Яхонт

В АЛЕКСАНДРОВСКОМ САДУ

Шел я однажды Александровским садом к Москве-реке… Дело было, в начале осени.

Вдруг вижу: сидит на скамейке один знакомый волшебник и ест мороженое. Я к нему:

«Вот так встреча! Ты чего тут делаешь! Нет! Надо же! Только вчера о тебе думал!»

Волшебник широко раскрыл рот, положил в него то, что еще оставалось от мороженого, почмокал губами и языком и проглотил лакомство.

Потом он стал не спеша рассказывать про свои «что, зачем, где, когда и почему».

Из рассказа волшебника я понял, что в его родном поселке Великие маги все по-прежнему нормально, что он приехал в Москву поесть мороженого, а еще сходить в Алмазный фонд, где никогда не был раньше. «а тут у вас, оказывается, запись, билеты, деньги, что совершенно недопустимо для таких, как я, уважающих себя кудесников…».

Мой приятель долго рассказывал о себе, своих способностях и о поселке, где он жил и работал. Говорить он умеет, любит рассказывать ярко и сочно, с подробностями; а то, что в разговоре участвует лишь он один, а собеседник помалкивает, его ничуть не смущает. Ему нравится даже, когда удается «выключить» собеседника и вещать сразу за двоих.

Итак, волшебник рассказывал, а я то слушал его, то думал о своем:

«Алмазный фонд! Ведь я тоже там не был! И мне было бы интересно на этой выставке побывать. А что, если мой кудесник проведет на выставку также и меня? Он может! Я давно убедился в его удивительных способностях!»

СКАЗКА НАЧИНАЕТСЯ

Я попросил:

«Возьми меня с собой! К моему стыду, я тоже никогда не был на этой выставке, что совершенно недопустимо для уважающих себя сказочников!»

Мой знакомый волшебник охотно согласился.

Мы прошли в самый угол сада и остановились перед входом в Кремль.

Здесь собралась небольшая, но очень яркая группа, состоявшая из взволнованных экскурсантов и деловитых экскурсоводов. Из Кремля выходили одни, на освободившееся место заходили другие. Посетители направлялись, в основном, в палаты: Оружейную и Грановитую.

Всего несколько человек ожидали своей очереди, чтобы пройти на выставку Алмазного фонда.

«А пустят нас? Билеты у тебя есть?» спросил я знакомого со слабой надеждой на положительный ответ.

«Ни одного нет!» отрезал знакомый.

«За кого ты меня принимаешь? Волшебники на выставку по билетам не ходят!»

«Чего ты обижаешься! Я же просто так спросил, на всякий случай!» схитрил я и решил больше ни о чем не спрашивать обидчивого приятеля: он Волшебник, так пускай он и думает, как на выставку попасть!

Появилась дама-экскурсовод и спросила:

«Все собрались? Опоздавших не ждем! Пойдемте!»

Мой знакомый ударил палкой по земле и что-то пробормотал. Две капли дождя взлетели и опустились прямо на левый рукав пальто предводительницы туристов. Каплями были Волшебник и я!

Дама заметила нас и тряхнула рукой, чтобы сбросить нас на землю.

Но мы не стряхнулись!

«Странно!» прошептала она. «Дождя нет, а капли есть! Быть может, поливальная машина проехала, или птичка пролетела? Или глаза подводят: третью экскурсию сегодня провожу!»

Дама перестала нас трясти, мы в виде капель благополучно прошли с ней мимо охраны, контролеров и билетеров и оказались в гардеробе.

Там мы спрыгнули с рукава пальто и снова превратились в обычных членов делегации из далекого города, побратима Москвы, которым очень повезло с программой посещений.

НА ВЫСТАВКЕ

Я стоял у витрины. В ней, закрытые прочным стеклом, лежали драгоценные камни.

Сам не знаю, что стало со мной тогда: я вдруг словно бы оторвался от земли, стал невесомым, быстрым и легким, как луч света…

Став похожим на луч света, я легко проник за стекло, в охраняемое пространство, куда вход посетителям строго-настрого воспрещен.

Быть может, я сумел это сделать только потому, что рядом со мной был знакомый волшебник! Близость таких необыкновенных людей часто окрыляет и пробуждает давно и крепко заснувшие способности!

Или, скорее всего, дело было в другом: сам волшебный свет позвал меня к себе, признал меня своим, догадался, что я с самого детства влюблен в него, потому что он радость каждого мига и счастье всей моей жизни!

Как бы там ни было, но я оказался в витрине и тоже заблестел, как алмаз.

Но чудо чудное! Диво дивное! Витрина вдруг превратилась в подземный дворец!

