C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Тур через Амур. 2. Хэйхэ

Утром  28 октября 2005 года теплоход «Алмаз» пересёк Амур в районе Благовещенска и причалил к  китайскому берегу. Пассажиры толпой сошли на сушу и направились в здание речного вокзала, на пограничную проверку. Фамилии выкликали по алфавиту. Из 90 человек прибывших ни одного не нашлось на букву «а», и я пошла первая.

Пришлось подождать в зале прибытия, когда появятся мои спутники.

Наконец все собрались. Руководитель группы из «Амур - Туриста» Маша объявила распорядок дня. Сейчас поедем размещаться в гостинице. Обедать можем где хотим, на ужин сдаём ей деньги, завтрак входит в путёвку. После обеда нас повезут в торговый комплекс на Острове, после ужина баня. Деньги можно менять везде в пунктах обмена, они в любых больших магазинах, в гостиницах, и прямо здесь, на вокзале. Можно менять и у частников, но они дороже берут. Официальный курс на тот день был 100 юаней =365 рублей.

В гостиницу ехали автобусом. Ярко сияло солнце, отсвечивали огромные окна высоких домов на широчайших улицах. Дорожное движение казалось хаотическим: машины, велосипедисты, пешеходы беспорядочно перемешаны, гудят и передвигаются. Приехали к гостинице, написано русскими буквами «Фу Ран», а внутри тоже самое «Фу Лан». Они не видят разницы между «р» и «л».

Слава взял трёхместный номер, Виталий двухместный. Поднялись на свой этаж в просторном лифте. Широкие коридоры застелены толстыми  коврами. Всё в респектабельных бежевых тонах. Большая комната с тремя кроватями, кондиционером и телевизором. В санузле душевая. Три пары домашних тапочек. Осмотревшись, мы спустились в холл, где уже собиралась группа.

Маша познакомила нас с молодой китаянкой, назвавшейся Аней. Аня пригласила в хороший недорогой ресторан. Там шеф-поваром был её муж. Нам дали визитные карточки – «Красивый дом пелеменный». Малые залы, но в трёх уровнях. Нас посадили на втором этаже. Большой круглый стол был один, за ним могло поместиться человек десять, мы свободно расселись впятером. Лежали палочки, однако принесли вилки вместе с меню. Названия с ошибками написаны по-русски.

Виталий, с общего согласия, заказал пять блюд: салат местный, креветки, рыбу жареную, говядину и свиные рёбрышки. Кроме этого пиво и зелёный чай. Принесли блюда, чуть ли не полуметрового диаметра, поставили на вертящуюся середину стола. Каждый накладывал себе сколько надо.

Для меня это был прорыв. Я столько лет исповедую умеренность в еде, даже аскетизм. Считаю, что с моим здоровьем лучше голодать, чем объедаться. Но здесь пришлось забыть о своих правилах.

Вспоминается старина Верхарн: «Неистовство страстей… пир живота и зева!». Я невольно сорвалась. Сначала думала, обойдусь салатом, он растительный. Поклевала – хороший. Смотрю на остальное, Слава предлагает креветки. Я, так нерешительно: «Не умею с ними обращаться, да и боюсь их». Они плавали в соусе, но всё-таки виднелись их глазки, ножки в виде бахромы под брюшком.
 
- Ничего, берёшь вот так, разламываешь и достаёшь мяско, - показал Слава. Я повторила его движения, пальцы вымазала соусом, пришлось их облизывать, и воспылала неутолимым желанием: ещё! И ещё!

До чего вкусно, не передать! Потом поразила рыба. Как им удаётся пожарить рыбу в хрустящей корочке, чтобы внутри она сохранила сок, такая мягкая, жирная, во рту тает! А рёбрышки? Мелко нарубленные, тушенные опять-таки в соусе, уже другого вкуса, они легко жуются, как хрящ. Меньше всего запомнилось мясо, оно было поджарено в орехах, что-то тоже необычное.

Итак, я изменила себе. Прости, Малахов, простите, все мои другие гуру, грешна. Сижу блаженствую в китайском ресторане. Пять блюд за раз. И даже не вспомнила про мезим и аллохол. Это были лёгкие блюда, переварились без проблем.

Сытые, мы приехали в огромный магазин. Договорились в полпятого встретиться у входа и разбрелись. Четыре этажа битком набиты разнообразным товаром. На нижних площадках не протолкнуться от продавцов. Они из кожи лезут, чтобы продать. «Мадама», «дама», « зенсина»  - так и зазывают. И весь товар лицом: пробуй, меряй, выбирай хоть до вечера. А у «мадамы» ни рублей, ни юаней, ни терпения не хватает. Одна проблема – не потерять в толпе своих. За Натальей хвостиком и только взгляды по сторонам.

