Течет Протва

ВСТУПЛЕНИЕ

Яркий солнечный денек. Полдень Золотой песок.

Ровно-ровно черно-белые коровы вдоль воды стоят рядком: к реченьке пришли напиться и прохладой насладиться в тени ив.

Что там остров Тенериф, Реюньон и Нуси-бе! Мы и слов таких не знали! На педали нажимали, и во все стороны счастья мчался наш велосипед!

Что за радость в смене мест! Счастье есть теперь и здесь, либо нет его нигде! Оно в Жизни полноте!

Счастье просто Время Роста: тень в жару, зимой тепло! Оно вроде Энэло. Все шумят, а не потрогать. Не измерить в килограммах!

Счастье Папа!

Счастье Мама!

Счастье Вера в Общий Дом. В норах счастья не бывает. Оно дверь не запирает! Не трясется над добром!

Счастье Папа!

Счастье Мама!

Они ждут за поворотом Пусть торопится упрямо двухколесный твой «Орленок» к ним всю жизнь, пока силенок не растратился запас. Поднажми еще немного, пока стелется дорога, пока вечер не угас!..

СЕРЕЖА НА ПЛЯЖЕ

Быстро течет Протва: у крутого берега, там, где глубже, течет еще быстрее.

Слева стайки рыбешек резвятся и обедают в длинной зеленой речной траве и водорослях. Трава шевелится, вытягивается, колышется из стороны в сторону. Ее движения очень похожи на танец под слышную только реке музыку. И кажется, что не вода шевелит траву, а рыбки играют с ней в какую-то свою игру, быстро-быстро подталкивая траву своими плавниками.

На пляже шумно, людно, весело и беспечно. Здесь играют в волейбол. зарываются в песок по самый кончик носа. Дети купаются и заваривают водную кашу, доводя ее до шумного кипения, с белой пеной и пузырями: играют в «шурум-бурум». Гам. Шум.

Сереже восемь лет. Вот уже год, как он научился плавать и совсем не боится воды. Он мечтатель. Ему хочется лечь на спину и проплыть так, лежа на спине, по всей реке, от истока до устья.

Река длинная, конечно. Целых двести восемьдесят два километра! (Сережа наводил справки, готовясь совершить свой необыкновенный подвиг).

Три цифры:.282.

Чересчур, пожалуй. Еще устанешь. Одна цифра лучше!

Например, цифра семь.

Что ж! Вполне сказочное число!

Проплыть расстояние в семь километров легче, чем сразу все двести восемьдесят два!

«Вот проплыву семь километров и посмотрю, как все получится!

Должно получиться! Течение меня понесет, а я буду лежать на спине да на солнышко и облака смотреть!»

Хорошо так мечтать после больницы, после суровой и долгой, бесконечной зимы, которую провел за бетонными стенами и стеклом, расписанным инеем.

Разгорается в сердце пламя движения, перемещения, огонь бродяжничества. Хороший человек вовсе не болото по характеру! Скорее река. Или море.

Сережа ложится на песок и закрывает глаза.

Жарко! А хорошо бы сейчас осторожно зайти в воду! Вода покажется холодной, вначале обожжет даже холодом разомлевшую горячую от солнца кожу спины и живота. Руки согнутся в локтях! Плечи сами собой задвигаются. По коже побегут быстрые мурашки…

Вот шаг, еще один… Дальше яма. Там ноги всегда теряют дно, поэтому Сережа обычно до ямы не доходит. Все-таки страшно ему немножко, да и вода над глубиной холоднее, чем на мелком месте!

…Но на этот раз… Быстрое течение словно толкнуло мальчика в спину и понесло все быстрее!

Вперед, дальше, наискосок… Ноги потеряли дно! Еще один «буль», еще пара брызг… Но вот уже реки поворот! Пляж скрылся из глаз.

Что будет теперь?

Мечта вдруг сбылась.

Только и так ведь бывает порой: все удалось, но печален герой!

РАССКАЗ СЕРЕЖИ ИЗ СНА

Знаете, почему я остался на пляже один? Родители ушли в деревню за молоком дневной дойки и собирались по дороге зайти в магазин, а мне настрого и строго велели сидеть на берегу и ждать их.

