Лоза-слово тёплое
При встрече с творческим человеком меня всегда интересует один и тот же вопрос: как приходит озарение и желание сделать именно эту вещь? Александр ответил просто:
- Мне кажется, любовь к дереву во мне пробудилась с детства. А толчком к началу работы послужила экскурсия на Борисовскую мебельную фабрику, где изготавливали изящные работы из лозы. Когда я увидел пальцы мастериц, как они гнут лозу и ловко переплетают прутики, я каким - то чутьем понял, что тоже могу это сделать. А потом засел за книги…
Но к этой, значимой в жизни Александра экскурсии, дорога была, как говорят, длинной и тернистой. Рисованием и лепкой из пластилина маленький Саша любил заниматься дома и в школе. Потом увлёкся резьбой по дереву. Заметив творческие способности сына, родители отдали ребёнка в Белгородскую художественную школу. Ходил он туда с удовольствием. Все думали, что он станет художником, а после окончания восьмилетки он вдруг, к удивлению всех окружающих, поступает на отделение лесного хозяйства Крапивинского лесхозтехникума, что в Тульской области. Успевает на отлично, занимается общественной работой. По –видимому, здесь –то и пришла пора реализовать свою тягу к работе с деревом. Именно в техникуме Саша записывается в кружок резьбы по дереву, которым руководит неординарный человек и педагог Леонид Алексеевич Долгов.
- В техникуме учиться было очень интересно, - вспоминает Александр. – Мы не просто зубрили предметы, нас учили думать, спорить, докапываясь до истины. Мы много работали руками: оформляли кабинеты и территорию техникума к его столетнему юбилею. Вырезали из дерева вход в столовую, колонны в конторе лесхоза – получилось здорово! Наверное, наши работы до сих пор радуют глаз. Приятно после себя оставить что-то хорошее.
Именно тут, в техникуме, на глаза Саши попалась книга К.К. Миринаускаса "Изготовление плетёных изделий". Бывает так в жизни, что увидишь какую - то картинку или красивую вещь, и в тебе вдруг что – то проснётся, затеплится в душе. Так и здесь. Увидел Саша в книге лёгкие и изящные работы из лозы, представил их зримо, и захотелось сделать подобное своими руками. А как сделаешь? Нужны прутья ивы, нужна мастерская, нужны знания, наконец. С этого момента жизнь Саши пошла как бы по двум направлениям: внутри сидело непреодолимое желание заняться творчеством, а обстоятельства (да и родители тоже) требовали, чтобы он получил высшее образование и вместе с ним определённое материальное положение. В общем, был бы как все.
Да, закончил он в конце концов Московский лесотехнический институт, получил интересную профессию инженера лесного хозяйства и распределение в глушь. В те времена, как вы помните, отказаться от распределения на работу после окончания вуза было невозможно. Пришлось ехать. Но творческая натура художника не приемлет насилия над собой. Она не может быть вписана в жёсткую систему подчинения. Художник должен быть свободен, чтобы творить и созидать. Конечно, не все окружающие люди понимают это, даже родственники. Но Саше Котельникову в чём – то повезло. После окончания института, работая по своей основной специальности в Грайворонском мехлесхозе, он занялся наконец лозоплетением. Именно здесь и произошла та памятная встреча с мастерицами мебельной фабрики, о которой упоминалось в нашем рассказе. Наверное, судьба наконец сжалилась над ним и направила по нужной дороге.
В девяностые годы было время расцвета кооперативного движения. Изделия народных мастеров пользовались большим спросом. Сухарницы, конфетницы и панно из лозы на магазинных полках не залёживались, и Борисовская фабрика процветала. Спустя некоторое время реформы привели к тому, что декоративно – прикладное искусство пришло в упадок. Сейчас, к слову, фабрика не работает.
Но вернёмся к нашему герою. Экскурсия на фабрику состоялась у Саши как раз в то время, когда её работницы заготавливали летне –осеннюю лозу. Представьте себе берег реки, где растёт ива. Деревья эти легко узнаваемы, с тонкими ветвями, низко склоненными над водой. Узкие зеленовато –тёмные листья ветлы с другой стороны покрыты серебристыми волосками, из –за этого, когда поднимается ветер, ветки ивы становятся бело –серебристыми, а места, где она растёт, окутываются молочной дымкой. Красота! А запах, какой тонкий запах у этих ветвей! В нём живёт воспоминание детства, что – то смутно забытое, притягательное и волнующее. Словно память возвращает тебя к вербному воскресенью, которое так широко отмечалось на Руси. Ива, ветла –красивые, звучные русские слова, тёплые, родные…
Конечно, в первый раз Саша загорелся заготовить для работы лозу сам. Охапки прутьев принёс в свою пустующую квартиру, превратив её одновременно в склад и мастерскую. Вспомнил из книг, что ветви надо очистить от коры. Не зная ещё, что для такой работы есть специальные щемилки, он состругивал лозу обычным перочинным ножичком. Это заняло много времени. Потом Саша поставил прутья на просушку…
Это сейчас ему известно, сколько времени потребует тот или иной сорт древесины на просушку, тогда же всё постигалось опытным путём, на ощупь. Поставил прутья просыхать в тени, получил красный цвет. Расстроился -сырьё испортил! А со временем узнал, что сушить прутья надо на солнце. А те, красные, потом всё же побелели. После операции просушки прутья надо отсортировать по длине и диаметру, а затем связать в пучки.
