Глава 4. Без современной цифровой АТС не обойтись!

Глава 4. Без современной цифровой АТС – не обойтись!
 
Работать в городе стала связь действительно, гораздо надёжнее. Развязались наиболее кричащие проблемы с её мизерным присутствием, а где-то, совсем недавно, и полным отсутствием, в важнейших городских районах. В массовом порядке начали телефонизироваться квартиры горожан. Но этого мало, чудовищно мало. Доступ к информационному пространству, доступ к общению с кем бы то ни было, и по какому бы ни было поводу, стал жизненной потребностью современного общества. И по части общения, телефонная связь играет здесь первую скрипку. Нужна полная телефонизация города, – когда она наступит, как мы к ней движемся и достаточна ли скорость движения?
Укорачивается нашими делами дистанция к заветной цели, или увеличивается, правильно ли выбран путь, не приведёт ли он к потере приоритетного нашего завоевания – в первую очередь, стабильного качества уже работающих телефонных средств. Качество связи, оно, конечно, улучшилось, но до идеала – ещё ох как далеко. Поэтому, приоритет за этой частью нашей работы, работы над улучшением качества, должен обязательно сохраниться.

В последнее время мы с Макарычевым часто размышляем на эту тему. Обсуждаем, привезённые им с семинара, в конце прошлого года из Алма-Аты, новшества и рекомендации, примеряем их к нашему компактному и совсем не огромному городу, анализируем собственный опыт. Вырисовываются три очень важные вещи.
В условиях отсутствия в городе ливневой канализации, в условиях, когда большую часть годового времени телефонная канализация заполнена водой – обеспечить качественное содержание протяжённых кабельных магистралей, а через них и качественную связь – крайне проблематично. И проблема исходит именно от протяжённости.
Имеющие множество муфтовых соединений многопарные кабели длиной в три-четыре километра накапливают рассредоточенные по длине, слабые изоляционные места, и совокупным воздействием, суммарная, низкая изоляция снижает качество сигнала.  По отдельности эти точки, в силу незначительности каждой из них, современными средствами измерений крайне сложно обнаруживать и локализовывать, а каждое новое вскрытие такого кабеля, в том числе и при поиске повреждения, самим фактом вскрытия неизбежно создаёт новый потенциальный очаг будущего повреждения.

Вот она, у нас за плечами, вбитая в память – мучительная эпопея с эксплуатацией двухсотпарного кабеля, прямиком идущего из центра города в Застанционный посёлок, именуемый в простонародье «Шанхай». Растянувшаяся на годы эпопея, мучившая и нас и потребителей нескончаемыми повреждениями и завершившаяся, наконец, тем, что созрела техническая возможность, и абонентов посёлка переключили на ближайшую к нему ПСК-61, тем самым, уменьшив протяжённость ка-беля вдвое, и этим – резко улучшив надёжность его работы.
То же сделано с кабелями на Бармашку, Элеватор, на другие окраины города. Поняли и выстрадали опытом урок – в идеале, протяжённость многопарных кабельных магистралей в городе не должна превышать полутора километров, и к этому мы стремимся.

Не лучше выглядит и эпопея с эксплуатацией пятикилометрового пятисотпарного соединительного ка-беля между АТС-4 и АТС-7, который минимум раз в год – обязательно повреждается, и восстановление его каждый раз затягивается на десятки дней. Восстанавливаем, восстанавливаем, и с каждым восстановлением всё утрачиваются, помаленьку проседают его электрические параметры, и уже обыденно сопровождают почти каждый состоявшийся по нему телефонный разговор хрипы, трески и другие шумы, а бывает – и банальные, невольные прослушивания абонентами друг друга. Было время – с выходом из строя этого кабеля прекращалась полная связь города с абонентами АТС-7. Сейчас зарезервирована связь к ней – трёхсотпарным кабелем, и междугородным – четырёхчетверочным, по каждой из четвёрок жил которого, работает цифровая система уплотнения с импульсно-кодовой модуляцией, позволяющая вести по каждой четвёрке жил тридцать разговоров одновременно. Всего – шестнадцать жил в этом кабеле, а число соединительных линий такое же, как на пятисотпарном кабеле, и качества они лучшего – несравнимого с качеством по физическим линиям.
Если повредятся оба кабеля, – какой легче и гораздо быстрее устранить, – пятисотпарный с тысячей жил, или шестнадцати жильный? Ответ – очевиден и лежит на поверхности.

