Когда - нибудь... Письмо мамы

   Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе,
   каждый человек есть часть Материка, часть Суши. И,если
   Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет
   Европа, и также, если смоет край Мыса и разрушит Замок
   твой и Друга твоего. Смерть каждого Человека умаляет и
   меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не
   спрашивай никогда, по ком звонит Колокол, он звонит и
   по Тебе.    /Э.Хемингуэй/

   Моя родная, давно хочу написать об Этом, но каждый раз останавливает меня страх обидеть тебя. А ведь в тот далёкий день ты не подумала, что обижаешь меня... И, кто знает, когда тебе придётся прочесть эти строки...
   Семь лет прошло с того дня. Халлоувин 2011 года отмечали мы особенно вкусно, интересно, шумно и весело. Мы и наши гости - дети и взрослые - все в костюмах. Здесь были: вампир и ночная фея, Афина и Геркулес, лихой ковбой и Мальвина, гейша и стиляга 60-х, принцесса и прелестная жёлтая бабочка, динозаврик и божья коровка.

   Ты, как всегда, всех привела в восторг: удивление началось с  площадки перед домом, деревьев, окон и дверей, кончая внутренним убранством дома. На стенах, окнах, дверях  - "летучие мыши", "чёрные кошки", "привидения", "паутины", чёрные надувные шары, "скелеты", "мохнатые  пауки", чёрные свечи. На столе - скатерть - - паутина, приборы, закуски, напитки - всё в духе праздника.

   Почему я так затягиваю свой рассказ? Ты права - я боюсь тебя обидеть, моя девочка.
   Какая ты была в тот вечер хорошая! Красивая, весёлая, разговорчивая. Ты шутила, радовалась вниманию гостей.
   Я угощала гостей, убирала грязную посуду, заменяя её чистой. Тут кто - то тебе сказал:
 - Молодец, какая ты умная!
   Следом за этим слышу:
 - А, что тут удивляться, на маму похожа.
   И дальше - хотя бы ты промолчала... Но ты отреагировала словами:
 - У меня брови, как у мамы, а умная я сама по себе.

   Меня словно ударили, так мне это не понравилось. Очень хочется надеяться, что никто не заметил моего состояния... Конечно же, я смолчала, но ещё несколько дней мне было не по себе: такое было чувство, словно от меня открестились. И воскресли в памяти студенческие годы, когда мама одного из друзей как - то сказала мне:
 - Наточка, поубавь пыл, ты давишь ребят интеллектом.

   Дни идут, месяцы бегут, годы летят. Не за горами время, когда и твои дети вырастут. И, как я не хочу, чтобы они сказали о тебе ТАКИЕ слова.
   Вспомни, родная, Тбилиси, нашу большую дружную семью. Вспомни тех, кто тебя любил, воспитывал, баловал и одаривал.
   Бабушки и дедушки, тёти и дяди, двоюродные братья и сёстры, мы с папой, соседи...

   Конечно, ты вспомнишь всё то, что мы называем Домом, нашим домом. Ты его "увидишь, услышишь, почувствуешь": наш финский домик, вишнёвую аллею, пионы  по обе стороны балкона, заглядывающее в окно столовой дерево инжира, розарий, любовно разбитый папой... Посмотри, среди роз стоит годовалая малышка... Это ты, моя хорошая. Открой альбом, прочти слова, которые папа написал на обороте той  фотографии: - "Доченька, помни, что ты родилась и росла в доме, где вокруг было чисто и красиво. Пусть чистота и красота окружают тебя всегда".
   Перед окном спальни, посмотри - зелёная лужайка, ёлочка, которую мы наряжаем к Новому Году, раскидистое бумажное дерево над бассейном.

   Вспомнишь ты и поездки на электричке,  дорогу к дому, по бездорожью, твою просьбу: - "Бабуля, на ючки" - и ласковое бабулино: - "Солнышко, я старая, ты малая, дай ручку, поможем друг другу, мало осталось". 
   Вот появилась кипарисовая аллея, увидев которую, ты весело кричишь: - "Дошли, бабуля, дошли!"

   А, помнишь, зиму, железную печку, огороженную "заборчиком", чтобы ты не подошла близко, не обожглась? Стояла ты на расстоянии, смотрела на раскалённую печь и говорила: - "Печка стоит, печка гаит, ууу, гаячая!"

   Тбилиси... Это  - особенное время... Все живы, молоды, веселы... Поминишь, родная, бабушек, дедушек? Бабулины вкуснейшие постные борщи, пельмени, пышки? Дедулины шутки и песни под мандолину?
   Бабули, такие разные, дышали внуками. Бабуля Тина разрешала вам всё. Играя, вы использовали, помимо игрушек, стулья, подушки, дуршлаг, кастрюли, тапочки, вазы, бабулины юбки и платья. Если папа возмущался, она его успокаивала: -"Ничего, смотри, как хорошо играют. Они послушные - поиграют, потом всё уберут".
   Моя мама не разрешала подниматься на кровати, брать кастрюли, одежду, обувь, но она с вами много гуляла, читала книжки, водила в парки, возила на Тбилисское море, фуникулёр... Наверняка ты вспомнишь лето, когда с бабулуй и дедулуй вы поехали в Москву, и увидели все достопримечательности столицы...