- Когда я всю подготовительную работу выполнил, -продолжает рассказывать Саша, -захотелось сплести всё сразу. Просто руки чесались. Но здравый смысл победил, и начал я с сухарницы, изготовление которой мне показали работницы фабрики. Представляете, сразу получилось! Я даже не удивился –я всё время знал, что хочу и смогу заниматься лозоплетением. После сухарницы я повторил весь ассортимент фабрики, изготовив панно, конфетницу и корзинку. Первые свои изделия я отнёс в художественный салон, где их быстро раскупили. А сухарницу я подарил другу на день рождения.
Не будем осуждать мастера за то, что не оставил для потомков или музея свои первые работы. Время было такое (да и сейчас не лучше!), что на мизерную зарплату инженера Саша не мог позволить купить себе даже брюки. А парень –то молодой и не женатый, уже нужно задумываться о создании семьи.
В лесничестве Саша проработал совсем немного. Другая дорога открывалась ему в жизни. Восстановив приобретенные в детстве навыки в рисовании в Борисовской художественной школе, он (это уже после института!) поступает в Белгородский колледж культуры и искусств. Учится на дневном отделении и пробует зарабатывать на жизнь лозоплетением. В стране вовсю идёт перестройка, и спрос на изделия художественных промыслов постепенно падает. Саше пришлось устраиваться на работу по полученной ранее специальности и заканчивать колледж заочно.
Если вспомнить немного историю народных промыслов, то можно смело утверждать, что наши дедушки и прадедушки, которые плели корзины из лозы, не имели никакого образования. Ремесло передавалось по наследству. Но не в образовании дело. Настоящий художник отличается от ремесленника тем, что в любую свою работу вкладывает определенный замысел, стараясь каждый раз превзойти самого себя. Он создаёт истинное произведение искусства. Есть у Саши, к примеру, целая серия петушков – ажурных, с пушистым оперением, замысловатыми крылышками. Они не похожи друг на друга, каждый –в единственном экземпляре. А как –то увидел мастер в зоопарке страуса, тут же решил, что обязательно выполнит его из лозы. Страус получился очень величественный и горделивый! У Саши все работы оригинальные. У него уже выработался свой почерк. При защите диплома фантазия художника так разыгралась, что он представил на суд комиссии целую серию изделий в едином стиле: панно, корзину с цветами из лозы, ковш, конфетницу и поднос. Эти изделия сейчас украшают витрину музея колледжа искусств.
Работает Саша, в основном, на даче. Мастерской в прямом смысле этого слова у него нет. По технологии заготовленную осеннюю лозу необходимо варить, для чего существует специальный котёл. Когда проходит эта трудоёмкая операция, в мастерской нечем дышать. Всю грязную работу по заготовке и обработке лозы Саша проделывает вдалеке от дома. А собственно плетением занимается в обычной комнате, что выделили родители. К сожалению, на свою квартиру честным трудом заработать в нашей стране невозможно, а тем более – творчеством. Женившись, Саша привёл молодую жену в родительский дом.
- Любому художнику и творческому человеку приходится жить в материальном мире, зарабатывать своим трудом на хлеб насущный. Сейчас я принимаю заказы на изготовление любых изделий из лозы. Но, как вы понимаете, это не хрусталь, не золото, не бриллианты, не товар первой необходимости – зарабатываю только на то, чтобы прокормить семью. А работа моя очень тяжёлая, - Саша показывает свои руки, мозолистые, с ранами.
Да, интересную и в то же время трудную профессию выбрал для себя Александр Котельников. Спрашиваю у него:
-Бывают ли такие минуты, когда нет настроения работать?
-Лоза –она живая, она тёплая на ощупь, чистая и глянцевая. Подержишь в руках пучок лозы, помнёшь пальцами веточки, и вновь приходит желание сделать опять что –то новое. Для сына сплёл, кроме люльки, стульчик для кормления и коня –качалку. Сделал первые образцы различных видов мебели, есть уже и заказчики на них, -планы у Саши большие.
В последнее время в Белгороде ни одна выставка по декоративно –прикладному искусству не обходится без изящных работ из лозы А. Котельникова. Саша –член клуба "Народные умельцы", а первую свою экспозицию мастер представил в Белэкспоцентре, где демонстрировались достижения народного хозяйства Белгородчины. После первой выставки у Саши появилось доверие к коммерческой деятельности и первый диплом за дизайн и качество продукции. Тогда же он получил крупные заказы на изготовление корзин и панно. Работы Котельникова закупил самый большой универмаг "Белгород", приобрели гости из Германии, а фирма "Дальтур" нашла возможность показать работы Котельникова в Словакии.
И в заключение хочется сказать вот что. Немного в Белгороде, да и в России тоже, осталось мастеров по лозоплетению. И очень важно то, что Саша мог бы вести кружки для ребят, возрождая забытые народные промыслы.
-Для этого нужны условия, финансирование, поддержка администрации, автономное помещение, минимальное оборудование. Один я это не потяну, а времена энтузиастов давно прошли. Умом я понимаю, что стране нашей в первую очередь надо накормить голодных детей, обеспечить достойную старость пенсионерам, заплатить долги учителям и врачам. Возрождать ли промыслы? Для меня жизнь отдельного человека всё же дороже всех промыслов в целом. А если возникнут определённые условия для организации кружков по лозоплетению, я готов заниматься с детьми.
Вот такой мастер живёт и работает на Белгородчине, радуя своими оригинальными произведениями посетителей выставок. Пожелаем ему удачи!
Послесловие
Александр переехал из Белгорода в район, построил дои, сделал себе мастерскую и продолжает заниматься любимым делом.
Свидетельство о публикации №218030501658