Соединительные линии к самой удалённой АТС Северной промышленной зоны тоже организованы именно с помощью уплотнённого цифровыми система-ми передач междугороднего семичетвёрочного кабеля. И это правильно. И нет у нас проблем с его эксплуатацией.
В последние годы построены и введены в эксплуатацию три локальные районные АТС. В Северной промышленной зоне, в Васильковском микрорайоне, в Юго-восточной части города. С короткими, как магистральными, так и межстанционными кабелями.
Прекрасно работают районные, новые АТС, избавленные от ошибок прошлого проектирования. В эксплуатации, не создают проблем связистам, в пользовании – абонентам. Что было бы с качеством связи, если бы вместо этих АТС, тянулись к удалённым районам города многокилометровые линии от центральной АТС-4?..
Наращивание связи в городе необходимо настоятельно продолжать, и делать это надо через дальнейшее её районирование. А для этого – нужны помещения под АТС.
И, конечно же,  – нужна разветвлённая мощная телефонная канализация, построить которую можно только совместными усилиями всех строителей – и городских, и наших.
 
У нас с Макарычевым через обсуждения и размышления прощупана и складывается осязаемой логичной завершённостью перспективная, на многие годы вперёд, схема организации связи бурно развивающегося города. Мы убеждены в её рациональности. Вот, только бы её в жизнь воплотить…
Достойная задача. Нужно развёртывание и строительство новых районных АТС различных ёмкостей. Исходя из потребности, – непосредственно на Бармашке, непосредственно в Застанционном посёлке, в районе Старого мясокомбината, в разворачивающемся многоэтажными домами, городке Строителей, на проспекте Коммунистическом...
Нужны мощные технические здания под десятитысячную АТС в центре города, под десятитысячную АТС – в Васильковском микрорайоне, и для планируемых за ним, на пустыре в Петропавловском направлении, – микрорайонов Сары-Арка, Коктем и других…
Сколько точек насчитали – шесть… – семь?.. Здания нужны для размещения в них новых АТС, здания! Как убедить город в необходимости их строительства и выделения для связистов, под воплощение  этих остро насущных, совсем не амбициозных замыслов…

Очень интересную новость привёз Макарычев с последнего Алма-Атинского семинара. Министерство связи Казахской ССР примеривается, планирует приобретение, и хочет начать использование на телефонной сети крупных городов ЦИФРОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ АТС.
Появилась такая станция в Союзе. Ёмкостью – до 20 – 25 тысяч номеров, с одновременным исполнением функций автоматической междугородной связи. Советско-французский проект. МТ-20/25 – станция называется.
Осваивается и налаживается её производство в производственном объединении БЭТО в Башкирии. В городе Уфе. На основе выкупленного у Франции  схемного решения. Переработанного и приспособленного под советскую элементную электронную базу. С собственным самостоятельным её производством.
И отдельные экземпляры этой станции уже работают на сети Союза. Правда, качество, – говорят, работы этих станций, – не ахти. Подводят, дают сбои электронные приборы советской разработки. Транзисторы, микросхемы…

Александр Николаевич мнётся... Он, с того момента, как вернулся из Алма-Аты, страдает, чувствует себя в положении «и хочется и колется»…  Я его пони-маю. Заманчивая, очень заманчивая перспектива заиметь такую современную станцию для нашей сети.
Но, низкое качество работы новшества – остужает наш пыл, серьёзно остужает. Разве мало проблем с содержанием линейно-кабельного хозяйства? А если к ним ещё и станционные повреждения прибавятся? Пиши – пропало такой связи! Совсем ещё недавно из одной такой трясины выкарабкались. Ничего ещё не забыли. Знаем…
А с другой стороны… Я стараюсь рассуждать объективно, непредвзято, трезво взвешивая и сложившуюся эксплуатацию телефонных сетей, и имеющийся собственный опыт внедрения новых технологий. Много оборудования прошло через мои руки, да и через руки Макарычева – тоже. Есть что обобщить.
Каждая новая техника имеет какой-то изъян, но он быстро даёт о себе знать в режиме эксплуатации, и всегда выявляется и устраняется более совершенным техническим решением.

