Герой из захолустья

    -  Петька, Петька  дурачок, подари нам пятачок!  -  Кричали дети, окружив убогого, больного старика, пытаясь дергать его за одежду и мешая ему пройти по дороге.
 А старик, как маленький испуганный щенок, уворачиваясь от их хватающих рук и не поднимая головы, бубнил себе что то под нос, пытался вырваться из плотного  окружения этих маленьких безжалостных зверят. Лишь зайдя на школьный двор и закрыв за собой калитку он мог избавиться от назойливого преследования этой маленькой хищной своры.
 Жестокие детские языки не щадили больного старика, постоянно его задирали, находя в этом какую то страшную животную забаву. А он не в состоянии дать отпор, старался спрятаться за забором школьного двора, где была его работа и дом.
               
                ***
     Появился Петька в поселке очень давно. Его привез с собой директор школы. Говорили, что он подобрал его где то на вокзале, когда тот просил милостыню.
 В то послевоенное время таких было очень много. Но директор, сам фронтовик, проникся именно к нему. Может он что то узнал из прошлого Петьки, а может просто пожалел. Относился он к нему хорошо, может еще  потому, что  сам был  человеком одиноким. Вот и пристроил его при школе.
  Был он в школе сторожем, дворником и даже конюхом. В школьном хозяйстве была небольшая конюшня,где содержался всего один конь. Такой же старый как сам Петька, который за ним и ухаживал. Иногда он запрягал старого мерина в скрипучую телегу что бы вывезти мусор со школьного двора, привезти воду в столовую. Летом обрабатывал школьный огород и заготавливал сено. Там же на школьном дворе в небольшой пристройке он и жил.
   В поселке  взрослые его называли просто контуженным. Относились к нему спокойно и жалостливо как к больному человеку. Сердобольные женщины, работавшие в школе техничками, по праздникам приносили ему какие то угощения. В ответ он мог чем то помочь им по хозяйству, вспахать огород, привезти дрова. Директор разрешал ему брать для этого лошадь. Так он и зарабатывал себе на хлеб.
  Был он человеком малоразговорчивым а его речь была не совсем понятна, при разговоре он бубнил себе под нос,не поднимая головы, как будто тяжело и мучительно пережевывая каждое слово, а его лицо при этом  перекашивалось какой то страшной гримасой.
  Были моменты когда у него возникали болезненные приступы,  тогда он мог упасть на землю и его тело сотрясалось страшными судорогами а изо рта выходила пена и доносился страшный звериный рык.  Поговаривали, что это могло быть последствием военного ранения. Но о его жизни никто толком ничего не знал. 
   