Я несколько минут был послушным мальчиком, но потом мне стало очень жарко. Солнце так пекло, что даже тени от жары стали совсем короткими. Я чувствовал себя немножко, как печеная в золе картошка; вот только лежал не в золе, а в песке.

Я подумал:

«Ну и жара! Зайду-ка я в речку. Папа и мама, конечно, запретили мне купаться. А я и не буду купаться, а только окунусь один раз. И все!»

Я зашел в воду, совсем недалеко от берега, даже не успел окунуться, но вот уже река словно схватила меня за руки и за ноги, сбила с ног, дернула за ухо, толкнула в спину и понесла.

Я, кажется, крикнул:

«Ой, помогите! На помощь!»

Никто не помог. На пляже меня не слышали! С берега не видели!

Хотя, быть может, я и не кричал вовсе, а просто бултыхался в струях, как упавшая с обрыва корова, только быстрых рыбок распугал…

А потом мой пляж совсем скрылся за поворотом… Но до этого места вы уже все и так знаете. Прошу прощения за повторения!

Зато теперь начинается кое-что новенькое! Я крикнул реке:

«Что ты делаешь, Протва! А ну-ка, быстро пригони меня в какой-нибудь тихий затон! Сейчас мама с папой придут с молоком и ….

Даже страшно подумать, что они подумают! Верни меня немедленно обратно! Слышишь?

Что такая за ерунда! Неужели тебе приятно уносить мальчиков да еще неизвестно куда?!!»

Вообразите только! Река ответила мне!

Нет! Не человечьим голосом, а речным: в нем был шелест волн, и шепот прибрежных трав, и плеск рыбы, играющей на вечерней заре, и много другое, очень речное! Я, умный, как пони, все понял!

«Прости, Сережа! Но я ведь не нарочно тебя утащила! Так уж случилось! Не могу же я стоять на месте! Я река Протва, а не какая-нибудь там кряква!! Не ругай ты меня! Реки и судьбу надо не ругать, а понемногу менять!

Нужно было тебе на берегу сидеть или стоять, родителей поджидать! Зря ты все же в мои струи вошел! Какой ты, Сережка, все же осел! Нехорошо!

Знаешь, о чем я сейчас беспокоюсь больше всего? Ты хорошо плавать умеешь? У меня, кроме течения, есть и омуты глубокие, и ямы обрывистые, куда попадать не советую, и водовороты быстрые, и родники холодные местного значения!

Ох! Смотри у меня, любитель приключений! Гляди! Не потони только! Только попробуй потонуть! Если будет невмоготу, говори, не скрывай: друга я поддержу, на ковер из цветов речных уложу! Желтых кубышек у меня, что у тебя кубиков, мальчишка!

На просторе речном, в полдень, жаркой порой ни пловца, ни плота! Нет души ни одной! Как бы вернуть тебя, мальчик, домой? Скажи, может, в чем-то я не права?»

Отвечаю реке:

«Не волнуйтесь, Протва! Я сам, как речная влага, полон отваги! Воды не боюсь, а плавать умею, почти как навага! Теките себе спокойно по вашей широкой пойме и не расстраивайтесь.

Я ведь сам мечтал по реке вниз проплыть! Сверху донизу по течению, не на веслах, а на омутах и на плесах, руками и ногами! Рекой хотел сам хоть часочек побыть!

Видно там, у пляжа, под ветлой широкой, такое необыкновенное место, где все желания сбываются, даже когда не хочешь, чтоб именно теперь сбылись!

Вот и мое желание исполнилось, да мне что-то не весело!

Эх! Не вовремя все случилось, как на грех! Папа и мама придут из деревни и скажут:

«Где же ты, горе наше луковое?! На песке тебя нет, и на воде тоже нет, для кого мы тогда купили обед и несем в судке супа?!»

Можешь себе только представить, что они подумают, когда на берегу меня не найдут! Верни меня к маме и папе в тенек под ветлой. Я еще не герой, не могу плыть один над илом пучин да еще не домой, а бог весть куда!

Проплыть тебя всю я всегда буду рад… Проплыву, но потом! Когда мне разрешат!!

Ох! Сидел бы спокойно я на берегу, ждал бы папу и маму…. А теперь сам не знаю, что делать. Вам нетрудно, река, повернуться слегка и на пляж меня снова вернуть?»

Отвечает река:

«Не умею обратный проделывать путь!»