Станция МТ-20 ведь уже эксплуатируется на сети. К тому времени, пока она появится у нас – ещё года два пройдёт. Избавят её к этому времени конструкторы и разработчики от недостатков.
Но с другой стороны – мы получаем для города совершенно современный тип оборудования, да ещё и ёмкостью – целых двадцать тысяч номеров! Прибавить их к уже имеющимся на сети – и мы имеем в ближайшей перспективе для ста тридцати пяти тысячного города с тридцатью тремя тысячами семей – потенциально, по одному телефону на каждую семью. Это же практически полная, кардинальная и в короткий срок, телефонизация областного центра!
Сейчас 39 телефонов на сто семей. Если мы по две-три тысячи в год будем наращивать телефонную ёмкость, – как сейчас, – дождёмся этой полной телефонизации лишь, когда рак на горе свиснет.
А под реально выделенную телефонную станцию с хорошей ёмкостью, под новое оборудование, да ещё и цифровое – и кабель необходимый, и другие материалы в достаточном количестве дадут. Лишь бы освоили всё это быстро!

Для нас, сейчас – самый удобный момент иметь виды на эту МТ-20.  Свободной номерной ёмкости на действующих АТС города, включая вновь введённые, на этот год ещё хватит. А дальше, как не крути – если с новыми телефонными ёмкостями сейчас не решим – а время быстро пролетит, – уткнёмся основательно в паралич телефонного развития. Кто в городе такое безобразие потерпит! Нет, надо выбивать в город новую станцию, надо выбивать!
Номерная ёмкость МТ-20 не сосредоточена в одном месте, а с помощью выносных концентраторов может быть разнесена по тем точкам города, в которых у нас – само собой, – по нашему видению, намечаются АТС. Ёмкость разнесена, – да ещё с организацией к ним, от опорной АТС, соединительных линий по волоконно-оптическим кабелям.  Вот диво! А волоконные линии не боятся ни влаги, ни наводок электричества, ни электромагнитных влияний!
Конечно, придётся поработать с помещениями. Но ведь под реально выделенную станцию их гораздо легче выбить, чем под ещё только намечаемые АТС в перспективе, по малым ёмкостям, растянутые поставкой на годы. Виртуальную перспективу, никак иначе, как голые обещания, воспринимают власти.

А тут – реально заиметь для города разом огромную, так нужную телефонную ёмкость одним махом, и поставить власти перед выбором – или помещения дадут – такие, какие требуются, и в местах, где укажем, или реально – поваляется она на наших складах и уйдёт в более расторопную область.
Все мощности имеющихся помещений под АТС уже в городе использованы полностью. Новые станции, даже если придут – так и так, их, за малым исключением, некуда ставить.
Но ведь для цифровой станции этих самых площадей по размерам в разы меньше надо. При нашем-то на них дефиците. Нет, надо склонять Министерство к тому, чтобы выделили они нам, именно нам, эту новую цифровую АТС. Как-никак, мы – наверное, единственный в республике областной центр – по иронии судьбы, именно сейчас исчерпавший резервы по развитию на ближайшие годы.
Александр Николаевич все эти доводы и сам дав-но просчитал, для себя он давно всё решил. Как у истинного инженера чешутся у него руки при виде перспективы получения новой, неизведанной техники. Пощупать бы её пощупать! Не боги горшки обжигают. Вновь и вновь, возвращаясь к разговору о чудо станции, он меня, мои соображения прощупывает.

А я что, я такой же, как и он – инженер, и увлекающийся, и авантюрный – почему бы не попробовать, почему бы не рискнуть…
Но есть ещё областное Управление связи в лице Андрея Алексеевича Фенина.
Ну, – его уломаем. Пока я работал в Эксплуатационно-техническом узле связи, видел на практике, как превратил Фенин, будучи главным инженером Управления, всю область практически в полигон для испытания новейшей техники связи, особенно на селе. Ещё тот товарищ…
Ему что, – за связь в городе мы отвечаем. Мы бы согласились – а он поддержит, аж, побежит… Тоже по инерции, всё ещё, аж дрожит, и чмокает губами при виде, новой свежо пахнущей краской, современной телефонной стойки. Не растерял нюха на новое, на руководящей работе Фенин, не растерял инженерного интереса…


Рецензии