Полынная девочка. Воспоминание

      Когда я пишу о ней почему-то припоминается запах полыни-горький  и немного тяжеловатый.

       У нее было красивое царственное имя -Лариса.Она жила в двух шагах от меня,в большом разбросанном доме.

       Под блеклым небом Дальнего Востока на несколько километров в тайге раскинулся поселок с названием Селихино.Кто-то говорил ,что это название образовалось от имени прораба строителей поселка,а кто-то ,что по имени маленького нанайского стойбища ,на месте которого он вырос.

      Вы слышали когда-нибудь названия дальневосточных деревень?Они сильно отличаются от здешних.Смотрите .Здесь-Петрово,Карманово,Рамешки,Симоново.Названия исконно русские ,образованные от имен ,или от особенностей местности,а дано вам что -нибудь понять в таких именах:Дапы,Дземги,Хурба,Телянза,Пивань.Нет,скажете вы,что за чертовщина какая-то...Да ,не чертовщина,а названия нанайских стойбищ,на месте которых выросли русские поселения.Такое сплошь и рядом на Дальнем Востоке.

       Мой поселок стоял на равнине,посреди тайги и назывался-леспромхозом.День и ночь по нему сновали огромные лесовозы с хлыстами,около железной дороги была выработана пилорама,да не такая ,как в европейской части России,а огромная государственная ,с заходом в нее железнодорожной ветки, эстакадами,и железнодорожными кранами.

      Наш дом находился далеко от железной дороги, и нас не коснулся вечный шум эстакад.Мы жили на улице с удивительным названием Северная.А дальше шла Дубовая,а центральная была- Лесная,так что весь поселок был в самых удивительных и благоприятных названиях.

      Лариса...Лариса была рослой девочкой,с красивыми ,артистическими руками,улыбкой Моны Лизы,и грудью Маргариты Тереховой.Глаза ее были чуть навыкате,мутно-зеленого цвета,глубокие ,с тенями и именно от них пахло полынью,горечью,дорогами и чем-то невообразимым ,что невозможно описать.

      Были ли у вас в детстве друзья ,которые старше вас?Как вы на них смотрели?
Не ходили ли вы за ними завороженно,не заглядывали  ли на них ,как на иконы?
Были...Тогда вы понимаете меня...

      Лариса жила в дальней комнате большого запущенного дома,через две квартиры от меня.Дома у нас были типовыми ,на две семьи ,в общем-то,похожими друг на друга, но Ларискин  дом имел пристройку ,огромную,как футбольное поле,и поэтому имел вид запущенного фрегата со многими палубами.На последней гнездилась Лариска.Лариска гнездилась среди кое-как прибранных кроватей,своей одежды ,,одной,двух кукол,косметики и небольшого количества школьных предметов.

        Она жила с бабушкой,которую называла- мамой.Потому что бабушка с обожжённым в детстве лицом ,воспитала Лариску.

       Лариска была приемной в своей семье.Рассказывали ,что была когда-то в поселке спивающаяся ,красивая женщина,она приносила бабушке девочку поняньчить,а сама пропадала надолго,бабушка не выдержала и попросила оставить девочку в семье ее сына- Валентина,так как семья была бездетной.Женщина согласилась, и Лариска осталась жить в доме ,где жил русский рабочий леспромхоза и его жена- таджичка по национальности,работающая лаборантом в местной больнице.Неведомо,занималась ли воспитанием этого ребенка сама Софья,так звали таджичку,но бабушка была привязана к Ларике бесконечно ,а Лариска к ней.Они жили вместе в тесной  ,уставленной кроватями комнате.

      Лариска ходила к нам просто,как своя ,приходила после школы ,когда могла отлучиться на недолгое время от хозяйства,приходила, и пахло полынью от ее полных коленей,женственных рук ,рыжеватых жёстких волос,склоненного горбатоносого профиля и всего ее облика,напоминающего что-то необычайное ,страстное и женственное.
   
      Она умела все-варить ,рисовать,убираться,ухаживать за скотиной,она хорошо училась,но ,главное ,она умела играть.

