Дедушка

МЫ ПРИЕХАЛИ К БАБУШКЕ

Я приехал с родителями к бабушке.

Бабушка живет на поселке Володарского. Это довольно далеко от Москвы: целый день надо ехать на машине и только к вечеру приехать.

Вот мы как раз к вечеру и приехали. Бабушка нам всегда очень рада. Мы это знаем, хотя все чувства у нее на замке, словно лежат в старинной шкатулке вместе с самыми дорогими ей письмами. Бабушка у нас строгая и справедливая.

Я знаю точно, что бабушка любит меня и что ей со мной интересно: чтобы знать про любовь совершенно не обязательно все время обниматься, и целоваться, и брать на руки. Дело ведь не в этом!

Я выхожу в вечерний сад погулять.

Сад посадил мой дедушка. Он любил землю и все, что живет и растет на земле. Он любил копать, сажать и сеять. Уже несколько лет дедушки нет в саду, и в доме тоже нет, и нет на улице, поэтому сад кажется запущенным, неухоженным. Но все равно осенью в нем много яблок, а летом полно малины, смородины и крыжовника.

Я захожу в кусты малины. Малина прячет меня. Меня словно бы нет, как дедушки, а на самом деле я есть!

Может быть, и дедушка стоит где-нибудь в саду, невидимый под покровом густых ветвей посаженных им деревьев и кустов?

Я стою среди зарослей малины: справа от меня красные, а слева белые ягоды. С листьев падают, звеня, капли, оставшиеся на них после недавно закончившегося дождя Мне кажется, что капли звенят, как колокольчики, и вспоминают о дедушке.

Я срываю ягоду за ягодой и кладу их в рот. Какой необыкновенный вкус! У каждой малининки он свой, отдельный.

Меня зовут домой. Я выбегаю из малиновых зарослей. Я еще не знаю, что всю жизнь буду помнить об этих ягодах, благодарить за них дедушку.

Мы ужинаем и идем на улицу: гулять по поселку.

Там тоже интересно. Вдоль дороги растут дубы, посаженные моим дедушкой. Есть колонка, куда жители поселка приходят за водой. Колонку они уважительно называют «фонтаном».

Поселок пахнет свежей стружкой, дождем и цветами.

ЦЕПНОЙ ПЕС

Мы, родители и я, проходим мимо двора соседей за высоким забором, с воротами и калиткой.

За калиткой лает до хрипоты и носится вдоль забора и ворот большая черная цепная собака. Черный пес все время пытается пролезть в щель под воротами и разорвать нас на куски, но железная цепь не дает ему этого сделать.

Я вижу через щель, как цепь натягивается, дергает за ошейник и отбрасывает злую собаку назад.

Черный пес скулит от боли, но снова и снова кидается к воротам. Он ненавидит нас, потому что мы проходим мимо, потому что мы не на цепи, потому что… Он сам не знает почему: ведь чтобы хоть что-то понять, нужно вначале перестать бесноваться, лаять и выть. Потом лучше всего лечь на землю, положить мохнатую голову на сильные лапы и сказать себе:

«А вот теперь мне нужно хорошенько обо всем подумать! Честное собачье: ни разу больше не гавкну, пока не придумаю, зачем, и о чем, и на каком основании!..»

Мы отходим от ворот, Но черный пес не желает успокаиваться. Своим лаем и визгом он взбудоражил всех собак поселка независимо от их возраста и общественного положения. Почти с каждого двора раздается лай ни за что не желающих отставать от соседа мохнатых хозяев пахнущих малиной и смородиновыми листьями дворов.

Мы возвращаемся домой. Я рассматриваю чайный гриб, который живет на столе в банке под марлей. Им лечится бабушка.

Затем меня укладывают на железную кровать. Громко и мерно стучат часы.

Я думаю о цепном псе, о его отчаянной ярости, казалось бы, такой беспричинной, не вызванной никакими внешними событиями…

И ночная сказка, похожая на сон, рождается во мне.

«СВЯЩЕННАЯ» МЕСТЬ» СРЫВАЕТСЯ С ЦЕПИ

Черный цепной пес никак не хочет угомониться. Его только раззадоривает дружный лай соседских собак.

В неистовом отчаянном порыве он бросается на ворота и толкает их всеми четырьмя лапами!

О, страх! О, ужас! Горе всем нам!

Железная цепь разрывается, разлетается на куски: даже она не выдержала ярости бешеного пса!

Ворота распахиваются от удара могучих лап. Черный пес выбегает на улицу. На нем ненужный больше ошейник. Обрывок цепи болтается и звенит на шее.

Собаки за молчаливыми заборами почуяли:

«Враг близко! Враг на свободе! А они!.. Ах, как обидно!»

Лай, визг и вой становятся просто оглушительными!

«Гав-гав и у-у-у» донеслись до самого неба, прямо до туч, и испугали их. Тучи спешат по небу, стараются убежать, спастись от собачьего гнева.

