Охота кончается
Закинул я голову так, что рога уперлись в лопатки. Трублю.
Подрезают мне сухожилья. В ухо тычут ружейным стволом.
Падает на бок, цепляясь рогами за мокрые прутья.
Вижу я тусклое око с какой-то налипшей травинкой. Черное, окостеневшее яблоко без отражений.
Ноги свяжут и шест проденут, вскинут на плечи...
Арсений Тарковский. Охота.
Какая, оказывается масса разных стихов таится в недрах пустой головы. Сама не ожидала. Вот что значит бессистемное запойное чтение околоинтеллигентской барышни конца прошлого века. Щас, когда вижу зарифмованные строчки - первое рефлекторное движение - немедленно захлопнуть книгу. Басом: "Снооова прогруууз бууудет".
Но иногда, в минуты усталости [вот как сейчас] плюмс - и со дна памяти кем-то зарифмованные слова всплывают. Как. Хм. Нет. Вы не то подумали.
Как затонувшая на дне океана пробка от бутылки "Вдовы Клико", внезапно вспомнившая свою истинную пробочную природу.
Сравненить с кукушкой, которая выпрыгивает из часов? Нет, не то. Она внезапная и перепуганная. А тут. Такое меееедленное всплывание. Только не как утопленник, а как...
Нашла метафору. Глубоководные мины вокруг флагманского крейсера. На утренней разводке или как это там у них называется? Когда боцман в дудку дудит и все моряки выбегают на палубу, строятся, флаг поднимают. И тут: "Дэ-дэ-дэ-дэ". Они медленно вокруг корабля по одной всплывают. В утреннем тумане. Бриз дырявит в нём отверстия, рвёт в клочья, картинка очищается.
- Ой, бля! Мы окужены! Пол-у-У-ундра!
У меня часто в голове крутится одна мысль, которую сейчас озвучу. Вот она. Выдающийся русский поэт Арсений Тарковский оставил семью, грубо говоря. Для того, чтобы она ему стихи писать не мешала. Я его понимаю. Когда дети по дому бегают и орут, ногами стучат и ваще. Оно не так пишется и думается совсем по другому.
После этого изумительная и достойнейшая женщина по имени Мария - мать двоих его детей - никогда уже не вышла замуж.
Если один раз узнал настоящее, всё остальное просто перестаёт существовать. Думаю, это как раз тот самый случай.
Жизнь и её, и её детей - Андрея, Марины - была невероятно трудной. Скудной. Голодной - холодной. Можете себе представить, как это - в одиночку ставить на ноги в послевоенное время двоих? Мальчика и девочку. Андрей ведь такой крученный получился - вне всякого сомнения - в том числе и из-за ухода горячо любимого отца. Нет, он, конечно сразу родился художником, к гадалке ходить не нужно, там уже была встроенная программа. Но вот не было бы в нём такого страшного надлома, этой Марианской душевной впадины, если бы не...
Крученный - в смысле покалеченный.
Ай, ладно. Художнику и нужно быть таким, иначе что это за художник? Знаю я "нормальных" художников? Да есть, конечно. Матвей Вайсберг, хотя бы. Или Химичи, что старший, что младший. Франц Родвальт. Володя Гончаренко - пожалуйста. О! Целую кучу с ходу вспомнила.
С художницами ещё лучше дела обстоят. Тут природа на нашей стороне. Предохранительные клапаны повышенной надёжностьи изначально в бОшки вставлены. Редко - редко какая безумица добезумится до серьёзных выкидонов. Вроде Агузаровой или этой. Которая из-за Родена свихнулась. Камилла Клодель. Ну, ещё один есть женского безумия эталон неподражаемый - Марина Ивановна Цветаева. И всё.
Природа горазда на эксперименты, но к женщинам она милосердней. Нам же ж хранить род полагается.
Не мне судить, не моего ума дело. Господу видней и всё такое. Да. Всё это так.
Но вот стоИт у меня на полке книжечка очень хороших стихов Арсения Тарковского. Чёрный переплёт, 367 страниц, формат 70Х100 1/32, гарнитура обыкновенная новая, тираж 75 000 экз, издательство "Северо-Запад", СПБ.
И это всё, что он оставил после себя. Ах, ну да - была ещё фантасмагорическия история с набранным и рассыпанным тиражом.
Ну, пусть бы таких книжечек было две.
Кто сейчас читает эти стихи? Нужны они кому-нибудь, кроме меня да вас да ещё горстки специалистов по русской филологии? СтОит эта книжечка голодного детства двух и никому не видимых слёз одной?
Я просто задаю вопрос. И не знаю на него ответа.
21 февраля 2011
///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\
Фото: ©fotosam "Глаз оленя"
©Моя сестра Жаба
Свидетельство о публикации №218030500970