Человек-изобретатель. 5 глава. Изобретательство и

5 глава. Изобретательство и риск

«Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного.
Съестное-то и напитки, купив их у торговца или разносчика, ты можешь
унести в сосудах, и, прежде чем принять в свое тело в виде еды и питья,
их можно хранить дома и посоветоваться со знающим человеком, что
следует есть или пить и чего не следует, а также сколько и в какое
время. При такой покупке риск не велик. Знания же нельзя унести
в сосуде, а поневоле придется, уплатив цену, принять их в
собственную душу и, научившись чему-нибудь, уйти либо с
ущербом для себя, либо с пользой.»
Сократ
   Известный популяризатор науки Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия», рассматривая религию, как побочный эффект эволюции писал:
«…наш мозг сам является продуктом эволюции…  возникает и развивается, что бы помочь нам выжить в окружающем мире … где объекты от которых зависит  выживание, не слишком велики и не слишком малы, в мире, где вещи либо стоят на месте, либо движутся медленно… где очень маловероятные события смело можно считать невозможными               
   Это очень важное замечание, которое напрямую связано и с темой изобретательства человека. Ведь «объектами от которых зависит выживание» могут быть в том числе и изобретения человека, и чем дальше вела эволюция человека, тем больше становилось этих объектов выживания человека.
   В то же время сама эволюция как будто «изобрела» человека под стать окружающей среде, гармонично вписывая его туда. Упругость мышц, выносливость костей, быстрота реакции, скорость мышления – всё развилось в человеке согласованно  с его окружающей средой, создавая конкурентную основу по отношению к прочим видам животных. Но мозг повёл человека дальше.
И это так же благодаря той самой объективной реальности, которая звучит у Докинза, как: «…очень маловероятные события смело можно считать невозможными». Человек очень хотел бы верить в сверхъестественное и в маловероятные чудеса, но чаще всего они происходили в воспалённой фантазии некоторых особей. Основная масса людей относилась к ним всегда снисходительно.

-Эвик, а не кажется ли тебе, что мы упускаем из виду в нашем путешествии во времени одну очень важную деталь в человеке, непосредственно участвующую и в эволюции и в изобретательстве?
- Какую, Люция?
- Человеческий мозг! Ведь от происхождения человека, от человекоподобных приматов до нынешнего состояния  он постоянно увеличивался! А это значит увеличивалось количество нейронных связей и клеток, усложнялось мышление и тем самым становились возможными всё более сложные изобретения.
- Да, согласно выводу японских биологов даже «за последние 60-70 лет успешного экономического развития средний вес мозга японцев увеличился на 30 г. у мужчин и 15 г. у женщин». И меняется мозг от получения и осмысления знаний.
- Антропологи заметили также, что с каждым новым изобретением древнего человека увеличивался и его мозг.
- Но что было первопричиной – изобретение или увеличение мозга, повлекло новое изобретение?
- На этот вопрос ответить сложно. Но замечено, что метаболизм в организме человека происходит быстрее, чем у приматов, и это стало одним из ключевых эволюционных факторов развития мозга. Мозг потребляет до четверти всей энергии необходимой организму, что слишком накладно для примитивного существа, но что-то в будущем человеке произошло  такое, что он перестал скупиться на питание своего мозга.
- Может он изменил свой рацион где-то 2,5 миллиона лет назад?
-Люция, постой, мне кажется, что сейчас мы делаем важное открытие: раз клетки мозга обладают метаболической активностью  способной запускать и затормаживать эволюцию человека, то и сложные молекулы аминокислот тоже могли обладать  такой метаболической активностью к усложнению, что и привело к зарождению жизни. Вот какие отгадки даёт нам изучение мозга!
- А знаешь ли ты, что в состоянии бодрствования человеческий мозг производит достаточно электричества, чтобы от него работала небольшая лампочка?

 
   Изобретательство, как врождённая способность человеческого мозга вела человека совсем иным путём. Что бы догнать косулю человеку было не обязательно развивать скорость гепарда, а достаточно было развить метательную способность мышц рук, что бы бросить дротик. Человеку не нужно было плавать, как рыба и летать , как птица – многие хитрые уловки помогали ему обходиться без этого.
   То есть факт того, что мы стали такие, как есть  относится соразмерно к окружаю-щим нас предметам: деревьям, камням, семенам злаковых растений,  объектам охоты. Мы не выросли больше слона; мы распрямили спину и освободили руки; научились ходить на двух ногах. Представь себе, что мы бы остались размером с шимпанзе – и вся эволюция изобретений шла бы уже по-другому. Представь , что день бы длился не 24 часа, а, скажем, - 36 – и всё было бы по-другому. Ведь то, что сутки на Земле длятся именно такое время – это такой же феномен сложившийся в процессе формирования солнечной системы.
   Занимая свою нишу в природном ландшафте, человек чувствовал себя вполне комфортно, что вполне сообразуется с инстинктом выживания. Как же тогда объяснить его тягу к риску: переплыть море, взлететь, как птица или покорить горы? То есть – забраться в чужую нишу для которой эволюция не дала ему физиологических преимуществ типа крыльев, ласт, жабр или цепких копыт горного козла. Получается, что идя на риск , человек противоречит инстинкту  самосохранения? Что же толкает его на такие поступки?
   Речь идёт об открытиях и изобретениях связанных с реальным постоянным риском для человека: мореплавание, охота, освоение неизвестных территорий. Можно ли здесь говорить о таком инстинкте, как развитие, которое и подталкивает  человека к опасным, но притягательным шагам, подталкивает не стоять на месте, а двигаться вперёд? Так были заселены все континенты минуя инстинкт самосохранения.
   Поиск нового – всегда риск. Инстинкт развития не личностный инстинкт. Он альтруистичен и направлен на всю эволюцию.
   Бывает и так, что риск изобретательства составит основу развития целой цивилизации. Так было с Древней Грецией, народы которой стали великими мореплавателями . И поразмышлять о мифе об Икаре и Дедале я хочу не случайно.
   Сегодня эта древнегреческая легенда известна , как история о неудачном полёте в результате которого Икар, сын Дедала разбился. Готовя побег с острова Минос, отец Икара Дедал по этой версии сделал для сына крылья, которые прикрепил к телу воском, наказав ему при этом не подниматься близко к Солнцу (иначе воск растает), и не опускаться  к морской воде (она разъедает воск) . Но мечтательный Икар не внял предостережениям отца и в полёте поднялся слишком высоко.
   
