Скифский поход Дария

Лет двадцать назад писал я диссертацию по скифам. Потом было две книги про них и бессчётное количество статей. Но только сейчас я наконец-то понял, кто такие были скифы.

Но для того, чтобы и ты, мой дорогой читатель понял, кто они были такие, придется нам с тобой обратиться к воспоминаниям человека, который не только жил во времена скифов, и , говорят, гостил у них, но и умудрился записать свои наблюдения, активно разбавив их всевозможными услышанными им экзотическими историями, байками и даже анекдотами, а, возможно, и большой долей своей фантазии, короче все тем, без чего не рождается вкусная книга. Я о Геродоте, и его труде.

Старина Геродот пишет историю скифов в контексте большой истории греков победивших персов. То есть пишет он как раз об истории персов, дабы современники и потомки этих греков, понимали какому именно сильному и коварному врагу они смогли дать отпор. О скифах же Геродот упоминает исключительно в связи с походом Дария в скифские степи.

Зачем Дарий пошел воевать со скифами, известно одному Богу. Наверное, услышал, что скифы все ходят в золоте, и решил немного его у них отжать. Только вот у скифов не было городов, поэтому захватывать Дарию было нечего. И как говорит Геродот, персидское войско все время пыталось догнать войско скифов. Геродот пишет: «Пока путь персов шел через Скифию и Савроматию, они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окруженный деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути». Короче, нашли персы одно или несколько брошенных поселений не столь важно, главное, что те, кто там жил успевали свалить раньше, чем к ним приходили. Короче так и ходили они друг за дружкой в течении 60 дней, пока персам это не надоело.

А дальше Геродот пишет совсем небылицу: «После принесения даров царю оставшиеся в своей земле скифские отряды – пехота и конница – выступили в боевом порядке для сражения с персами. Когда скифы уже стояли в боевом строю, то сквозь их ряды проскочил заяц. Заметив зайца, скифы тотчас же бросились за ним. Когда ряды скифов пришли в беспорядок и в их стане поднялся крик, Дарий спросил, что значит этот шум у неприятеля. Узнав, что скифы гонятся за зайцем, Дарий сказал своим приближенным, с которыми обычно беседовал: «Эти люди глубоко презирают нас, и мне теперь ясно, что Гобрий правильно рассудил о скифских дарах. Я сам вижу, в каком положении наши дела. Нужен хороший совет, как нам безопасно возвратиться домой». Вы можете себе представить, чтобы целое войско бросилось догонять зайца, стоя напротив войска противника?

Д.С. Раевский, видный скифолог, сыгравший в моей защите важную роль независимого эксперта, считал, что у скифов был ритуал, связанный с преследованием зайца. А мне думается, что весь этот эпизод чистая небылица. Геродот пишет, что Дарий повел в Скифии 700000 воинов. Допустим, Геродот чуть преувеличил, и с Дарием было от силы 25-30 тыс. войска и обоза. Короче всей боеспособной армии было тысяч 15. И если скифы собрали тоже тысяч 10-12, потому как меньше собирать не было смысла, построились напротив войск Дария, хотя меня фраза «скифы уже стояли в боевом строю», всегда немного смущала, какой-такой боевой строй у скифов, вы когда-нибудь слышали о конном боевом строе кочевников? Я нет.

И тут между этой толпой пробежал заяц, и несколько десятков тысяч скифов кинулись его ловить. Нет, я бы поверил, что зайца кинулись ловить несколько человек, ну максимум десятка два. У меня однажды так отец со товарищами на рыбалке увидели зайца и тоже стали его ловить. Закончилась эта ловля огромной шишкой на моем лбу, так как я подбежал к отцу в тот момент, когда он размахнулся чтобы бросить в зайца камень. С отцом было еще два приятеля и я. Но пострадал только я. А если бы мой отец и еще несколько десятков тысяч человек кинулись бы ловить зайца, то пострадавших было бы значительно больше. И отделались бы они не только шишками, но и даже смертоубийством. Вот поэтому я и считаю, что никакой охоты на зайца не было. Все это придумал или Геродот, или тот неизвестный, который ему эту байку рассказал.

В итоге персы, бросив больных и часть обоза, вернулись к мосту, который охраняли греческие наемники - ионяне, которые рассказали им еще одну байку. Дескать, приходили скифы, и просили их разрушить мост, но они собрали «совет тиранов», пообещали скифам что мост разрушат, часть его разобрали, потом дождались Дария и собрали заново. Короче и нашим, и вашим. И скифов уважили и Дария. А с Дария, скорее всего, еще и бонусы срубили за преданность. Скифы ведь сами могли рассеять греческих наемников и сжечь мост, но почему-то этого не сделали. Наверное, потому, что историю эту с мостом придумали греки специально для Дария. Если не вообще всю историю с походом Дария против скифов. Может и похода никакого не было и все это придумалось отцу истории в скифской бане.

(продолжение следует)


Рецензии