В битве с чудовищами, на краю Бездны...

«Wer mit Ungeheuern kаmpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein»*...
Эта хрестоматийная и ставшая с недавних пор даже культовой фраза Фридриха Ницше самым мистическим образом относится к жизни и творчеству выдающегося русского художника Василия Васильевича Верещагина, грандиозная выставка работ которого открылась 6 марта 2018 года в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.
Более 500 работ со всего мира - из разных музеев, галерей  и частных коллекций впервые столь масштабно демонстрируют творчество живописца, произведения которого имели очень непростую судьбу. Одни работы подняли мастера на вершину  народного признания и уважения  властьпредержащих, а другие были категорически запрещены в России, но  художник с колоссальным успехом продавал их на аукционах в Северной Америке.
В истории русского искусства Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) представляет особый тип художника — путешественника, репортера, первооткрывателя. Верещагин был боевым офицером, литератором и философом, значительно более мощной и страстной личностью, чем любой из его современников - живописцев. Исследователь - этнограф, он вывел жанр этнографических зарисовок на уровень высокого искусства. Но главным вкладом Верещагина в русскую культуру было то, что он кардинально реформировал батальный жанр.
Пересказывать биографию художника – дело благородное, но вряд ли благодарное. Его картины – по-сути и есть вехи его судьбы и творческих свершений. Туркестан и Балканы, Япония и Подмосковье, Индия и города Среднего Поволжья, Палестина и Сирия, Куба и Соловки  – таковы маршруты его путешествий, нашедших отражение в сериях замечательных работ – от пафосных и полных трагизма полотен до камерных зарисовок.
В 1867 году, после возвращения из Парижа, где Верещагин совершенствовал своё образование, он получил приглашение стать художником при Туркестанском генерал-губернаторе. И вскоре отличился и даже получил орден. Как гласила реляция «Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели».
Спустя ровно десять лет, в 1877 году, во время русско-турецкой войны Верещагин был тяжело ранен шальной турецкой пулей на борту миноносца «Шутка», устанавливавшего на Дунае контактные мины. «В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдем ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом» - вспоминал впоследствии художник.
Физические страдания и душевные драмы, которые мастер пережил во время своих путешествий, нашли отражение в его произведениях, оказывающих сильное эмоциональное воздействие на зрителей.
Мастер обличал войну и насилие во всех его проявлениях. Он сражался с чудовищами пером и шпагой, кистью и палитрой. Не раз заглядывая смерти в глаза, он самым трагическим образом привлек к себе внимание Смерти. И она  увидела художника… В 1904 году бездна его буквально поглотила: он погиб во время подрыва на японской мине броненосца «Петропавловск»  на внешнем рейде Порт-Артура.
По своей мощи Василий Верещагин в живописи равнозначен Льву Толстому в литературе. Они не были близко знакомы, но по духу, по своим взглядам и гражданской позиции их однозначно можно назвать единомышленниками. Приходите на нынешнюю выставку в ГТГ и убедитесь в этом сами.
* В переводе с нем.: «Кто сражается с чудовищами, тот может быть уверен, что он не станет чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».


Рецензии