270. О пользе от чтения книг

270.

О ПОЛЬЗЕ ОТ ЧТЕНИЯ КНИГ

В продолжение прошлого разговора старик Накамура сказал мне: «Разные люди читают книги по-разному, и мир, открывающийся через книги, предстаёт людям тоже разный. У кого есть воображение, тот дополняет им содержание прочитанных книг. Но главное, что дают нам книги, - это знание. Но и знания все люди используют по-своему, кому-то эти знания идут на пользу, а кому-то приносят только вред».

И в подтверждение своих слов старик Накамура дал мне из своей библиотеки текст, который я перевёл так:
 

ПОЛЬЗА ОТ ЧТЕНИЯ КНИГ

Слуга Фу Сянь любил книги читать для развлеченья.
Он хорошо в смысле прочитанного разбирался,
И что-то понимал в фармакологии, леченье.
Но был медлительным, надменно в обществе держался,

Как будто был начётчиком, конфуцианцем старым,
На рынок шёл походкою степенною однажды,
- «Не видели ли брата Вэя»? - спрашивал всех важно.
(Брат Вэй был третьим братом в семье Цао с дитём малым).

Стал излагать степенно мысль, пред ним остановившись:
- «Спешу вам сообщить весть, не сочтите за услугу,
Я шёл мимо колодца, увидал вашу супругу,
Она шила под деревом, уснула, утомившись.

А у колодца сын ваш маленький один остался,
Не знаю, может быть, волнение моё напрасно,
Но сын уже ваш там на сруб колодезный забрался,
Я думаю, что положенье может стать опасным.

Мужчине с женщиной чужой ведь не должно общаться.
Мне неудобно было окликать вашу супругу. 
Поэтому пошёл искать вас, и сказать, как другу.
Чтоб поспешили, иль без сына можете остаться».

У Вэя сердце чуть от страха не остановилось,
Он бросился к колодцу, все вокруг тут закричали,
В слезах вся там над ним уже его жена склонилась,
Оплакивая сына, погружённая в печали.

Когда читают слуги книги – это же прекрасно,
Ведь высшие в чтенье принципы все постигают,
Чтоб в жизни применять их, чтенье книг ведь не напрасно,
Когда, читая, в суть прочитанного проникают.

Но доходить до тупости, другим вред причиняя,
Что толку всем нам от такого праздного чтенья?!
Когда начётчики, свой разум знаньем наполняя,
Ему не в состоянье найти в жизни примененья.


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии