Волшебная книга

ВВЕДЕНИЕ

Я лежал один на веранде в детском отделении больницы, что находилась в Сыромятниках, неподалеку от Курского вокзала.

Так мне было худо тогда, что меня отделили от прочих больных детей и откачивали уже в штучном порядке в отдельном помещении окнами в сад.

За окнами царила, повелевала, грустила и пела красивая московская осень. С моей кровати я мог долго смотреть на пышных багряные клены и золотые березы и слушать разговор золотых и багряных ветвей с золотым ветром.

Муж моей сестры Николай принес мне однажды вечером книгу о короле-бездельнике.

Мне уже было намного легче, чем раньше, но я все-таки время проводил в кровати, почти не вставая.

Мне показалось, что муж сестры принес мне книжку не просто так, не случайно, а с намеком, словно хотел сказать: «Хватит тебе лежать! Пора вставать и приниматься за работу и учебу!»

Быть может, Николай и не думал ни о чем подобном, и я присвоил другому человеку мои собственные мысли. Но мне все равно стало стыдно перед Николаем за мою лень.

В подаренной книге говорилось о жизни ленивого короля.

Папа и Мама, когда было время, понемногу читали мне книжку вслух,, и я сам, когда родители уходили, одолевал еще несколько строчек уже самостоятельно, по слогам.

Читал я еще очень плохо, потому что только совсем недавно выучил буквы.

Я воображал себя будущим сказочником и писал письма Папе такими кривыми и несуразными каракулями, что на всей земле лишь он один мог догадаться, о чем хотел сказать автор этих писем.

…Я в очередной раз взял с тумбочки книгу о короле, приподнял колени, упер в них книжку и прочел несколько строк.

Потом закрыл глаза…

…И мне показалось, что какая-то неведомая сила оторвала меня от простыни, подняла над кроватью, закружила, как кленовый листочек над мокрой землей, и опустила прямо в книжный разворот.

Книга была большая, высокая и широкая, с яркими картинками. Я легко уместился в ее переплете, прошелестел по нескольким страницам и оказался на десятой странице, в самом низу, на двадцать шестой строчке.

Не успел я встать на эту строку, как книжка тут же захлопнулась!

Честно скажу: я даже немного испугался. Хорошо, когда чудеса происходят в некотором отдалении от меня, а вот когда так, совсем близко, прямо со мной рядом….

Поневоле задумаешься: «А что дальше?»

Вдруг я услышал чьи-то быстрые шаги: «Топ-топ-топ!»

Зазвенели шпоры. Я открыл глаза. Ко мне сверху страницы, от картинки, спускался король. Настоящий король в костюме для верховой езды! Он скользнул по бумаге, словно на лыжах с горки, встал передо мной и заговорил, как какой-нибудь мальчишка с нашего двора.

«Кто вы?» спросил я его на всякий случай.

«Я король!» ответил он.

Мне захотелось кое-что уточнить:

«Вы Король из этой книжки»?

Он пожал плечами и ответил обиженным тоном:

«Да! Разумеется! А что тебя удивляет?»

«Ничего не удивляет… Но, все же… Все-таки скажите, почему автор книжки относится к вам не очень-то одобрительно… Считает бездельником! Вас это не беспокоит?»

Король ответил с усмешкой:

«Нисколько не беспокоит! Всем давно известно, что писатели не любят королей. Просто наказание с ними какое-то! Стоит только перестать платить им премии, награждать орденами, приглашать в разные советы и направлять в творческие командировки, как они тут же состряпают обо мне какую-нибудь гнусную книжонку! Как хорошо было на земле королям, когда все их подданные были неграмотными.

Я настаивал:

«И все-таки… Почему автор книги описывает вас как ужасного лодыря и тунеядца?»

Король даже подпрыгнул от возмущения. При этом шпоры на его сапогах угрожающе звякнули и нацелились на меня.

«Я воин! Мое ремесло война! Я занят войной больше всех остальных!»

Я спросил:

«Простите за любопытство… А что вы делаете в качестве воина?»

Король оторопел:

«Как что?! Я покоряю мир!»

«А Миру, Земле очень надо, чтобы вы их покоряли?»

Король задумался и присел на двадцать пятую строчку, чтобы удобнее было думать:

«Хм! Мне как-то не приходило в голову узнать мнение Земли! Я не догадался спросить у нее, а придворные не подсказали! Потом я обязательно спрошу, я поинтересуюсь!..»