      

   Надеюсь, что не нужно объяснять, что это всего лишь легенда, и ни каким воском или ремнями ни какие крылья не приделаешь.
   В предыдущей главе мы рассмотрели, что не сделав первые простейшие шаги в данном случае к воздухоплаванию взлететь невозможно. Должна пройти целая эволюция изобретений:
3200 лет назад – красивый миф о «полёте» Икара и Дедала
15 век -  в трудах Леонардо да Винчи появились первые наброски летательных аппаратов.
18 век -  русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов занимался чертежами и построением летательных машин.
21 ноября 1783 года. Два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км. 150 лет назад в небе появились первые управляемые дирижабли.
1864 год - Первый российский проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым
1882 год –самолёт на паровой тяге  конструктора Можайского только оторвался от земли
17 декабря 1903 года. «Флайер-1» с двигателем внутреннего сгорания продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 36.58 метров
В 1909  году Луи Блерио впервые в истории авиации пересек Ла-Манш по воздуху на самолете
В 1922 г. открылось движение по первой регулярной международной почтово-пассажирской линии
18 июня 1937 года экипаж Валерия Чкалова начал беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку.
50 лет назад родилась реактивная авиация.
15 сентября 1956 года состоялся первый в истории гражданской авиации страны регулярный пассажирский рейс на реактивном самолете Ту-104 по маршруту Москва (Внуково) – Иркутск с промежуточной посадкой в Омске.

С преодолением притяжения не всё так просто, и миф об Икаре здесь был просто давней мечтой человечества. Первые изобретения копировали крылья птиц, их движения. Но масса человека оказалась слишком велика, что бы преодолеть притяжение таким образом. Так неужели миф об Икаре был только мифом? Нет конечно! Мало кто знает, что параллельно с красивой легендой о крыльях существует более реальный и более ценная история об изобретении косого паруса. Более ценная потому, что такое изобретение для мореплавательного народа было гигантским шагом вперёд. Скорее всего это и было правдой скрытой за красивым мифом, воспетым писателями, поэтами, художниками поздних веков. Как теперь отказаться от его красоты?
В душах древних греков мореплавание и полёты переплелись воедино, так же как и разговоры с богами, которые они вели так запросто, как это делал Одиссей. И в этом их можно понять. Они были романтиками риска.
   Дедал был изобретателем. Он создавал столярные инструменты, разрабатывал технологии работы с ними, был архитектором, скульптором. Лабиринт на острове Минос построил тоже он.
   Косой парус, который он изобрёл для побега своего сына и себя с острова мог использовать не только боковой но и даже встречный ветер, в отличие от прямого паруса. Спасаясь от врагов Икар увлёкся ветрами и не справившись с управлением утонул. Отец оплакал кончину сына прокляв своё изобретение.
   Как бы то ни было, но это именно способность (но не тяга) к риску заставляет человека побеждать, покорять вершины, взлетать в космос, мечтать о звёздах, открывать неведомое, преодолевать скорость звука. Но она и зачастую приводит своих испытателей к смерти при неудачном вступлении в чужую нишу размера, скорости, глубины или высоты. Но если на ошибках первопроходцев учатся следующие поколения, то не зря это всё. Не зря!
   Человек – это прежде всего мечтатель, и делает его таковым избыток электричества в его мозгу. Однажды великий учёный и изобретатель Никола Тесла признавался: «Знаете ли вы, как я обнаружил вращающееся магнитное поле и асинхронный двигатель, сделавший меня знаменитым в 26 лет? Как-то летним вечером в Будапеште я и мой земляк наблюдали заход Солнца. Тысячи огней вращались и отсвечивали сотнями оттенков цветов.
Я вспомнил Фауста и цитировал его, как вдруг, как в тумане, я увидел вращающееся магнитное поле и асинхронный двигатель. Я увидел их на Солнце!...» А смотреть и видеть – это разные вещи.


Рецензии