Он состоял из множества сияющих палат.

Верхние, освещенные солнцем фрагменты стен сияли так, что глазам было больно смотреть, а внизу стены и пол скрывались в полумраке.

Потолков не было, вместо них через тысячи трубок сверкало на голубом небе ослепительно веселое солнце.

Стены были украшены мириадами узоров, каждый из которых казался мне невиданным и неповторимым; стены внизу мерцали в полутьме, гордо сверкали вверху, загадочно и нежно манили взор в средней части.

В каждой драгоценной палате звучала негромкая музыка, везде своя, грустная или веселая, но всегда неповторимая, яркая, уносящая сердце, запоминающаяся: та, о которой именно в этот миг просила душа.

Оказавшись во дворце, я снова превратился в человека, но легкость летящего луча не покидала мое тело, а сердце не уставало от музыки.

Затаив дыхание, завороженный светом волшебных камней, я медленно шел по длинному ряду сияющих комнат.

КОНКУРС

Наконец, я очутился в большом зале.

Здесь я увидел много людей. Они мало чем отличались от привычных мне землян, например, от экскурсантов и экскурсоводов из очереди в Александровском саду. Пожалуй, только одним отличались: их тела были выточены из драгоценных камней!

Имена у них были такие же, как у экспонатов в витрине музея:

Алмазы «Король» и «Зеленая Королева»…. «Яхонт Лазоревый» и «Черный Агат»…

Присутствовали в палате и другие, не столь известные, но не менее красивые сокровища в виде аметистовых придворных, сапфировых кавалеров, изумрудных дам и опаловых слуг и стражников.

Кажется, я появился здесь в самое важное для драгоценных камней время!

В самом деле, здесь выбирали наследника престола. Что-то вроде конкурса на замещение пока еще занятой должности.

Но ведь и короли уходят когда-то на пенсию!

В выборах наследника престола участвовали два претендента: Яхонт и Агат.

Голосование происходило вот каким образом: кавалеры по одному поднимались по лесенке к алмазным трубкам, поднимали правую руку и направляли отраженный свет либо на Яхонта, либо на Агата.

Дамы голосовать не разрешалось.

Сам король каждый раз приносил по камушку к ногам претендента, которого отметил светом очередной избирателель.

Воздержавшихся не должно было быть, и их не было.

Я подошел ближе.

У ног Агата собралась вполне приличная кучка камней.

У ног же Яхонта их оказалось намного меньше.

Я тихонько спросил у одного из придворных:

«Почему вы не хотите поддержать Яхонта? Он такой красивый!»

Мой сосед, фиолетовый аметист, ответил мне не без гордости:

«Я-то как раз проголосовал за Яхонта…. Боюсь только, что расклад сил не в его пользу!

Видите: лишь небольшая, самая верхняя часть стен озарена ярким светом! Другие камни живут в темноте! Привыкли к ней и не собираются от нее отказываться.

Только хорошо освещенные, не боящиеся солнца придворные проголосовали за Яхонта. А вот все остальные стеной стоят за Агата. Он им темнее, понятнее, ближе!

Я вздохнул с сожалением:

«Как несправедливо!»

Наконец, голосование закончилось.

Король встал, чтобы огласить свое ослепительное по мудрости решение.

Неожиданно он протянул ко мне руку и торжественно произнес:

«Мои верные подданные! Хочу представить нам нашего гостя из Алмазного фонда. В нашем королевстве волшебных камней драгоценные слова знатоков, мудрецов и ученых, как вы знаете, имеют при принятии важных решений самый большой вес и силу!

Поэтому прошу вас, дорогой посланец Алмазного фонда, пройти на середину, осмотреть претендентов и дать ваше заключение о качестве материала, из которого они сделаны. Мы подчинимся вашему решению!

Как вы скажете, так и будет!»

У меня по спине забегали ледяные мурашки: «Ничего себе! Попал я в переплет!

Отказаться?

Отказаться…

Ну, нет!»

Я вышел на середину зала и внимательно осмотрел обоих принцев, даже заглянул им в уши и рты.

Потом повернулся к Королю и сообщил со всей важностью опытного эксперта:

«Ваше Величество! У Яхонта нет ни одного недостатка.

Зато у Агата я заметил две очень опасные трещины!»

Агат заволновался:

«Какие еще трещины! Нет у меня никаких трещин! Столько раз разные комиссии проверяли-перепроверяли и ничего не нашли!»

Я ответил ему:

«Странно, что не нашли! Быть может, плохо искали! У вас действительно есть две ужасных неисправностей! Из-за одной, в ухе, вы слышите только тех, кто хвалит вас. А из-за трещины в языке говорите только то, что неприятно другим!

