Мёртвая река

Как по Волге-матушке, по реке-кормилице —
Всё суда с товарами, струги да ладьи…
И не притомилася, и не надорвалася:
Ноша не тяжёлая — корабли свои.
В. Высоцкий «Песня о Волге»

Мне повезло - я родился в Нижнем Поволжье, там где величайшая река Европы - Волга впадает в самое большое в мире озеро - в Каспийское море. Волга... в древнеримских источниках она упоминается под названием Ра, «щедрая». Когда - то она и была такой.

Тогда
Тогда, в детстве, с друзьями мы часто выходили на берег реки и зачарованно любовались открывшейся картиной. Даже взрослые, выкроив немного свободного времени, выходили на берег, чтобы посмотреть, полюбоваться...

А смотреть было на что. Вверх, в сторону Астрахани и выше, и вниз - на Каспий, двигались вереницы судов разного размера и назначения. Сухогрузы везли различные материалы, вверх по Волге поднимались нефтеналивные суда пароходства «Волготанкер», которые везли бакинскую нефть к нефтехранилищам Астрахани. Рыбацкие сейнеры и баркасы спускались к морю, а возвращались наполненными рыбой.

Белоснежные пассажирские теплоходы везли веселых и нарядных туристов. То и дело пролетали скоростные «Ракеты» и «Метеоры». Действительно, как приятно, вместо того чтобы ехать в душном автобусе, промчаться над красавицей - рекой, подставляя разгоряченное летним зноем тело, прохладному ветерку!

Здесь и там, вдоль и поперёк реки, снуют катера, моторные и вёсельные лодки.
На берегу кипит своя работа - плавучий кран разгружает баржи, груженые песком, щебнем и гравием, огромные кучи которых и так уже высятся у кромки воды и пацаны прыгают с них, воображая себя то ли альпинистами, то ли парашютистами - стройки, которые идут в посёлке и вокруг него, требуют много материалов.

Реке, как настоящей красавице, нужен уход. Постоянно работают землечерпалки и другие вспомогательные суда, которые чистят фарватер, протоки, реки от ила и мусора, поддерживают в порядке навигационную обстановку.

А вот небольшой буксир, натужно пыхтя, тянет на чалке вверх по течению прорези. Вы не знаете, что такое прорези? Это небольшие деревянные судёнышки, с прорезанными бортами и днищем, представляющие собой как бы передвижной аквариум, в котором плещется рыба. Буксир доставляет прорези в Астрахань, их пришвартовывают у набережной, ставят сходни и горожане могут купить живую (не замороженную!) рыбу.

А в сёлах и посёлках каждый первый - рыбак, так что рыбы всем хватает. Ещё и на продажу в город возят - на Татар - базар или Большие Исады.

Наступала темная южная ночь, но жизнь на реке не прекращалась. Загорались фонари на бакенах, суда зажигали ходовые огни, палубы и каюты освещались ярким светом.

Из прибрежных теней слышался осторожный плеск весел - это выходили на свой тайный промысел браконьеры. Вдруг раздаётся рёв моторов, вой сирен, ночную тьму прорезают лучи прожекторов - это вышли на перехват браконьеров стремительные катера рыбоохраны.

Река помогает людям, а люди - реке. Вдоль берегов размещены рыборазводные заводы, которые выращивают мальков рыб ценных пород и затем выпускают их в Волгу.

Старшим школьником,на каникулах, я работал в соседнем селе на Лесотарном пункте. Сейнера подходили к пирсу, сгружали, пахнущие рыбой и покрытые толстым слоем соли, поломанные ящики, и, забрав исправные, спешили на лов рыбы. А мы, обдав ящики водой, чтобы лучше забивались гвозди, ремонтировали привезённую тару.

После работы, в одежде, покрытой слоем засохшей соли, не раздеваясь, прыгали с пятиметрового пирса в Волгу. Затем обсыхали под знойным астраханским солнцем и шли по домам. Работа на Лесотарном пункте неплохо оплачивалась и засчитывалась как производственная практика, которая тогда была обязательна в школе.

Начиналась пора сбора урожая и тянулись вверх по Волге баржи, груженые сладчайшими арбузами и вкуснейшими астраханскими помидорами.

