Бабушкины сказы. О Наталии

 Предыдущая глава см:  http://www.proza.ru/2018/03/05/1165

  Моя прабабушка Зудина Наталья Павловна была дамой с крутым, независимым характером, а по молодости ещё и любила подшутить, если к этому добавить незаурядную внешность, штука получается вообще неотразимая.
 
    К сожалению суженого её и единственного любимого человека забрали на фронт в Первую мировую войну, и он не вернулся, погиб. Из её воспоминаний: они сидели на завалинке, а он гладил её колено, ничего более серьёзного не было, но по тем меркам, для такой близости необходимо было сильное чувство и серьёзные намерения.
 
   Однако, как уж вышло. И Наталия замуж не спешила.

   Где-то году в двадцатом получилась такая история, что односельчанку насильно выдавали замуж за парня из другого села, а она сбежала с любимым прямо перед свадьбой. Жениху стыдно было возвращаться домой ни с чем, и он попросил подыскать по-быстрому ей замену, чтобы приехать к себе в село с женой, не ударив в грязь лицом.

    Сваты побегали, поискали, никого путного не нашли, и явились к Наталии, не ожидая ничего хорошего из этой затеи, а она согласилась. Но поставила условие, жених увидит её только в церкви под венцом. Они, конечно,  обрадовались, но испугались одновременно, зная, что невеста может козни любые выкинуть. Так что, жених сильно рисковал, однако, выхода не было, согласился. Удивился, наверное, потом, такую красавицу отхватил случайно…

    Вот так мои предки, не видя друг друга ни разу, стали мужем и женой.
Прадеда звали Истомин Иван Фёдорович. Внешность у него была обыкновенная: русый светлоглазый, типичный русский мужик. Он оказался хорошим и добрым, очень любил детей. По профессии был речником, и каждую навигацию водил большие грузовые баржи по Волге. Семью кормил, однако, каждое лето, когда самая страда, Наталии приходилось не сладко: и семья, и хозяйство полностью ложились на её плечи, а муж, почти на полгода отправлялся в плавание, изредка, оказией бывая дома. 

    У четы Истоминых родилось пятеро детей: Николай, Вера, Елизавета, Анна и Геннадий. Вера умерла в младенчестве от воспаления лёгких. Остальные выросли и стали очень достойными людьми. Сейчас остался в живых только младший Геннадий, родившийся в 1939 году, и очень похожий на своего отца.

    Иван Фёдорович погиб при обороне Ленинграда 10 мая 1942 года. Так что младший сын его и не знал, можно сказать. На отца так же была похожа моя бабушка Елизавета Ивановна, светлая сероглазая, с удивительным благородством в чертах лица и осанке. Двое других детей Николай и Анна, напротив, унаследовали яркую внешность от матери. И он, и она, гораздо гармоничней бы смотрелись среди южных европейцев, чем среди своих земляков…

    Прабабушка не любила мужа, и для нас это никогда и не было секретом. Могилу его, после войны не искала, и писем никаких с фронта не сохранилось. Всё, что известно о нём, рассказывала их дочь, моя бабушка  Елизавета Ивановна.

    Однако замуж Наталия выйти больше не пыталась, да и мужчин-то после войны осталось совсем мало.  А у неё и до брака, и после того, как овдовела,  никого не было. Этот вопрос для неё был принципиальным. Никаких вторых браков она не признавала, женщин падких до мужиков презирала в принципе и никогда этого не скрывала. Прабабушка была очень проницательна, иллюзий в отношении людей не питала. Зрила всегда в корень и мысли свои озвучивала без обиняков.

   Помню, что многие женщины приходили к ней за советом. Она раскидывала карты и говорила. Иногда мне казалось, что и карты были ни к чему, она всё и так видела.

    Жизнь ей досталась трудная, как и всему поколению. Прожила Наталия Павловна  её с честью и достоинством и умерла в 84 года в кругу родных и близких, оставаясь в уме и твёрдой памяти до последнего дня…

Предыдущая глава см: http://www.proza.ru/2018/03/07/950


Рецензии