Я посоветовал:

«Давно уже надо было спросить! А мое мнение не хотите узнать? Не делом вы заняты!»

Король покраснел от какого-то очень сильного чувства…. Я только не понял: от гнева он покраснел, как бурак, или от стыда!

«Все мои предки занимались покорением других земель и народов. Да еще охотой и состязаниями рыцарей! Именно в этих делах мы способны принести самую большую пользу!».

Я опять не выдержал и спросил:

«Пользу кому?»

«Что за глупый вопрос! Королевской семье, разумеется!»

«Скажите, вы умеете делать что-нибудь путное, работать руками, например?»

«Ну, я ведь уже объяснил: колю шпагой, рублю мечом, режу ножом…»

«Да нет же! Я спрашиваю о другом. Полезное что-нибудь?

Ну вот, например: когда я летел на десятую страницу, я задел за уголок девятой страницы и надорвал его. Вы умеете склеивать разорванные страницы?»

Король нахмурился:

«Ты просто издеваешься! Я тебе десять раз сказал: я умею только драться!»

«Но это же стыдно!»

Король предложил:

«Скажи это лучше моим подданным: они еще ленивее меня!»

«Прекрасная идея! Вы проводите меня по книге, познакомите с вашими придворными?»

Король очень обрадовался возможности прервать не слишком приятный для него разговор:

«Разумеется! Пойдем!»

И мы прошли по страницам волшебной книги…

ПРИДВОРНЫЙ БАЛ

Скоро мы добрались до пятнадцатой страницы и попали прямо на придворный бал.

Дамы и кавалеры в белых платьях и зеленых камзолах выстроились рядами и шеренгами, кругами и квадратами, готовые после прихода Короля при первых же звуках оркестра немедленно сорваться с места и понестись во весь дух по блестящему скользкому полу танцевального зала, стуча каблуками, шурша рукавами и хлопая в ладоши.

Король шепнул мне:

«Заговорился я с тобой и совсем забыл, что должен был сегодня открывать танцы. Впрочем, моим придворным все равно делать нечего!»

Король принял величественный вид и зычным голосом важно обратился к замершей толпе:

«Наш бал немедленно начать повелеваю вам, о, слуги! Сегодня здесь танцуют мастера, учеников же попрошу я удалиться, чтоб опытным хватило места в зале!»

Я дернул короля за рукав:

«Ваш приказ относится и ко мне тоже? Я совсем не умею танцевать!»

Король нахмурился:

«Да, тебе тоже придется выйти! Ее удастся тебе увидеть наш бал! Какая жалость, что я не вправе отменять свои собственные распоряжения, чтобы не подрывать авторитет королевской власти!»

«Ну, тогда я пошел!» сказал я.

Король остановил меня:

«Куда ты? Подожди! Еще заблудишься один в незнакомой книге! Идем вместе!»

И мы продолжили наш путь по страницам книги!

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР

На двадцать седьмой странице мы застали рыцарский турнир.

Здесь ярко блестели латы, ржали разгоряченные кони, рубили мечи и кололи копья.

Мой спутник не смог остаться в стороне. Он вскочил на запасную лошадь, схватил чье-то копье и понесся на середину площадки, сбивая всех встречных и поперечных грудью своего тяжелого коня.

Либо Король, в самом деле, был очень опытным воином, либо рыцари узнали его и, не желая биться с ним по-настоящему, чтобы не нанести ему нечаянно опасную рану, играли с ним в поддавки.

Король сбил всех рыцарей с их коней, потом сам спрыгнул на землю и пошел рубить пеших направо и налево своим большим тяжелым мечом с длинной рукоятью.

Я крикнул:

«Остановитесь! Что вы делаете?! Вы слишком увлеклись! В вашем королевстве вы рискуете остаться без единого рыцаря. Хватит воевать!»

Король подбежал ко мне. Он запыхался. Лицо его побагровело от напряжения схватки.

«Ты видел? Видел, как я их!! А ты говоришь: „Бездельник!“».

Потом мы побывали в зале льстецов, палате наглецов, на крыше прорицателей и предсказателей, в подвале хулителей и порицателей, в коридоре торжественных выходов, в цирке шутовских выходок…

Наконец, мне стало скучно, потому что однообразие утомляет даже самых крепких парней, а я был совсем не крепким, а всего лишь медленно выздоравливающим после довольно тяжелой болезни мальчиком.

Мне показалось скучным, что здесь действительно никто не работал, а все вертелись, мельтешили, кружились возле особы Короля.