Какое огромное торжище! Всё пёстро, тесно, всего много. В отделе сантехники насмешили золотые унитазы. Роскошь, а недорого.

Особенно притомили меня куртки и шубы. Дело шло к зиме, сезонный товар. Они висели повсюду. Видеть такое количество вещей на продажу – это психологическое давление, даже насилие над собой.

Как будто эти одёжки стыдят меня: переоденься наконец, твоё пальто вышло из моды еще в прошлом веке. А я отворачиваюсь: ну и что! Нормальное пальто, немецкое качество, сработано на века. Притом, классика вне моды. Но раздражители со всех сторон, до головокружения. Лучше поискать глазами своих. Где Слава? А вот он, покупает спиннинг и всякие мелочи для рыбалки. Мимо сквозь толпу прошёл тяжелогруженный Виталий, за ним Ольга с деньгами на шее. Люди затовариваются всерьёз. Что же, они для этого и ехали сюда.

Наташа говорит: «Представляешь, сколько денег здесь оставляют?»
Когда подтянулись к выходу, месту встречи, стало видно, как преобразились наши люди. В группе было человек тридцать. Они обросли багажом. Многие накупили и заполнили новые сумки – яркие, разрисованные как подарки пластиковые чемоданы.   
А мы со своими покупками не надорвались, скромненько смотрелись со своими сувенирами и подарками в небольших пакетах. На такси вернулись в гостиницу. Снять обувь и передохнуть после магазина.

Слава выглянул в окно и подозвал нас, посмотреть на улицу. Там перекрёсток. Он превратился в стихийный рынок. Все тротуары заполнены торгующими людьми, товар разложен на циновках. Стоят тележки, на которых кипят котлы, варятся колбаски, стряпается лапша  и ещё много чего.

- Они днём работали, а вечером вышли торговать к гостиницам, - сказал Слава. – Пойдёмте погуляем до ужина.

Пришлось протискиваться сквозь толпу торгующих и их покупателей, которых было намного больше, чем продавцов. Конца-края этому рынку не было видно. Даже как будто меньше стало машин, улицей завладели торговцы.
 
- Какая красивая карета! – я показала на прозрачную, из полиэтиленовой плёнки на проволочном каркасе «каретку куртизанки», стоявшую на нашем пути.
- Это велорикша, - пояснил Слава. – Их тут много. Могу покатать, пока хозяина нет.

Мы вышли на набережную.  Вчера стояли на том берегу, нынче смотрим туда, как в зазеркалье. Благовещенск начал освещаться вечерними огнями. Неплохо смотрится, хотя Хэйхэ декоративнее. Иллюминация ярче, движение более оживлённое.

Пошли вдоль набережной. Народу много. Возле нас фотографировали друг друга парни и девушки, у них звучала музыка, то и дело раздавались взрывы смеха. Они явно неравнодушно поглядывали на богатырскую фигуру Виталия. Один из этих китайцев пригласил его сняться на пару. Весёлый студент, смешной, волосы торчат ёжиком, ростом Виталию по плечо. Встал в позу юмористического рукопожатия: русский с китайцем – братья навек! Всем понравилась эта постановка. Они всей группой захотели сняться с нами со всеми. Контакт цивилизаций состоялся!

Когда мы вернулись в гостиницу, там уже стоял автобус, чтобы везти нас на ужин. Дорога оказалась загородная, в темноте между гор. Маша в пути рассказывала о Китае. Она училась в Хэйхэ, что в переводе означает «Чёрная река», по обмену в Государственном педагогическом университете. В этом городе был один вуз.

Образование в стране только платное, даже начальная школа. Полное среднее продолжается 12 лет.

- А если нет денег?  - спросила одна туристка.
- Так есть люди с одним, двумя классами, - ответила Маша. – Но все стараются дать детям максимально возможное.

Она продолжила, сказав, что одного ребенка можно родить свободно, а за следующих надо платить государству. Случается, что в деревнях не могут заплатить ни за аборт, ни за ребёнка, такие дети живут без документов, на нелегальном положении. Родители работают все, детей не балуют, да и себя тоже. Одеваются все скромно, жилища держат фактически пустыми, даже без штор, никакой роскоши в быту. Роскошь у них на улицах и в официальных местах.

Уличное движение очень интенсивное, но нет ни регулировщиков, ни светофоров. Однако нет и аварий – ездят медленно, уступают пешеходам и велосипедистам. Много рикш – вело и мото. Проезд очень дешёвый из-за конкуренции. Бензин стоит 4 юаня, проезд на такси – 5 юаней. Вода привозная, покупная. То, что налито в графине в гостинице, можно пить.

