Михаил Глинка ч 1 01. 06. 1804- 15. 02. 1857
Новая встреча с Глинкой произошла во время учёбы в Куйбышеве (ныне Самаре) в 8 – 10 классах. Мне предложили исполнить его романс «Жаворонок». Он так мне полюбился, что пела я его часто. Не забыла о нём и, поступая в Педагогическое училище наше незабвенное, в Сталинградской тогда области. На вступительных экзаменах мы должны были сдавать предмет «Музыка и пение». В те годы учителя сами вели пение. Тогда Глинка помог мне стать студенткой. Позже я вспомню это в поэтических строчках:
В парении высоко над землёй
Звучит мой "Жаворонок" ранний,
Льётся голос звонкою струной -
Глинка звучит в Мироздании!
О Глинке я писала уже в монографии по истории культуры 19 века в Волгоградском педагогическом институте. Работа так увлекла, что я заполнила все 96 листов общей тетради, получив оценку «отлично». И огромное удовлетворение от интересной работы. Позже, уже в Подольске, мне вновь доверили поработать над «Романсом Антониды». И сейчас сохранились у меня ноты его 1938 года. Вот так входил Глинка в мою жизнь, пробуждая интерес и к своей жизни.
«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии» - так писал В.В.Стасов. И оба эти гения навсегда вошли в мою жизнь. Как велика была творческая многосторонность Глинки! Он стал великим композитором, выдающимся пианистом, был камерным певцом, чьим исполнением заслушивались современники. Был он и вокальным педагогом и даже писателем. Немало о жизни Глинки узнаём мы из его «Записок». Создание либретто к операм композитора не проходило без его участия. Разнообразие интересов его проявилось ещё в годы учения в Благородном пансионе: музыка, литература, живопись, иностранные языки. К концу жизни владел он русским, французским, немецким, итальянским, испанским, польским языками.
Интересно пишет сестра Глинки Людмила Ивановна Шестакова о рождении своего брата: »…После первого крика новорожденного, под самым окном её спальни (спальни матери), в густом дереве, раздался громкий голос соловья с его восхитительными трелями». Произошло это на утренней заре, 20 мая 1804года. Это стало большой радостью для его родителей –капитана Ивана Николаевича Глинки и жены его Евгении Андреевны. Мальчик был тихого нрава и играм предпочитал чтение. А «музыкальное чувство» находилось в нём в состоянии «неразвитом». Так писал впоследствии сам Глинка в своих «Записках». Оно пробудилось в нём году в 1814 – 1815, когда Глинке исполнилось лет 10-11. Как это произошло? – Крепостные музыканты его дяди Афанасия Андреевича сыграли квартет шведского композитора Бернгарда Крузеля. Она произвела на мальчика «непостижимое» впечатление». «Неизъяснимое» состояние жило в нём и на другой день. Учитель сделал ему замечание, что на уроке он думает только о музыке. Глинка ответил: »Что ж делать? Музыка – душа моя». Развитию музыкальных способностей способствовало и домашнее воспитание.
Домашнее воспитание нужно было продолжать, и Евгения Андреевна в январе 1817г. отправилась в Петербург с 13- летним Михаилом и старшей дочерью в Благородный пансион. Образование в нём было рассчитано на 4 года. В ту пору там воспитывался и Лёвушка Пушкин. Тогда же Глинка и встретился с А.С.Пушкиным, навещавшем брата и «спутника лицейских лет» Кюхельбекера. Добрый и благородный В.К. Кюхельбекер и был назначен «особенным гувернёром». Преподавал он русскую словесность. И учил воспитанников «чувствовать и мыслить», развивал их любовь к отечественной литературе и истории. В мезонине, где жил Глинка с ещё тремя воспитанниками, нашлось место и для фортепиано, а в чердаке жили любимые голуби и кролики Миши. Занятия музыкой он продолжил у знаменитого пианиста Джона Фильда, затем у Карла Майера, чьи уроки Михаил особенно ценил. Занимался он и игрой на скрипке. В годы учения в Петербурге родные и знакомые постоянно возили его в театр. Балеты и оперы приводили юношу в «неописанный восторг». В последние месяцы пансионской жизни, весной 1822г, Глинка сочинил «для одной красивой дамы», обладавшей «прелестным» серебристым сопрано, вариации на темы из оперы "Швейцарское семейство» И.Вейгля, вариации на темы Моцарта и вальс для фортепиано. Это были его первые опыты в композиции. Из пансиона Глинка вышел «вторым по списку», отдавая своё время игре на фортепиано и сочинению музыки.
Фото: Глинка в молодости.
Продолжение: Михаил Иванович Глинка. ч.2. http://proza.ru/2018/03/07/1980
Свидетельство о публикации №218030601332
Владимир Задра 09.02.2021 12:57 Заявить о нарушении
С теплом души - Людмила.
Людмила Дементьева 09.02.2021 20:28 Заявить о нарушении