Вкусный хлеб

 Вкусный хлеб .



 Послевоенное детство нам досталось не понаслышке ,а досталось по полной .Отца я не помню, он ушёл на войну ,когда мне было 3 года ,старшие помнили об отце ,но смутно ,мама нас одна воспитывала ,как могла и таких как мы, было на селе много .Все работали в колхозе с утра до ночи ,а мы ребятня, были предоставлены сами себе... Ходили всегда гурьбой и нам было весело, мы смеялись и радовались, война закончилась и пережить все тяготы последствия придётся нам ,очень трудно жилось...Хоть и немецкие войска не дошли до нашего села ,но эхо войны до нас донеслось и голод и холод мы пережили .
Всё ,что наказывала нам мать, мы выполняли беспрекословно - это был закон .Принести воды ,наколоть дрова ,убраться в хате ,накормить кур ,поливали огород ,пололи картошку ... Зимой чистили снег ,ездили в лес за дровами и успевали ещё поиграться .В нашем селе жила женщина, звали её Дарья ,мы её звали баба Даша ,маленького роста ,ну такой доброй была она ,глаза её всегда светились от счастья ,когда она нас видела .

Вышла она замуж за местного кузнеца Михаила ,он её привёз издалека ,говорили бабы, аж из самого Закарпатья! Детей не было у них и когда муж уходил на фронт, наказывал ей ,если я погибну ,выходи замуж и рожай детей ,в жизни это самое главное ,но она осталась жить одна , а когда ей прислали письмо , что муж погиб её ,как герой ,долго она горевала ,да так и осталась одна и мужиков то не было ,те кто пришли с войны в основном раненые , вскоре умерли .В те страшные годы нас ,детей без отцов ,бедных и голодных , она согревала своей душевной щедростью.

Дом у неё был особенный –пятистенок с чёрным ходом и парадным крылечком ,окна с резными наличниками и побелена хата была в голубой цвет и всегда цветочки рисовала и дом её казался сказочным и заманчивым ,летом столько цветов у неё росло в палисаднике ,всё благоухало ,была скамеечка и мы лузгали семечки и вдыхали аромат от цветов .Сама она была вся светящаяся ,опрятная ,маленькая ,в длинной юбке ,в кофточке с баской ,в белом платочке и фартуке ,это ей придавало уверенности и она порхала словно мотылёк . В комнате всегда был порядок и чистота царила во всех углах. На столе ,покрытом льняной самотканой скатертью ,всегда стоял огромный самовар, над столом и в спальне –иконы, всегда горели лампадки ,она часто ходила в храм и молилась ,соблюдала все посты .
Быт её был размеренный ,поступь неторопливая ,она сама всё успевала делать по дому . Душа радуется ,нас человек 10 - 12 собиралось и она угощала тем, что у неё было ,варёная картошечка с кислой капустой , сало , яйца и вкусные пирожки ,борщ .И главное хлеб ,аромат которого я никогда не забуду ,она доставала его из формы и обрызгивала водой, а потом накрывала плотной тканью .
Мы ждали, когда поспеет хлеб и остынет хоть немного .В хате всегда было чисто ,полы блестели и много было цветов на подоконнике, а в большой комнате стояла кадка ,а в ней рос огромный фикус , который был очень моден в то время . Рядом - накомодник красивый ,швейная ножная машинка «Зингер « ,в углу большой стол и стулья и ткацкий станок ,прялка ,сундук и конечно патефон - было очень много пластинок ,мы слушали ,иногда танцевали ,уж очень стеснялись мы танцевать ,да и не умели, если честно сказать .На полу стояли напольные часы, они тикали громко ,отстукивали время тик –так и в назначенное время был бой часов бум ,бум ,бум-интересно было, мы считали сколько раз пробьют часы .
 Особым интересом пользовался буфет ,там стояла прекрасная посуда из тонкого фарфора, она нам наливала чай в них ,а мы боялись ,а вдруг разобьём фарфоровую чашку, а самим так хотелось испить чай с неё ,чай был травяной ,она летом сушила всякие травы ,а зимой пила травяной чай и нас угощала .
Она степенно разливает нам чай и каждому ставит фарфоровую кружку с блюдечком и всегда у неё шутки и прибаутки ,погладит по голове и прижмёт к себе ,она сидит за столом и колет щипцами кусковой сахар ,руки у неё маленькие ,аккуратные ,мягкие, она была доброй души человек .

Жили они с мужем зажиточно до войны и всего у них было в доме и чашки и вёдра и все плотницкие и кузнечные инструменты ,муж занимался пчёлами и в своё время ездил на рынок продавать мёд ,привозил жене гостинцы, пряники , конфеты, платки расписные и сервиз фарфоровый, ткань .Шила платья она сама , строчила на машинке , вышивала ,была мастерицей и рукодельницей .Поспел и хлебушек ,она резала его и всем давала по кусочку ,посыпав солью или сахаром, кто как хотел ,угощала нас и рассказывала нам интересные истории .