Я не стал скрывать мое истинное настроение:

«Что-то мне у вас не нравится… Не хватает в вашей жизни чего-то настоящего, важного…»

«Что такое? Почему?» всполошился Король. «Ты хочешь сказать, что я еще не всех покорил и не все завоевал? Тогда я сейчас же немедленно…»

Я поспешил остановить его:

«Нет-нет! Я говорю о другом: не нашел я у вас во дворце мысли, чувства, смысла…. Эх, вы ведь не поймете никогда, хоть и король! Да и объяснить вам я не сумею…

Хотя… До вашей головы мне не достучаться, а вот другие головы, быть может, сообразят!..

Вы сумеете собрать всех придворных вместе в одном помещении?»

Король самодовольно ухмыльнулся:

«Еще бы! Стоит мне приказать и…»

«Тогда соберите, пожалуйста! Я постараюсь все вам объяснить очень доходчиво, а если вы чего-то не поймете, вам об этом расскажут ваши подданные!»

СОБРАНИЕ

В конце книги, на сорок девятой странице, в самом большом, самом роскошном зале королевского дворца собрались все его обитатели.

Среди них оказались не только рыцари, кавалеры и придворные дамы, но и повара, стражи порядка, уборщики беспорядка, привратники, истопники, конюхи и много-много разного рабочего люда.

К ним я и обратился с искренними моими словами:

«Король попросил меня поделиться с вами впечатлениями о вашем замке. Честно скажу: не понравилось мне у вас! Куча людей занято только тем, что задирают носы и мнят о себе невесть что! Вроде взрослые люди, а по уму, как маленькие!

Я хочу добра вашему дворцу, поэтому мне просто необходимо поделиться с вами моими мыслями. А их у меня полным-полно, на сто книг хватит!

И вовсе не потому, что я такой особенный, хороший или умный! Просто я из другой страны.

Про нас ни один честный человек не скажет, что мы страна бездельников! У нас все трудятся! Каждый обязан трудиться!

Труженики это главные люди моей страны. Труженику не надо никого завоевывать и покорять. Он твердо стоит на земле. Если руки заняты делом, а ноги шагают по родной земле, тогда и мысли будут правильные, добрые! Так ведь?!

О моей стране можно сотни раз говорить «Впервые в мире». Первый спутник, первая атомная станция, первый космонавт и первая телебашня высотой более пятисот метров…

Кто так работает, тому и танцевать не стыдно!

А вы… Эх, вы! Не желаете по земле ходить! Вздором головы забили и довольны!

Нельзя так! Берите пример с нас! С Советских людей!»

Тут Король как закричит:

«Это же бунт! Откуда взялся этот мальчишка! У нас такого еще не бывало! Разве можно так выступать, да еще бесплатно! Мальчик, наверняка, ненецкий шпион! Наказать его! Арестовать! Задержать! Язык к зубам привязать!»

Рыцари насупились, набычились на меня, двинулись все в мою сторону…

Но перед ними встали стеной плотники и столяры, слесаря и учителя, мойщики окон и протиральщики мебели.

Шум! Крик! Гам!

«Не трогайте мальчишку!

Он правду говорит!

Он из хорошей страны!

Вот бы нам такую!

Прочь, дармоеды!

Вот мы вас всех возьмем в оборот: швабрами почистим, а пылесосами пропылесосим!

Давно пора!

Порвем их родовые книги!

Отменим их титулы и звания!

Научим яичницу жарить и гвозди забивать!

Будем все теперь жить правильно, по-советски!»

Началась потасовка! В зале стало тесно, душно! Кто-то из рабочих вытолкнул меня на самый край листа, и я вверх тормашками вылетел из книги о ленивом Короле.

«Уф!»

СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ

…Кто больше всех способствовал моему выздоровлению? Конечно же, Папа и Мама! Настоящие герои моего здоровья, они ухаживали за мной и день, и ночь, не жалея времени и сил!!!

А еще очень помогли врачи и медсестры.

Пригодилась, да еще как пригодились, Советская система бесплатной и всеобщей медицинской помощи и трогательная забота взрослых о здоровье детей Советской страны.

Я думаю, что помогло и мое путешествие по волшебной книге! Вы теперь поняли, каким же я был тогда выдумщиком!?

Много оказалось у меня добрых помощников!

Я так окреп, что меня выписали из больницы, и свой день рождения я отмечал уже дома!


Рецензии