    Однажды, в канун праздника победы, в поселок нагрянула целая делегация каких то очень важных людей. Среди них были люди в военной форме.
 Еще с утра по домам прошла секретарь поселкового совета и пригласила всех в местный клуб.  Набилось народу под завязку. Пришли и взрослое население и мальчишкам место нашлось. Всем было любопытно, что за причина приезда таких гостей. На сцене установили стол накрытый красной материей, с возвышавшимся посредине графином с водой и стаканами. В углу, как подобает установили трибуну.
 И вот наконец первым к трибуне вышел военный и обратился в зал к присутствующим:
  - Дорогие друзья, мы приехали к вам в канун праздника Великой победы,что бы чествовать героя, который все время проживал среди вас, а мы об этом  узнали только теперь.
  В зале все стали перешептываться и переглядываться. Кого же он имел в виду? А он продолжал:
    - Много лет назад, во время войны, когда наши войска освобождали Польшу, перед ними оказался фашистский концлагерь, в котором находилось очень много детей из разных стран. Фашисты решили уничтожить лагерь вместе с детьми, и заминировали его. Об этом стало известно нашему командованию и они направили группу разведчиков для предотвращения взрыва и спасения детей. Группа из десяти бойцов пошла практически на верную гибель.
 Был сильный и неравный бой, но фашисты дрогнули. И когда поняли, что им не устоять, решили осуществить свой варварский план и взорвать лагерь.
 Вот тогда командир отряда с гранатой в руках ворвался в помещение, от куда фашисты готовы были осуществить взрыв, и за доли секунд до этого, взорвал их вместе с собой.
  Фашистский план был сорван и дети были спасены.
  Из той группы в живых осталось только трое разведчиков, да и те были ранены и отправлены в госпиталь. Всех их потом наградили  орденами, а погибших с припиской посмертно. А вот командира представили к награде золотая звезда героя посмертно. Так как после того взрыва  его внесли в списки погибших, хотя тело так ник то и не видел.    
 И вот только сейчас выяснилось, что он выжил.
   Его нашли потом, после боя санитары и отправили в госпиталь. Сам же он не знал о награде, да из за ранения он о многом из своей жизни не помнил.
 Вот только благодаря вашему директору школы, который все время пытался установить правду,  отправлял запросы в разные военные архивы, в результате которых мы и нашли нашего героя. И сейчас он находиться здесь, в этом зале.
  Все замерли. А военный достал из папки лист бумаги и начал зачитывать:
 - Постановление Президиума Верховного Совета СССР.
 За совершенный подвиг представить к званию Героя Советского Союза с вручением  золотой звезды и ордена Ленина, старшего лейтенанта Земцова Петра Анисимовича.
  - Петр Анисимович, прошу вас подойти, - обратился он в затихший зал.
 Все начали оглядываться, не понимая, кто же этот Петр Анисимович.
  Со сцены спустился директор школы и пройдя через весь зал подошел к сидевшему в заднем ряду Петьке и взяв того под руку повел через зал и помог подняться на сцену. Сидевшие в зале смотрели на происходящее открыв рот.
  Военный подошел к Петьке и прицепив награду к лацкану пиджака, крепко пожал  руку. После этого повернувшись в зал  начал хлопать в ладоши. Зал как будто очнувшись от оцепенения взорвался громкими аплодисментами.
 А после этого из за стола встала женщина и повернувшись к Петьке сказала:
 - Дорогой вы наш человек, я одна из тех детей которых вы спасли из того лагеря. Низкий вам поклон от всех спасенных вами.
  И она поклонилась ему в ноги.
 В зале некоторые женщины стали вытирать кончиками платков влажные глаза.
 Потом выступали еще другие. Много хороших слов было сказано.
  Ну а Петька, сидевший уже в президиуме за столом, молчал. И лишь иногда было видно по его губам, что он, что то выговаривал себе по нос.
   Еще очень долго обсуждали  это событие, после которого произошло важное изменение в жизни поселка. 
  Больше не было Петьки контуженного.
   А появился уважаемый Петр Анисимович, которого больше не дразнили дети. А смотрели они на него с уважением и с чувством вины перед ним.
 Теперь он для них был настоящий герой.
 Герой из далекого захолустья.

 


Рецензии
Хороший рассказ! Как часто люди бывают бессознательно жестоки или равнодушны к тем, кто рядом, только потому, что они чем-то отличаются от всех. Посмеиваются, смотрят свысока... А спроси - почему? И объяснить не смогут толком. Вот и герой Вашего рассказа, Михаил, оказался действительно настоящим героем. И ведь что обидно: если бы не оказалось рядом неравнодушного человека - директора школы - так бы и считали героя Петькой-дурачком. Подобные ситуации встречаются в жизни чаще, чем нам кажется. Есть люди, которые сделают добрых дел на копейку, а распишут, раззвонят об этом на целый рубль. И ходят в героях. А есть те, кто молча делает добро и не кричит об этом на каждом перекрестке. Кто знает о них? Никто. НЕправильно это!

А рассказ Вам удался. Спасибо!

Нина Роженко Верба   10.02.2024 20:19     Заявить о нарушении
Спасибо.
Вам успехов в творчестве.
С уважением,

Михаил Ивченко 2   10.02.2024 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.