Одна в мире запись Грёз Шумана с верным темпом

"Единственная (на сегодняшний день) в мире запись "Грёз" Шумана в указанном композитором темпе и с правильно сыгранным ритмом"

https://www.youtube.com/watch?v=v3ktiKOITBw   - здесь ВИДЕО с этой Первой в мире, но не лучшей по техническому качеству записью.

Лучше слушать здесь:

ЗДЕСЬ, ВНИЗУ моя более поздняя запись на YOU TUBE

https://www.youtube.com/watch?v=HWDhOMbgO58


Представьте себе, что вместо  полной  радости, очень весёлой  "Неаполитанской песенки" Чайковского  или  песни "К сожаленью, день рожденья" крокодила Гены (Шаинского) кто-то преподнёс публике  мрачную траурную музыку в темпе черепахи.

А вот с прелестной пьесой  "Traumerei"  Шумана,  о которой здесь речь,  сегодня  именно это и происходит.  Её исполняют только в темпе похоронного марша,  непременно включают в траурные церемонии, она круглые сутки звучит над мемориалом  полутора миллионов солдат,  погибших в Сталинградской битве.  Но ведь это совершенно не та музыка,  что написана для нас композитором.

Жена Шумана (Клара Вик) была,  судя по отзывам многих её великих современников, замечательной пианисткой.
Не раз она подшучивала над Шуманом,  что он выглядит и ведёт себя как ребёнок.  Те, кто читал литературные сочинения Шумана, с нею скорее всего согласятся.  И в этом нет ничего плохого: многие хорошие люди так и остаются детьми до своих последних дней - это уже давно замечено.

В ответ на эти шутки своей знаменитой жены Шуман написал "30 лёгких и забавных пьес для ф-но", из которых  позже отобрал 13 пьес,  озаглавив этот сборник "Детские сцены" ("Kinderszenen").  И пьеса под названием "Traumerei" ("Грёзы") - как раз одна из этих "Лёгких и забавных пьес". Другой перевод слова  "Traumerei" - "Мечтательность".  Шуман скорее всего имел в виду именно эту черту своего собственного характера.  А характеры, как известно,  бывают совершенно разными.   У одного мечты ленивые,  они  плывут медленно и уплывают в никуда.  А у другого мечты порывистые, восторженные,  они  летят и зовут за собой.

И для того,  чтобы пианисты  передавали в музыке именно Шумановскую,  а не Обломовскую, к примеру,  мечтательность, композитор указал в нотах ТОЧНЫЙ ТЕМП (скорость) исполнения: "Четвертная нота равняется 100 ".   В данном случае это выражение означает,  что  пианист должен играть 100 четвертей за каждую минуту времени исполнения.  Вряд ли современные Шуману пианисты играли вместо  этого темпа "траурное шествие"

Недавно я прослушал ВСЕ записи "Грёз" на You Tube. Ни один пианист не играет эту пьесу в указанном Шуманом темпе "100 четвертных нот в каждую минуту". Обычно темп ВДВОЕ и даже ВТРОЕ медленнее. Хуже того -  чрезвычайно интересная и тонкая ритмическая структура этой пьесы почти в каждом исполнении подменяется неуклюжей,  неудобной для слушания импровизацией пианиста в стиле "ad libitum" = " что хочу - то и ворочу".

В качестве типичных примеров "интерпретации" вместо исполнения предлагаю прослушать записи  наиболее популярных "великих пианистов современности":

 
https://www.youtube.com/watch?v=13g53OYFHyM


https://www.youtube.com/watch?v=eDaPAgJcTog


https://www.youtube.com/watch?v=Pgu5NdnkrZ0


Сегодняшние музыканты  предпочитают копировать так называемую "интерпретацию" какой-нибудь знаменитости вместо того,  чтобы посмотреть в ноты.  И это не случайный промах какого-то одного музыканта,  а целая "философия".  Наиболее ярко изложил мне эту "философию" главный дирижёр Радио и Телевидения ЮАР г-н Ричард Кок:

"Ну что такое ваш Бах в сравнении со мной? Бах сегодня - это лишь горсточка пыли в его могиле.  А я - действующий главный дирижёр  главного оркестра страны.  Бах не может поправить меня,  а вот я - могу поправлять  вашего Баха, как мне угодно".   
http://www.proza.ru/2016/07/24/243
               
Своим примером исполнения этого произведения в указанном Шуманом темпе я приглашаю всех музыкантов играть "Traumerei" именно так,  как сочинил композитор.  Надеюсь, что среди современных пианистов-виртуозов найдутся те,  кто способен записать эту самую известную пьесу Шумана в темпе  и с ритмом,  указанными великим композитором.

Искренне надеюсь, что моя запись в подлинном Шумановском темпе очень скоро перестанет быть единственной в мире.

 Буду благодарен за ссылки на такие записи.

Всем - удачи!

Владимир Дунин


Рецензии