Бабушка разрешала нам строить шалаши в хате из одеял и тряпок ,играли в прятки, мы много времени проводили у чужой ,но такой родной бабушки Даши . Мы её очень любили и она нас любила ,она нам отдавала своё тепло и любовь ,мы познавали жизнь через призму её доброты и отзывчивости ,участия к нашему украденному войной детству, её дом был для нас чем-то необыкновенным ,там нам хотелось быть примерными и послушными ,она никогда на нас не повысила голос ,если даже ,что –то и разбивали ,один раз разбилась пластинка ,мы очень испугались она говорила –«На счастье ,деточка ,на счастье бьётся ,будет удача !».

 В один из зимних дней она нас ,как всегда позвала к себе в гости, напекла хлеба и пирожков, в хате стоял запах и аромат, а мы уже ,как у себя дома расположились и стали играться . Она была такой нарядной в этот день, а её глаза светились от счастья ,она нам показала коробку, а ней лежал орден ,она гладила его плакала и приговаривала – «Вот, это всё, что и осталось от моего Михаила ,я даже не знаю ,где он похоронен ,приезжали представители от военкомата, привезли листок и орден ,вручили мне и уехали... «Это был орден Красной звезды , или нет я не помню ,прошло много времени « .Мы разглядывали эту коробку и каждый хотел подержать её в руке ,баба Даша горько плакала и мы все её обнимали и жалели .В это день я приболела и уснула на печи ,ребята разбежались по домам, а я спала до самого вечера ,мама моя пришла за мной ,но бабушка Даша уговорила её – Пусть останется у меня переночует ,зачем ей идти по холоду ,пусть уж тут отлежится в тепле ...
 Они долго болтали с моей мамой, пили чай , ели пирожки ,баба Даша завернула маме хлеб и немного пирожков, вроде ,как гостинец ,поблагодарив её, мама ушла и я осталась ночевать у неё .Весь вечер бабушка молилась у иконы ,шептала и плакала горько, мне её было жаль и я заплакала навзрыд ,она стала успокаивать меня и говорить мне –«Что ты ,милая ,плачешь у тебя ведь вся жизнь впереди ,это моя уже заканчивается ,вот я и плачу «!! Кровать бабушки Даши была ,как у барыни, простыня ,пододеяльник ,белые наволочки с кружевами .
Подзор вязаный ,она спала в капоре и в кофточке белой ,было интересно за ней наблюдать ,как она расчёсывала волосы гребешком ,собирала с него волосы и клала под перину .
 Тушила свет , мы засыпали на пуховой перине и спали до самого утра .Прошли годы ,я выросла, вышла замуж у меня родился сын Михаил ,хоть бабушка Даша состарилась ,но иногда сидела с моим сыном ,меня так тянуло в этот дом ,где было тепло и уютно ,в детских воспоминаниях остался запах хлеба.
 Когда исполнилось сыну 7 лет, мы с мужем должны были уехать жить в город ,я пришла к ней попрощаться ,она плакала и нежно прижимала моего сыночка, говорила мне –«Береги ,Мишеньку ,береги" и дала мне денег на дорогу я отказывалась ,но она стояла на своём ,деньги были не малые по тем временам ,она отдала мне швейную машинку и красивый фарфоровый сервиз и ещё иконку и много вещей ,она видно понимала ,что видимся мы с ней в последний раз .

 Через 10 лет я вернулась в деревню, бабушки Даши уже не было ,она умерла, в её доме жили другие люди ,высокий забор и дом переделан до неузнаваемости .Я стояла и плакала ,исчезло то веяние теплоты от дома ,которое так согревало нас долгие годы ,мне всегда снился свой родной дом и улица на которой жила баба Даша .Я конечно, надеюсь ,что хозяин это дома порядочный человек и энергия добра перейдёт и к нему, думаю ,что бабушка на небе ,где ей суждено и быть ,она заслужила перед Господом благодать .Не проходит и дня ,чтобы я её не вспоминала добрым словом .

Она нас своим примером учила доброте и любви ,честности ,уважению к старшим и любви к Богу . Я всегда молюсь ,её иконка стоит у меня в переднем углу, где всегда горят лампадки ,я тоже пеку хлеб и пирожки и раздаю детям ,пусть поминают нашу Дашу .Господи, упокой её душу и спасибо Тебе ,Господи ,за эти встречи . Мне много раз в жизни встречались изумительные и прекрасные люди ,они появлялись неожиданно ,помогали словом и делом и отходили вдаль .О таких женщинах ,как Дарья Степановна хочется писать и рассказывать .Вечная память и вечный покой !

Алфёрова Мария


Рецензии