Река жила своей жизнью и днём и ночью,круглый год. Даже зимой когда она стояла скованная льдом, работа не прекращалась. Ремонтировались, чистились и красились суда, рыбаки готовили свои снасти к путине. А начало навигации было настоящим праздником для всех астраханцев.

Большинство жителей города, посёлков и сел так или иначе были связаны с рекой. ВУЗы, техникумы и училища готовили специалистов - моряков, речников, судостроителей. Судостроительные заводы и пароходства обеспечивали людей работой.

После окончания школы я , как и большинство моих одноклассников, пошёл работать на судостроительный завод «Красные баррикады», который был основан ещё в конце 19 века. На предприятии работало несколько тысяч человек. Завод строил плавучие краны, плавучие буровые установки и вспомогательные суда. Спуск судна на воду был праздником для заводчан и жителей посёлка.

Теперь
Теперь, приезжая в родные места, я не узнаю реку. Она умерла. Река пустынна, на ней нет судов, в ней нет жизни. Изредка пройдёт пограничный катер или другое суденышко. И тишина. Берега завалены мусором, кое - где видны остовы полузатопленных судов, которые представляют интерес только для охотников за металлом.

Рыборазводные заводы закрыты, пруды разрушены и давно не заполняются водой.В цехах и на площадках завода «Красные баррикады» стоит кладбищенская тишина. Завод признан банкротом и не работает. Неужели для России - страны морей, рек и озёр не нужны гражданские суда?!

Многочисленные ерика и протоки обмелели, затянуты илом и заросли чилимом. Чилим или Чёртов орех - это водяной орех, плод которого напоминает голову быка, а ядро съедобно. Родители рассказывали, что во время войны, когда было голодно, люди питались рыбой, а вместо хлеба пекли лепешки из чилима. Для многих моих земляков, оставшихся без работы, кажется настаёт время чилима.

Осетровых в Волге практически нет, их теперь добывают в Казахстане и Дагестане, а чёрную икру все равно выдают за астраханскую. Вот что значит известная марка. Но это слабое утешение.

Люди, раньше веселые и жизнерадостные, теперь ходят хмурые и озабоченные. Поводов для веселья нет. Жизнь уходит из реки и из людей, которые живут рядом.

P.S. В мае  этого (2018) года был в посёлке, новости безрадостные. Завод полностью закрыт, людей (800 человек, что остались от многотысячного коллектива) с долгами по зарплате уволили. Директор завода в Астраханском следственном изоляторе, главбух под подпиской о невыезде.
Молодежь уезжает - племянник уехал работать в Питер, внучатый племянник - в Финляндию. Но они молодые, не семейные. А как быть семейным...Оборудование с завода разворовывается и продаётся. Это реальность..

P.P.S. В статье получаются продолжения.

В 2020 году на базе завода открыли производственную площадку, т.е. уже не самостоятельное предприятие.
 В 2005 году Путин В.В. был на заводе «Красные баррикады», где ему с гордостью показывали продукцию - плавучий кран « Исполин».
В 2019 году,узнав о банкротстве завода, президент на совещании поставил задачу возродить производство.
 Промплощадка, на базе бывшего завода, в 2020 году построила несамоходный понтон.
 Сравнить понтон с плавкраном, все равно, что сравнить телегу с внедорожником.

Вот такое у нас возрождение производства, такое вставанием колен.
На фото - такой была красавица - Волга тогда. Фото из Интернета


Рецензии
К сожалению, всё меняется. Сама матушка Природа прячет от разорений человека свои богатства. У нас на берегу Волги была бахча, рыбы ели вдоволь каждый день свежую - брат рыбачил. Места волшебные! А сейчас много таких изменений, что невольно впадаешь в грусть, вспоминая былое на тех берегах.
С уважением к вашим правдивым строкам!

Сёстры Рудик   29.02.2024 09:46     Заявить о нарушении
Добрый день. Спасибо за отзыв. Сожалею, что не знаю ваших имён. Да, все меняется, но, увы, не все меняется к лучшему. За прогресс приходится платить, причём очень дорогую цену. С глубоким уважением,

Юл Берт   29.02.2024 13:27   Заявить о нарушении
А мы из своих имён тайны не делаем. Просто, как соавторы печатаемся под псевдонимом своей девичьей фамилии - Рудик.
С уважением Ольга и Антонина.
))))

Сёстры Рудик   29.02.2024 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.