Черный пес мчится по улице все быстрее и быстрее. Не попадайтесь ему на пути! Разбегайтесь, кто куда! Прячьтесь за заборами! Залезайте на деревья, еще быстрее, еще ловчее, чем кошки, забирайтесь по трубам на крыши домов!

Мчится по земле бешеный пес, и нет, и не будет ему покоя, и нет, и никогда не будет теперь покоя у людей, не сумевших удержать зверя на цепи.

Не так ли носится по свету человеческая жадность, все сгрызая, забрызгивая кровью, всех уничтожая на своем пути?

Несется в ночи черный костер безумного гнева, ярости, мести. Его трудно увидеть, черная шкура сливается с темнотой ночи. Только два огромных глаза, две багровые звезды, горят на звериной морде, грозят всему живому бедой.

От злобы пес растет, ширится и множится. Словно уже целая свора собак, черных, как ненастная ночь, пронзают, рвут темноту острыми клыками.

Там, где пробегает Черный пес, рождается буря. Срывается откуда-то неистовый ветер: сносит крыши домов, переворачивает машины, вырывает с корнем деревья. На небе молнии мечут свои неровные стрелы. Неустанно гремит гром.

Бежит пес по морю, и гонит перед собой огромные волны. Они подбрасывают корабли до самого неба, а потом роняют в бездонные пучины.

Как остановить безумного пса? Да и можно ли вообще его остановить?

Вот зверь снова на земле. Он уже обежал весь земной шар и приближается к поселку Володарского, только с другой стороны!

Ох, и натворит он здесь бед! Ох, и отомстит всем и каждому!

ДЕДУШКА

Из своего сада выходит мой дедушка.

Он идет на картофельное поле, идет, как обычно, чуть ссутулившись, обыкновенной походкой труженика, много поработавшего накануне и не успевшего, как следует, отдохнуть. Дедушка шагает по поселку навстречу псу.

А я пока расскажу о дедушкиной Вере!

Дедушка верит в Своего Бога. С ним даже был необычный случай! Однажды он работал в поле. Вдруг разразилась гроза. Все крестьяне сразу убежали домой, а дедушка остался и продолжал работать.

Вдруг он увидел, как на струнах дождя к нему опускается с неба икона с изображением Богоматери.

И опустилась икона перед ним, и сказала икона чистым и звонким голосом:

«Ничего не бойся, труженик! Гроза не тронет тебя. Бог с такими, как ты!»

Гроза не помешала дедушке закончить работу. На душе у него было спокойно и радостно, и все спорилось и ладилось в тот раз несмотря на дождь и грозу….

Дедушка рассказал об этом случае бабушке, бабушка маме, а мама мне.

Я думаю, что Богом для него был красивый Труд для людей и Доброжелательность к людям. Именно это и только это.

А ведь, правда: все остальное лишнее и вовсе не нужно. Все остальное в вере лишь скучное надувание щек: «А моя вера лучше!»; либо некрасивые вопли: «Дай! Хочу! Еще! Зачем другому дал?!».

И не с Богом у них затевается тяжба, а со своей тупостью и жадностью, которые они зачем-то пытаются поднять до небес…

А теперь дедушка спокойно идет навстречу бешеному псу. Дедушка смотрит ему прямо в глаза, не отворачивается и не останавливается.

Как-то ненароком оказались рядом, встали с дедушкой плечом к плечу те молодые дубки, которые он посадил на улице у дома. Не покинули его в трудный час!

Не дедушка, а Черный пес вдруг остановился и замер, притормозив всеми четырьмя лапами!..

Дедушка сказал:

«А ну-ка марш на место! А то сейчас рассветет, и ты исчезнешь, как призрак ночи! Поспеши! Когда я сосчитаю до трех, наступит Утро!

Раз!

Два!..»

К собаке вдруг вернулся рассудок. Она метнулась в свой двор и затаилась там.

Дедушка произнес:

«Три!»

И на землю действительно прилетело утро и отменило все тени ночи!

Заалел восход. Защебетали птицы. Пробежал по листьям свежий ветерок. Природа словно бы облегченно вздохнула, стряхнув с себя груз темноты и ночных страхов.

Дедушка пришел на поле и начал работать. Ему многое надо было успеть до тех пор, пока завод не позовет его гудком в свои горячие цеха.

Дедушка хорошо запомнил ту утреннюю встречу с убежавшей из соседского двора собакой и потом часто просил соседа разрешить ему погулять по поселку с Черным псом. Нельзя все время держать на цепи живое существо: а то даже самая добрая собачья душа озвереет и станет весь мир ненавидеть!

Дедушка выгуливал соседскую собаку, а Черный пес никогда не лаял на дедушку и не кусал его: по-своему, по-собачьи, любил и жалел….

Уже много лет прошло с тех пор.

Когда я теперь вспоминаю моих родных, бабушкин сад и черную соседскую собаку, мне хочется сказать читателям сказок:

«Не желайте мне прожить жизнь и горя не знать, потому что жизни без горя не бывает! Пожелайте мне, да что мне: всем нам, чтобы люди, похожие на моего дедушку, всегда вовремя приводили на землю утро и не разрешали ночным страхам срываться с цепей…».


Рецензии