовна. Родилась в 1733 году. От брака с Иваном Федоровичем имела четырех сыновей: Матвея, Стефана, Андрея и Петра.
 
 
• Женой атамана Платова была Марфа Дмитриевна, урожденная Кирсанова. От их брака родилось два сына и четыре дочери. Самым известным из детей стал Иван Матвеевич Платов, 1795-1874. Он вместе с отцом принимал деятельное участие в Турецкой кампании 1809-1812 гг. и в Отечественной войне 1812 года. В 1816 году во время охоты он неосторожным выстрелом попал себе в глаз, после чего вынужден был выйти в отставку с чином полковника.

Пасынок атамана Платова, Кирсан Павлович Кирсанов, тоже дослужился до чина полковника.

Три сына Матвея Ивановича сыновей не имели, поэтому род Платова пресекся по мужской линии. Графский титул перешел к внуку атамана Платова Матвею.
 


Рецензии
Хорошо, сочно написано. Маленькая неточность. Табакерка, подаренная Наполеоном, предназначалась вовсе не для курительного, а для нюхательного табаку. Мода тогда была такая, нюхать растёртый в пыль табак. Ещё бабка моя, Марфа Григорьевна Филатова, царствие ей небесное, нюхала. И я, грешным делом, пробовал.

Творческих успехов.

Владимир Воронин 13   25.03.2018 20:09     Заявить о нарушении
Владимир, благодарю Вас за внимание к "Казачьему роду нет переводу".
Но я удивлён тем, что на мою просьбу написанной к вашей работе "Хутор Марков", Вы промолчали. А я так радовался возможности пообщаться со знающим земляком.
Может быть Вы всё-ткаи отзовётесь?
С надеждой и добрыми пожеланиями

Михаил Ханджей   26.03.2018 00:20   Заявить о нарушении
Владимиру Воронину 13
P.S. Насчёт подаренной Наполеоном табакерки - Вы правы, но... Атаман Платов табак не нюхал, а курил. В подарочной табакерке он держал табак для трубки. Об этом пишут исследователи жизни прославленного Донского Атамана.

Михаил Ханджей   26.03.2018 00:25   Заявить о нарушении
Извините великодушно, не увидел сразу Ваше послание!
То, что Вы имеете непосредственное отношение к хутору Марков, я почувствовал сразу. Там действительно проживало много староверов. Последние, семья Молочковых, жили прямо напротив моего дома.
Староверов в хуторе и окрестных сёлах, называли "ханжеи". По фамилии богактого купца Ханжеева, а может быть и Ханджея, поддерживавшего старообрядческую общину.
Дегтярёвы и сейчас проживают в Орловке. Глава семьи, долгое время заведовал колхозным гаражом, а потом и председателем колхоза стал.
Рассказ Ваш непременно прочту, но несколько позже. Не очень здоров я. Интернет утомляет. Хутор Харьковский мне тоже знаком. Как и прочие хутора.
Буду рад, ответить, по мере сил, на все Ваши вопросы.
С неизменным уважением,
В. Воронин

Владимир Воронин 13   26.03.2018 21:00   Заявить о нарушении
Боже,даруй здравие и долгие лета земляку моему - Владимиру.

С радостью воспринял вашу весточку, в которой Вы великодушно согласились помочь мне в поисках ответов о прошлой жизни людей хуторов, особо интересующих меня.

Вопрос 1-й: Какими были хутора Марков, Харьковский, 2-я Полтава и 1-я Полтава казачьими или нет? То, что они находились на территории Области Войска Донского - факт. Но они могли быть заселены не казаками, а "государственными крестьянами" или быть "приписными" и принадлежать кому-либо из казачьей знати. Мне известно, что Кугеи отпочковались в своё время от казачьего Кагальника. Затем, с укреплением Кугей, образовались так называемые "Кугейские хутора". Но были ли они казачьими? В этом мой главный вопрос.

Владимир, Вы и я, пожалуй, единственные, кто может воссоздать жизненную историю судеб людей этих хуторов. Безусловно, у меня есть некотоые материалы по этому вопросу, но с вашей помощью надеюсь прояснить предаваемое забвению судьбы людей и среды их обитания. Очень жду весточки от Вас.
Да хранит Вас Бог.

Михаил Ханджей   27.03.2018 08:34   Заявить о нарушении
Хутора расположены на казачьих землях, но населены были "тавричанами", так казаки прозывали выходцев из Малороссии. По названиям хуторов, можно судить, откуда конкретно были переселенцы. Азов, Таганрог и Ростов, достаточно поздно были отданы под юрисдикцию Войска Донского. Земли, в основном, жаловались дворянам. И не всегда из казаков. А те уж заселяли крестьянами кто откуда мог.