     Вы помните то время ,когда у кукол были ,в основном ,пластмассовые волосы,были ,конечно, и капроновые ,но больше с недвижимыми ,запечатлёнными раз и навсегда -пластмассовыми.Лариска приходила ,мы нарезали с ней ножницами лоскут белой плотной
ткани ,закрепляли его концы сзади на шее куклы и получались раскошные ,белые волосы ,из которых мы плели косы.Мы сидели на кресле-кровати в моей комнате , и все плыло вокруг нас,потому что наши красавицы влюблялись,ходили на пляж ,знакомились со своими ровесниками и попадали в любовные истории.От такой игры становилось жарко,томно и терялось ощущение времени.Только тикали и пропадали белые ходики с фосфорными тонкими стрелками,только летали тонкие ,загорелые руки ,и склонялась рыжеватая прядь.Я начинала играть,но потом только смотрела ,как играет Лариска.

      Школа в Селихино была большая,трехэтажная и руководил ею мой отец,Алексей Сергеевич.Школа стояла под огромным каменистым холмом ,вниз вел дощатый ,вечно продырявленный тротуар,на склоне росли несчастные школьные посадки,обновляющиеся каждый год под бдительным руководством отца.

       Отец большой,плечистый,высокий,очень авторитарный,но справедливый,был грозой хулиганов и защитником всего хорошего.Его уважали в селе.Главное, для него было- дело.А волочить на себе огромную леспромхозовскую школу не так -то просто.Это ведь
леспромхоз!..Личности всякие ...И у нас дома в ящике стола ,в отцовском кабинете накапливались камни.Камни были разные -серые ,коричневые,совсем светлые,с мой кулак и побольше. Это те камни ,что влетели нам в окно ...Отец хранил их.Наверно,ходил предьявить хулиганам.Где они сейчас,эти камни?...Не знаю.

        По весне поросль на бугре отрастала,но только половина,остальная неизменно гибла.Почва была совсем бедная,а отец не успокаивался.И снова те,у которых пропали деревца,пыхтя и ругаясь ,тащили саженцы на гору,и снова поливали их.И снова были дежурные ,которые осматривали посадки и порицали лентяев.

        Когда я приехала в свой леспромхоз в конце школы,мы уже жили в городе,то увидела ласковый,березовый парк на холме перед школой-это заслуга моего отца ,Алексея Сергеевича Григорьева.И сейчас многие помнят о нем.Он умел поднимать людей и вводить в жизнь что-нибудь новое.Но делал это неуклонно и жёстко.
Как те камни...Которые лежали в ящике его стола.

       Было время ,когда лета были горячими и полынными,а зимы душными ,фиолетовыми...

       Лариска делала мороженное из снега.Мы брали в стакан снег ,вливали молоко,добавляли сахар ,размешивали и ели.Это было необыкновенно.Снег был крупинчатый ,ледяной,сахар тоже таял крупкой,а мороженное было синее и смуглое ,как зима.Ларискино мороженное. Настоящее мороженное привозили к нам в леспромхоз,но это было так редко,а магазин находился на другом конце поселка, и мы не успевали добежать до него до разбора мороженного.

        Лариса умела делать все.В свои двенадцать -тринадцать -четырнадцать лет она варила борщи,тушила картошку,и делала ёжики.

       Я же была совсем неприкаянный.Я болталась с послеобеда по дому,читала и рисовала.Рисовала я много.Я и сейчас это люблю.После школы я забрасывала под стол портфель ,брала любую тетрадку ,ручку и начинала рисовать.Если я читала,то рисовала героев книг.Я рисовала их тонкими ,с большими ,,достоевскими,,глазами и вздернутыми носами.Приходила ,оторвавшись от хозяйства Лариса,она садилась рядом и тоже рисовала.Самое главное,она умела рисовать глаза и губы.Глаза у нее были большие ,выпуклые,с загнутыми кверху ресницами.Так умела загибать их только она.Остальные рисовали палки.Ее красавицы просились в гарем.Их лица были мягкими ,таинственными и чувственными ,руки и ноги полными и длинными,за их восточными фигурами покачивалась ,струясь, луноликая Шехерезада.