Извините, но и-за этих дефектов вы не имеете права стать принцем-наследником!»

Король торжественно произнес:

«Быть по сему! Объявляю моим наследником принца Яхонта!»

Все придворные сразу поняли, что король, на самом деле, выступал на стороне Яхонта и что они проголосовали «неправильно». Все бросились к победившему принцу, стали его обнимать целовать, руки ему пожимать, и левую, и правую, и сдувать пылинки с его одежды.

Король и Зеленая королева были очень довольны результатом. Похоже, они побаивались коварного Черного Агата: такой наследник, да еще с трещинами, может прогнать их с трона, не дожидаясь пенсионного возраста!

Я решил, что все устроилось к лучшему, что я тут больше не нужен, и быстрым шагами вышел из зала.

Я стал искать коридор, по которому мог бы выбраться из дворца наружу.

Такой коридор мне не встретился. Тогда я задрал голову и стал осматривать трубки, заменявшие потолок, надеясь отыскать широкую трубку, через которую я смог бы выбраться наружу

Видимо, я шел в неправильном направлении: в каждой новой комнате становилось все темнее, а трубки наверху делались все уже.

Я подумал:

«Кажется, я сбился с пути. Надо вернуться!»

Я повернулся, сделал шаг, споткнулся обо что-то твердое и рухнул в глубокую яму.

Темные стены вокруг вдруг засветились таинственным, мерцающим светом. На них заблестели глаза, множество глаз с удлиненным разрезом: природа любит рисовать такие глаза на некоторых камнях, особенно, на агатах.

Казалось, глаза шептали мне:

«Мы отплатим тебе за поражение нашего родственника. Зачем ты приехал? Зачем вмешался в ход событий? Почему помешал победить Черному Агату?

Так оставайся же навек с нами, под неусыпным надзором бессонных камней. Мы видим тебя. Мы слышим тебя. Мы никогда никому про тебя не расскажем!»

Меня сначала бросило в жар, потом в холод!

Вот это приключение! Все тюрьмы, мира, все застенки, камеры и темницы на поверхности земли тоже не сахар, конечно!

Но там все понятно, даже скучно до обычности и обычно до скуки! А тут?! Ни одного мгновения, ни единого мига не оставаться самим собой, дни и ночи коротать под неусыпным оком таинственных глаз! Такого и злейшему врагу не пожелаешь!

Вдруг сверху меня озарил чудесный луч яркого света. Далеко надо мной, в вышине, я увидел принца Яхонта. Он смотрел вниз и как всегда улыбался, словно был уверен: ничто не помешает ему спасти меня:

«Еле нашел тебя, друг! Ты еще не разучился ходить по лучам? Тогда вот тебе луч, держи! Вставай на него и иди смело ко мне!»

Голубой луч протянулся ко мне от глаз Яхонта и упал к моим ногам.

Я пошел по нему уверенно и смело, лишь иногда опираясь слегка на темные стены подземелья.

Глаза камней вдруг погасли. Лишь синий свет светил все ярче, все сильней, наполняя меня всего, до краев, как хрустальный сосуд!

«Спасибо тебе, принц Яхонт!» только и успел я сказать моему спасителю!..

ОПЯТЬ В САДУ

…Нередко так в жизни бывает: я вернулся в начало!

Мой друг, волшебник из поселка Великие маги, доел мороженое и встал, чтобы выбросить в урну серебристую обертку.

Выбросил и сказал:

«Да! Вкусно!»

Потом подумал немного и добавил:

«А все равно не люблю я вашу Москву!»

«Почему?» огорченно спросил я.

«Все по билетам здесь, вот почему! А у нас в поселке просто: куда захотел, туда и зашел!»

«Так мы не были в Алмазном фонде?» спросил я не совсем уверенно.

Знакомый удивился:

«Да ты чего? Столько денег я за всю неделю не зарабатываю!! Вы тут любого чародея по ветру гулять пустите без штанов!»

«Да-да!» согласился я, думая о своем. «Мы тут, в столице, тоже не лыком шиты! Слушай! А я, кажется, сочинил еще одну сказку, представляешь!»

Волшебник довольно улыбнулся:

«Опять? Ну, конечно! Я твою натуру знаю! Вот почему у тебя такие глаза были…»

«Какие?»

«Словно ты шел в цирке по канату из света!»

«Ты угадал! Только не в цирке, а во дворце!»

Мы вместе направились к метро.

Нас ждали дела, да и дождик уже начинал накрапывать…


Рецензии