«Вот беда! Ну, тогда хоть к берегу меня подгоните, волной в спину подтолкните, вон туда, где ступеньки на склоне крутом, где норки стрижей, одна над другой! Я на пляж у деревни пешком возвращусь! Пора уж домой!»

Говорит мне река:

«Берег тот далеко! С течением проворным легко унеслись мы с тобой вниз под горку! Слишком долго придется до пляжа бежать! Если хочешь родителей опередить, на встречу с ними не опоздать, сказке надо досочинить путь другой, решительный и прямой!

ДЯДЯ ВАСЯ ЗАПОЛНЯЕТ ВОДОЙ
СТАРОЕ ЗАБРОШЕННОЕ РУСЛО ПРОТВЫ

Видишь? Справа дубрава, за ней откос, потом деревянный мост?

На мосту с рыбацкой снастью восседает дядя Вася, славный делатель чудес, мудрый баловень судьбы, дитя леса и воды. Он надолго и всерьез! Вырос здесь и в землю врос!

Велико его значение для успешного исхода земно-водных приключений и иных важнейших дел! Если б только ты успел дать ему понять, что должен у деревни Голавлево быть опять на пляже снова, мог бы Вася даже Волгу вспять к истокам повернуть.

Он волшебник! В этом суть!»

Я что было сил кричать!

А Протва давай журчать под мостом и мост качать, дяди Васино внимание привлекать и заострять!

Дядя Вася быстро понял смысл поставленных задач.

Он сказал:

«Речной разбойник! Не волнуйся и не плачь. Распугаешь мне всю рыбу! Тяжела заданья глыба! Ну, так что ж! Нам не впервой! Должен ты приплыть домой? Значит, пляж у Голавлева?! Дай подумать мне толково!

Русло старое реки… Оно нового короче.…

Так! Придумал, между прочим! Если хочешь, в пять минут будешь там, где тебя ждут!

…Возле старицы водили хороводы старики, а теперь в лугах природы клевер, мята, васильки!

Хороша река в два русла, в две руки, в два рукава!

Подарю тебе, Протва, молодую старицу! Станешь ты, сестрица, двух лугов царица!»

Говорит тогда Протва:

«Вася! Покажи дела? Тратишь силы на слова! Вдруг их не останется?!»

«Потерпи, красавица! Дела не начать без слов! Ты, река, участвуй тоже! Ну, а ты, готов, Сережа?»

«Да! Готов!»

«Речка, реченька Протва! Завернись колечком! Разойдись сердечком! Воды возвращаются в русло твоей старицы! (Видишь, как нужны слова!)

«Опускаю правый берег. Наполняю водоем! Все, кто плавать не умеет, с русла старого бегом! Марш! Давайте же, скорее! Вот раздолье, как для барж!

Открываю родники: два на дне, четыре с краю! Мне сегодня все с руки! Вот уже прохладой веет! Ух, как прет вода шальная, бьется бурная струя! Всех стихий сильнее я, когда удержу не знаю!»

«От напора мост не рухнет?»

«Нет, не рухнет! Вплавь! По руслу! По течению бытия! Полный ход! Вперед, домой! Эх, медлительный какой! Ну, давай! Не празднуй труса, Первоплаватель-Герой!»

КОНЕЦ СНА И СКАЗКИ

Вместе с первою водою, рядом с радостной плотвой я плыву к себе домой.

Я успел! И ясно вижу: Папа с Мамою идут! Мне обед на пляж несут! Я все ближе, ближе, ближе! Они тоже!

Не обижены! Ура!

«Разомлел-то как, Сережа!! Кто ж на солнце спит?! Жара! Просыпайся, уж пора!»

«Мама! Спал я, а не плавал? Не открыл я у дубравы запасной рукав реки? Не устроил обводнения и по старице движения с дядей Васей не открыл?!

Значит, снился сон напрасно?!

Для чего же снов охапки в даль обманную манят?»

«Не напрасно!» молвит папа. «Сны ведь отражение дня!

Фантазер ты у меня!

Но.. Кто знает…

Не из сна ли слова сказок, блеск ручьев, струи юных родников и сухие русла стариц?..

Пей, Сережа, молоко, чтобы плавать далеко! Чтоб быстрей поправиться!»


Рецензии