        Мы переходили в кабинет.Кабинетом называлась отдельная комната отца и мамы.В ней стояли два их стола.Отцовский ,подтянутый и строгий, и мамин ,заваленный беспорядочно  тетрадями.На правой стороне ,через всю стену стоял шкаф с книгами.
Их было множество  ,собранных родителями за всю их славную жизнь.А внизу лежали журналы.Отец их выписывал столько ,что они набивали доверха наш почтовый ящик.Мама ругала его,а отец любил журналы,а я любила отца .И поэтому тоже любила журналы.

         Из журналов был лучшим-,,Советский экран,,С его обложек смотрели на нас  лица красавиц -актрис и красавцев -актеров.Вячкслав Тихонов,Изольда Извицкая,Нонна Мордюкова ,Элина Быстрицкая.Все эти люди поражали наше воображение.Нам не хватало кукол, и мы играли журналами.Конечно,мы выбирали самых лучших из актрис ,а также им кавалеров,самых чувственных и романтичных и устраивали им личную жизнь.Личная жизнь получалась бурной ,плывущей,с перепитиями.И время опять летело незаметно.И за Лариска присылали брата.Как могла ,она отлучиться от дома?..Ведь на ней все и коровы ,и свиньи ,и все...

         После того ,как эта семья усыновила девочку,у тети Сони,так я ее называла, родилось трое сыновей.Старший Пашка,средний Валерка и самый младший-Сережка.
Все они жили от Лариса отдельно,где-то там ...в недрах этого неоднородного дома.Они попадались ,если придёшь к ней,мелькали ,но с нами не сидели, и у них были свои ,исключительно мальчишеские дела.

        Лариска называла братьев -,,Королями,,,по фамилии,и руководила ими.Попробывали бы они ослушаться рыжеволосую фурию.Их бы тут же настигла кара.Лариска не церемонились с братьями.Жалела только маленького -Сережку.

         Моим ровесником был -Пашка.Он учился в параллельном классе,а по внешности был абсолютным таджиком.Такие же черные волосы,вечно смеющиеся узкие глаза и широкий рот.Однажды на Новый год в толчее огромного школьного спотривного зала мы танцевали с Пашкой.Как умудрился он пригласить меня ,не знаю.Я всегда была не очень заметной.А тут в плену серпантина,музыки и разряженных пар ,мы встретились вдруг на короткий миг и провели ,какие-то горячие пять минут вместе в неловком топтание у ёлки.У Пашки были сухие и крепкие мальчишеских руки,и твердая грудь.Было очень странно,почему-то смешно и хорошо с ним.Потом мы расстались.

          Его я помню смутно.Помню только ,что иногда видела его лицо со смеющимися арбузными семечками глазами везде-на улице ,у Ларисе дома,везде.Он все время попадался мне ,улыбчивый и смущенный...

         Мы валялись в душных снегах.Лариска, засыпанная снегом лежала вниз лицом ,а я считала.Я считала ,сколько она пролежит.Это она велела мне это сделать.Я считала долго,может до двадцати ,а может до пятидесяти,а Лариска все не вставала.Я не беспокоилась.Она встанет.Просто я так не могу.Я и двух минут не прослежу в снегу.У меня искривление носовой перегородки , и я не могу находиться в безвоздушном пространстве долго,а она может...Ещё она может лучше всех играть в ,,Поломанный телефон,, ,в ,,Краски,,, в ,,Прятки,, и во все остальные игры.Где я только вторая ,или третья ,или четвертая,а она -только первая.

        Целый день родителей не было дома,и иногда к нам набиралась играть целая улица.Мы играли на зелёной траве во дворе,валялись в ней,прыгали с зонтами с лестницы.Лариска предложила -с простынями ,но это получилось так же плохо ,как и с зонтом.Однако летные мечты были.И лестница на чердак тоже была освоена.