Владимир Воронин 13   27.03.2018 20:49   Заявить о нарушении
Кагальник никогда не был казачьим. Это "хохляцкий" пригород Азова. Азовчане называли кагальничан "ревунами". В Кагальнике, на колокольне, висел большой, как говорят чугунный колокол очень низкого звучания. Торговавшие на Азовском базаре жители Кагальника, услышав голос своего колокола говорили: "О! Это наш рэвэ"! Отсюда и ревуны. При турках в этом селении были знаменитые сливовые сады. А станица Кагальницкая, - это совсем другая история.
Кстати, когда турки собирались штурмовать Азов, захваченный казаками, они высаживались именно в Кагальнике. Там загодя были выстроены из камыша огромные склады для провианта, вооружения и снаряжения огромной по тем временам, трёхсоттысячной турецкой армии.
И тикали турки оттуда же.


Владимир Воронин 13   27.03.2018 20:58   Заявить о нарушении
Извините что сразу к делу, без здравствования.
Вопросы больно интересные.
Книгу написать можно.
Жаль не успею.
Может быть у Вас получится?

Владимир Воронин 13   27.03.2018 21:00   Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за информацию.
О том, что Кагальник "хохлацкое поселение под Азовом" читаю у Вас впервые.
А что-за "станицв Кагальницкая - это другая история"? Поясните, пожалуйста.

Можете ли Вы конкретно сказать, кто проживал в хуторах Марков, Харьковский , 2-я Полтава и 1-я Полтава казаки или "тавричане"? Если "тавричане" то почему, ведь Харьков и Полтава это не Таврия. И кому они принадлежали (казачьей старшине или дворянам не казакам, или то были государственные крестьяне)? То, что они были не "колонисты из немцев" - факт.

Меня очень интересуют фамилии "Скачидуб" и "Доценко". То, что они проживали в известных Вам хуторах - факт. Что Вам известно о них?

Дорогой Владимир, с Божьей помощью и молитвами книгу мы напишем с вами вместе. Верьте в это, а я постараюсь. Пока есть порох в пороховнице.

Жду ответа. Время не ждёт.

Михаил Ханджей   27.03.2018 22:14   Заявить о нарушении
Владимир, мне на "Собчачку" тратить драгоценное время просто жаль.

Я жду вашей информации по своему вопросу относительно интересуюших меня хуторов и фамилий.

То, что станица Кагальницкая была казачьей я знаю. Но то, что Степан Разин, возвращаясь из грабительского похода (Персидский поход за зипунами), обосновал именно там укреплённый городок для своей разбойной ватаги, у меня вызывает недоверие к тем кто это утверждает, как и байки о кладах зарытых в том районе. Всё это из области предположений.

Вы лучше мне скажите, что вам известно из рассказов как из села кагальничан так и из рассказов интересующих меня хуторян. Это ценно, а научную базу я с божьей помощью и молитвами подведу сам. Слава Богу, мне как историку по призванию и университетскому образованию, это по силам.

Владимир, дай Вам Бог здоровья, и, если можете, помогите мне своей житейской информацией. А рассуждения о "Собчачках, Грудничке у титьки мамки ЗюКПРФ" мне не интересны. О них я знаю до тошноты много чего нелицеприятного.

Надеюсь и жду.

Михаил Ханджей   30.03.2018 16:54   Заявить о нарушении
Михаил, прошу прощения, но переписываться в ПРОЗЕ РУ, не совсем удобно.
Чисто технически.
Думаю, будет правильным, если Вы сформулируете свои вопросы и пришлёте мне на электронную почту.
Я, по мере сил, постараюсь на них ответить.
Я не историк по профессии, знания мои весьма отрывочны, неполны, совершенно не систематизированы.
Более того, историю я считаю предметом прикладным.
Литературные образы, без которых история не история, интересуют меня больше, чем статистические выкладки и даты событий.
Мой давний приятель, профессор Венков, советовал:"Пиши каждый день по странице. В конце года у тебя будет 365 страниц текста. Половину выкинь. Из остального сделай книгу. И напечатай. Будешь как я профессором"!
Профессором не стану. Лентяй. Пишу о чём хочу.
Но пишу!
И буду, скока Бог сил даст.
Адрес мой woroninvv@gmail.com

Прошу прощения ещё раз, но так мне удобней.
Устаю быстро.

Владимир Воронин 13   30.03.2018 20:04   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир, прежде всего, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Подумавши, пришёл к выводу, что в силу вашего здоровья, грех мне нагружать Вас своими вопросами. Тем более связанными с историей, в которой Вы (по вашему признанию), не специалист, а любитель. Поэтому сокращаю свой вопрос до минимума - известно ли Вам что-либо о жителях хуторов Марков, Харьков и Вторая Полтава носящих фамилию "Скачидуб" и "Доценко", и кто из них "ханжеи", а кто нет. Буду признателен Вам за информацию.

По некоторым причинам я не использую "личку". Поэтому, если это для Вас возможно, то проинфомируйте меня через "рецензии" и "дополнения". А если для Вас это слишком затруднительно, то не утруждайте себя.

