Михаил Глинка ч 1 01. 06. 1804- 15. 02. 1857

Когда заходит разговор о Михаиле Ивановиче Глинке, не сразу думаю о том, что он первым глубоко выразил душу русского народа. Познания о великом Глинке будут пополняться  позже. В первую очередь  вспоминается Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из оперы «Иван Сусанин».  В тот год я училась в 7 классе. Пела и в хоре, и запевала с братом Геной. Наш руководитель Виктор Иванович Просвиров, готовя новые наши выступления, предложил исполнить этот романс Лиде, а не Люсе Александровской. Он думал, какое сопрано подойдёт больше. В то время, когда хор наш тоже размышлял, кто исполнит лучше, я совершенно спокойно отнеслась к выбору Виктора Ивановича, понимая, что он лучше слышит, чей голос должен звучать. Сейчас  выше ценю наши отношения – без зависти. Главное – было желание петь. А руководителям нашим музыкальным  мы доверяли безоговорочно. Это было прекрасное время!

Новая встреча с Глинкой произошла во время учёбы в Куйбышеве (ныне Самаре) в 8 – 10 классах. Мне предложили исполнить его романс «Жаворонок». Он так мне полюбился, что пела я его часто. Не забыла о нём и, поступая в Педагогическое училище наше незабвенное, в Сталинградской тогда области. На вступительных экзаменах мы должны были сдавать предмет «Музыка и пение». В те годы учителя сами вели пение. Тогда Глинка помог мне стать студенткой. Позже я вспомню это в поэтических строчках:

В парении высоко над землёй
Звучит мой "Жаворонок" ранний,
Льётся голос  звонкою струной -
Глинка звучит в Мироздании!

О Глинке я писала уже в монографии по истории культуры 19 века в Волгоградском педагогическом институте. Работа так увлекла, что я заполнила все 96 листов общей тетради, получив оценку «отлично». И огромное удовлетворение от интересной работы. Позже, уже в Подольске, мне вновь доверили поработать над «Романсом Антониды». И сейчас сохранились у меня ноты его 1938 года. Вот так входил Глинка в мою жизнь, пробуждая интерес и к своей жизни.

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии» - так писал В.В.Стасов. И оба эти гения навсегда вошли в мою жизнь. Как велика была творческая многосторонность Глинки! Он стал великим композитором, выдающимся пианистом, был камерным певцом, чьим исполнением заслушивались современники.  Был он и вокальным педагогом и даже писателем. Немало о жизни Глинки узнаём мы из его «Записок». Создание либретто к операм  композитора не проходило без его участия.  Разнообразие интересов  его проявилось ещё в годы учения в Благородном пансионе: музыка, литература, живопись, иностранные языки. К концу жизни владел он русским, французским, немецким, итальянским, испанским, польским языками.

Интересно пишет сестра  Глинки Людмила Ивановна Шестакова о рождении своего брата: »…После первого крика новорожденного, под  самым окном её спальни (спальни матери), в густом дереве, раздался громкий голос соловья с его восхитительными трелями». Произошло это на утренней заре, 20 мая 1804года. Это стало большой радостью для его родителей –капитана Ивана Николаевича  Глинки и  жены его Евгении Андреевны.  Мальчик был тихого нрава и играм предпочитал чтение. А «музыкальное чувство» находилось в нём в  состоянии «неразвитом». Так писал впоследствии сам Глинка в своих «Записках». Оно пробудилось в нём году в 1814 – 1815, когда Глинке исполнилось лет 10-11. Как это произошло? – Крепостные музыканты его дяди Афанасия Андреевича сыграли квартет шведского композитора Бернгарда Крузеля. Она произвела на мальчика «непостижимое» впечатление». «Неизъяснимое» состояние жило в нём и на другой день. Учитель сделал ему замечание, что  на уроке он думает только о музыке. Глинка ответил: »Что ж делать? Музыка – душа моя». Развитию музыкальных  способностей способствовало и домашнее воспитание.

Домашнее воспитание нужно было продолжать, и  Евгения Андреевна в январе 1817г. отправилась в  Петербург с 13- летним Михаилом и старшей дочерью  в Благородный пансион. Образование в нём было рассчитано на 4 года. В ту пору  там воспитывался и Лёвушка Пушкин. Тогда же Глинка и встретился с А.С.Пушкиным, навещавшем брата и «спутника лицейских лет»  Кюхельбекера. Добрый и благородный  В.К. Кюхельбекер  и был назначен «особенным гувернёром». Преподавал он русскую словесность. И учил воспитанников «чувствовать и мыслить», развивал их любовь к отечественной литературе и  истории. В мезонине, где жил Глинка с  ещё  тремя воспитанниками, нашлось место и для фортепиано, а в чердаке жили любимые голуби и кролики Миши. Занятия музыкой он продолжил  у знаменитого пианиста Джона Фильда,  затем у Карла Майера,  чьи уроки Михаил особенно ценил. Занимался он и игрой на скрипке.  В годы учения в Петербурге родные и знакомые постоянно возили его в театр. Балеты и оперы приводили юношу в «неописанный восторг». В последние месяцы  пансионской жизни, весной 1822г, Глинка сочинил  «для одной красивой дамы», обладавшей  «прелестным» серебристым сопрано, вариации  на темы из оперы "Швейцарское семейство» И.Вейгля, вариации на темы Моцарта и вальс для фортепиано.   Это были его первые опыты в композиции. Из пансиона Глинка вышел «вторым по списку», отдавая своё время игре на фортепиано и сочинению музыки.

Фото: Глинка в молодости.

Продолжение: Михаил Иванович Глинка. ч.2. http://proza.ru/2018/03/07/1980


Рецензии
Правильно говорят:"Талантливый человек талантлив во всем".

Владимир Задра   09.02.2021 12:57     Заявить о нарушении
Да! Глинка просто доказывает нам это!

С теплом души - Людмила.

Людмила Дементьева   09.02.2021 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.