       Я забыла про ежики...Я была некудышной хозяйкой.Мне иногда хотелось сварить своим бедным родителям ,но это было не часто.Один раз я бродила по кухне в поиске творческого вдохновения,Лариску в этот день невозможно было вытащить,так как ее совсем запрягли на кухне,а я тоже решила взяться за ум и сочинить какой- нибудь ужин.Я взяла рис ,заполнила кастрюлю водой и набухала туда риса, поставила кастрюлю на печь,растопила ее и началась варка.И о чудо ,рис сварился!Я видела его маслянистые белые ,разваренные зерна ,они точно сварились.Я накрыла рис крышкой ,перевернула кастрюлю и начала сливать воду ,крышка приоткрылась ,потом оторвалась совсем и вдруг ,о горе!рис вывалился в помойное ведро.Я тупо посмотрела в него.Рис точно был на дне.Как мне было жаль его.Он лежал такой белый ,аппетитный ,мой.Почему это случилось?!О,горе!Как я страдала !Бегом к Ларисе!Только она может помочь мне вытащить и отмыть рис.Ведь мне очень хочется обрадовать родителей ужином.


       Когда я примчалась к Королевым ,на кухне была вся их семья.Я объяснила в чем дело.Я сказала об упущенное рисе,и о том ,что должна  состояться операция по спасению его из помойного ведра.На что тётя Соня и Лариска, и бабушка очень смеялись.И Лариска была командирована ко мне,несмотря на занятость ,для производства ужина для учительской семьи.Лариска пришла и приготовила - ёжики!Ёжики !Это чудо из мяса и риса-такие замечательные шарики с кусочками мяса и аппетитным рисом по бокам,политые масляным ,коричневым ,томатным соусом -они восхитили моих родителей в этот вечер.Они! А не мой пропащий,совсем пропащий рис...

         Как -то Лариска съездила на родину бабушки ,в Россию,как у нас говорят на Дальнем Востоке ,и привезла оттуда две занимательные веши-зеленые ,перламутровые чешки ,для физкультуры.и фотографию.Чешки были такие,что в них можно было выступать в балете ,в Кремле.Я таких чешек не видела никогда в жизни.А фотография была болгарской актрисы.С нее на меня и на девчонок с улицы смотрела сквозь спутанные волосы ,смотрела зелёными навыкат глазами ,чуть наморща горбатый, тонкий нос -Лариска...Эта болгарская актриса была абсолютной ее копией.Абсолютной.Я недавно специально смотрела фотографии болгарских актрис в интернете ,но не нашла той красавицы.

         Самой замечательной ,нашей с Ларисой страстью было -кино.Кино привозили по субботам в наш  кирпичный клуб.Зрительный зал был огромный, и надо было успеть сесть на первый или второй ряд.Так как никакой уважающий себя человек не сядет на другой.Потому что оттуда плохо видно.Мы с Ларисой пробивались а самой сцене и завороженно смотрели кино.В то время шли разные фильмы .К нам привозили,,Неуловимые мстители,,и другие ...Почему то не помнится названий.Но помню нашу пристукнутость кино.Мы от него не могли оторваться и сидели всегда оглушенные им.Один раз мы убежали в клуб ,не спросясь ,и наши матери ,сговорившись ,пришли вызывать нас оттуда.Обидно было быть вызванными ,по фамилии, на виду у сотни односельчан ,вытащенными из волшебного действа и отправленными не солоно хлебавши домой.

           Когда я перешла в шестой класс,мы переехали в Комсомольск.Для меня это была трагедия.Я подолгу лежала на своем кресле-кровати утром и не хотела вставать.Я не открывала глаза и представляла себя дома,на Северной ,четырнадцать, среди своих друзейи своей деревенской среды.Я болела.Потом меня перевели в другую школу,где были деревенские дети,школу построили на месте снесенного дереаянного квартала ,и я успокоилась ,и обрела себя и новых друзей.Но забыть Лариску...Девочку с полынными ,горькими глазами,я не смогла.Я нашла ее в интернете через много лет,и она иногда звонит мне .Я не узнаю ее голос,и узнаю его.Он немного надтреснут,но также пахнет горячей полынью ,как и много лет назад...

    


Рецензии