P.S. Что касается "хохлацкого Кагальника" по вашему выражению, скажу лишь, что Вы знаете о его истории с середины XIX века, я же знаю историю "Кагальницкого городка" неподалёку от Черкасска, у Азова, со второй половины XVII века, когда "хохлами" там ещё и не пахло.
С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   31.03.2018 15:59   Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил!
Что касаемо фамилии Скачидуб. Могу сказать, что эта фамилия явно запорожского происхождения. Я людей с такой фамилией не встречал в означенных хуторах.
Фамилия Доценко, весьма распространена вообще. Я знавал нескольких Доценко и Дацко, но в других местах.
Мои исторические познания неглубоки. Можно даже сказать поверхностны.
Тем не менее, готов поделиться тем, что знаю.
Что касаемо Кагальника и вообще приазовских поселений так называемой "ногайской стороны". Казачьи городки, позднее ставшие станицами,крайне редко, практически никогда, не располагались по левому берегу Дона.
Когда Азов окончательно отошел к России, земли вокруг таганрогского залива, жаловались дворянам. Бывали среди них, и много, казачьего происхождения(например Граф Платов), но не обязательно. Были и "вольные" поселения (например Отрадовка), но помещичьи крестьяне, как и казаки, считали таких поселян "набеглыми", презирали и, в некотором роде жалели их. Потому как у них не было хозяина, барина, некому было о них заботиться.
Не было у них и земли. Занимались промыслами различными. Тех же отрадовцев, прозывали "горшколепами". Гончарным промыслом они занимались.
Что касаемо Кагальника.
Там всегда были, со времён турков, богатые сады.
Сегодняшние "Сады Приазовья", мало кто об этом знает и помнит, далёкое следствие тех времён.
Что касаемо Азова и его ближайших окрестностей, то богатейший материал имеется в азовском краеведческом музее. К сожалению или нет, но археологические раскопки, дают массу материальных свидетельств именно о турецком присутствии в Азове.
Кстати,Азов городом стал уже при советской власти. Ранее это был посад, ещё раньше - крепость.
О казачьих поселениях, при желании, вы найдёте исчерпывающий материал в книге профессора В.Н. Королева "Донские казачьи городки" к изданию которой я имею непосредственное отношение. Для меня это настольная, вернее, натумбочная книга.
С неизменным уважением и пожеланием творческих успехов,
В. Воронин

Владимир Воронин 13   01.04.2018 20:43   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир, большущее спасибо за информацию.

Странно, что люди по фамилии "Скачидуб" вам не известы. Ведь в х.Марков жила многодетная семья Дегтярёвых. А Анна Фёдоровна Дегтярёва(в девичестве Скачидуб)это же родная дочь Фёдора Скачидуб, погибшего в Первую мировую войну. Вы могли его не знать, но сыновей его Ивана и Толика, и дочерей вы просто не помните, а они жили со своей мамой там до семидесятых годов, затем уехали на жительство в Новобатайск.

А во Второй Полтаве жила другая его дочь Матрёна, и не долго жил его сын - Фёдор Фёдорович Скачидуб с Матрёной Алексеевной (в девичестве Доценко). Она дочь Алексея Петровича Доценко до старости жившего в х.Харьков, затем у сына своего в Азове до смерти. Похоронены в Азове и его жена Елена Федотовна, сыновья Леонид, Пётр и Михаил Алексеевичи, дочери Мария, Лидия и Клавдия Алексеевны. Кстати, Елена Федотовна - это дочь Доценко Федота, похороненого в х.Харьков, как и один из сыновей Алексея Петровича - Фёдор Алексеевич.

Если Вы давно живёте в Азове, то не могли не знать Иванова Павла Антоновича и его жену Клавдию Алексеевну (Доценко в девичестве) и Михаила Алексеевича работавших в Азовской сельхозтехнике, а также Петра Алексеевича Доценко много лет и до смерти работавшего на Судоверфи Азова.

К счастью, в моих разысканиях сохранилось не одно фото из этих фамилии. Так что о людях рода "Скачидуб" и "Доценко" как и о хуторах Приазовья, я кое-что знаю ., не в обиду вам будь сказано.
С вашего согласия, если у меня будут возникать некоторые вопросы, я буду обращаться к Вам. А пока желаю Вам самого главного - ЗДОРОВЬЯ.

Михаил Ханджей   01.04.2018 22:13   Заявить о нарушении
P.S. А Королёв Владимир Николаевич, о котором вы мне написали, не только автор "Казачьи городки", но и автор исторического исследования лёгшего в основу его докторской диссертации "Босфорская война". Но это не главное. Главное, что это один из моих университетских преподавателей. А самое главное он мой друг. К несчастью рано ушедший из жизни. Царствие ему небесное.
Здоровья Вам, Владимир.

Михаил Ханджей   01.04.2018 22:22   Заявить о нарушении