   Ты не можешь не помнить, что, когда ты была студенткой, тебе нужны были разного рода словари: лингвистический, фразеологический, словать синонимов, антонимов, омонимов, этимологический, фразеологический, словообразовательный ...
Все твои однокурсники работали со словарями в библиотеке университета, а я приносила тебе их домой из Публичной библиотеки. Правда, на три дня - пятницу, субботу и воскресенье. Словари давала мне  хорошая знакомая, заведующая отделом периодики, которая нарушала тем самым правила: словари нельзя выносить из библиотеки. Даже Ленину их не давали. А мне давали. Я брала словари в пятницу утром, и в понедельник, к открытию библиотеки возврашала...

   Дом - это и вещи, которые, быть может, не имеют материальной ценности, но бесконечно дороги, как дороги люди, имевшие к ним отношение. Вещи, пропитанные духом людей, которые держали их в руках, хранили и любили: фотографии, ножницы и тёмновишнёвая шаль моей бабушки, серебряная сахарница, щипцы для сахара и подстаканник моей любимой тёти, вазы для варенья на тонких ножках, керосиновая лампа и сахарница моего детства, квадратная металлическая коробка со слониками по периметру, в которой бабуля, моя мама, хранила чай.
   Мы никогда не зависели от сбережений и накопительства, духовные ценности были нам дороже материальных. Ты помнишь, однажды я, шутя, сказала папе, что у меня нет ни золота, ни бриллиантов, которые я могла бы оставить вам, детям? Он тогда ответил: - "То, что можно купить, ничего не стоит. Я подарил тебе то, что не купишь ни за какие сокровища мира". И это действительно так...

   Ты знаешь, как бережно мы храним фотографии: не в конвертах или коробках и ящиках. У нас больше 30-ти альбомов, и все они собраны а строгой хронологии. Открой альбом, где молодые лица моих бабушки и дедушки, других ТВОИХ предков. Посмотри, какие благородные, спокойные,  сдержанные лица у женщин, какие гордые, волевые - у мужчин. Ведь в вас течёт их кровь, вы есть, потому что были они...

   Дом свят людьми, их отношением друг к другу, традициями, вещами и даже... звуками и запахами. Помнишь скрипучие  "соливьиные полы", как говорят японцы, в бабулином доме, запах кофе и оладушек, и, конечно,  - аромат цветов, которые всегда стояли в вазах. Ведь папа приносил цветы не по праздникам или в день рождения. И, помнишь, он не вручал букет в руки, а аккуратно расстилал газету, раскладывал цветы, срезал засохшие и мятые листья, наискосок резал стебель, и  только после этого ставил в вазу.

   Помнишь любимое слово папы? Это слово - "вместе": мы всё делали вместе. Не только в театр, на концерт, в гости ходили, но и -  в любую погоду - гуляли по городу. Это были не просто прогулки, но и бесконечные разговоры. Будучи дошкольницей, ты знала названия всех деревьев на улицах города благодаря папе. А, когда хвасталась своими познаниями, добавляла: - "Меня папа научил, он учёный". А наши вечерние чаепития, совместные чтения книг с последующими дискуссиями...

   Вспомни, как не хотел папа, чтобы вы уезжали в Америку? Ведь мы уже не могли быть вместе...
   А ты говоришь - "Я сама по себе"...
   Ты - продолжение большого клана, его истории ... Ты, твои дети и будущие внуки - продолжение и утверждение  жизни уникального, в каждом отдельном случае, заповедника, который надо хранить, беречь и обогащать. 

   Не случайно же написала я книгу "Калейдоскоп воспоминаний", которую ты читала с интересом и гордостью. Книгу о наших корнях, о нашем славном роде, известном в Армении со школьных лет, о котором писали и продолжают писать историки, этнографы и учёные Армении, России и стран Европы. Ты же читала об этом и в Армянской энциклопедии, и в БСЭ!
   А ты говоришь - "сама по себе..."

   

   

   
   


Рецензии
Здравствуйте, Наталья!
Великолепный рассказ! И исповедь, и напутствие, и оберег и мудрое пожелание бережного осознания себя и своих корней.
Прочитала с великим удовольствием, спасибо!
С уважением,

Наталья Макарова 4   21.09.2019 13:21     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное за понимание. Сегодня мало кто из молодых понимает необходимость и важность знания своих корней. Поэтому я написала книгу - "Калейдоскоп воспоминаний" - о наших дедах и прадедах. Книга эта - для детей и внуков, для всех тех, кто придёт нам на смену, в ком течёт кровь предков. А ведь многие даже не знают девичьей фамилии родной мамы. Это страшно!
С теплом и улыбкой. Ната.

Магда Кешишева   22.09.2019 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.