Приехали в ресторан. Там огромное помещение, похожее на оранжерею или зимний сад. Официанты ездят на роликовых коньках. Мы стали бродить, рассматривая диковинные растения. Деревья и цветы росли в гигантских вазах, кадках.

Сели за широчайший круглый стол. Вся группа.  На вертящейся середине выставлено 10 огромных блюд. Чай, пиво, водка китайская.  Все заплатили по 50 юаней за ужин. Я попробовала всего понемножку, там были и сладкие блюда, и выпечка. Пришлось выпить таблетку, нельзя же так обжираться. А ведь после этого ещё надо ехать в баню. А было довольно поздно. Дома я после ужина не моюсь, иначе не усну, а здесь такое расписание.

Тот же автобус подвёз нас к бане. Современный дворец из стекла и бетона. С крыльца холл казался грандиозным аквариумом. В дверях парень и девушка в красных мундирчиках приветствуют нас лучезарными улыбками. Внутри ослепил блеск пола и стен, яркий свет, размеры помещения. Мы все разулись, получили шлёпанцы и номерок, напомнивший о Зощенко, но более удобный, с пружинчатым браслетом. Можно нацепить на руку или ногу.

Оставив свою обувь под присмотром, пошли по сторонам: мальчики направо, девочки налево. Мимо стеклянных дверей парикмахерской и косметического салона прошли в раздевалку, где нас встретили банщицы в ситцевых пижамках. Одежду мы повесили в шкафчики, получили пакетики с маленьким полотенцем и жёсткой рукавичкой. Прошли в помывочный зал. Вдоль длинной стены душевые установки на 30-40 человек. В конце зала две сауны – сухая и влажная. Напротив душа расположены мраморные массажные столы, на них лежат разомлевшие тела клиенток. Китаянки- массажистки работают как автоматы.

Народу было много, пока продвигалась очередь на столы, мы ополоснулись под душем и пошли греться. Наталья с Ольгой засели в сухой сауне, я немного побыла в мокрой и вышла. Тяжело. Стала наблюдать за массажем. Наконец пригласили: « Дама!» Массажистка взяла рукавичку из моего пакетика и начала меня ею чистить, начиная с лица, энергично прошлась по всей коже тела до пяток.

Кожа загорелась. Тогда меня полили молоком из тетрапака и начался полный массаж всего тела, начиная от макушки. Всё я нормально перенесла, только больно было суставы рук и ног. Их сначала выщёлкивают, а потом как бы отрывают - выдёргивают. Я слегка пискнула, что «больно». Наверно, мало разогрелась. А Наташе больно стало, когда били по голове. Мне кажется, что она, наоборот, перегрелась в сауне.
Со стола я встала пошатываясь, как пьяная. Смыла под душем молоко. Мои спутницы только легли на столы. Пошла в раздевалку. Мне дали большое полотенце и пижамку. Я вытерлась, оделась, сохну сидя на лавочке. Пришли Наташа с Ольгой, оделись в пижамы и сказали, что идут к косметичке, а меня отправляют на 4-й этаж, там ещё один массаж. Я не хотела, вроде и так устала. Но они настаивали, и одна китаянка вступила в разговор, что тот массаж хороший, перестанет болеть голова, появятся силы.

Делать нечего, знать, судьба такая, век одной шататься. Поплелась по лестнице в коврах на 4-й этаж. Пришла в темноватый зал, по размеру сравнимый с аэровокзалом. Он весь заставлен рядами мягких кушеток. На стене под потолком плазменная панель величиной с киноэкран. Там показывают какой-то китайский фестиваль: певцы, танцоры, фокусники. Звук негромкий. Мне показали кушетку близко от входа, удобно ждать своих. Рядом на кушетке спал одетый китаец. Наверно, из обслуги.

Подошла девушка в такой же пижамке, как у меня, улыбнулась, показала, как лечь. Это чтоб ей удобно было смотреть телевизор. Мне тоже видно. И вот этот массаж занимает целый час. Как они не устают? Применяют силу. Некоторым клиентам ходят ногами по спине. Моя мастерица просто разминала мне одной ногой спину, наверно, учитывая тонкость и хрупкость моего костяка. В общем, я чуть не уснула.

Прошёл час, моих красоток нет. Девушка меня покинула, я лежу, отдыхаю. Время идёт. Китаец спит. Гляжу – Слава прохаживается возле двери. Тоже в пижаме. Спрашивает: «Где Наталья с Ольгой?». Я говорю: «Лицо чистят». Ушёл на свою половину зала. Мне надоело ждать, пошла вниз. Они ещё лежат в косметическом кабинете с масками на лицах – одна чёрная, другая зелёная. Очень мило.

« Ты одевайся и жди нас в вестибюле. Мы сейчас сходим на массаж и поедем в гостиницу». Я запаслась терпением на час. Но ждать пришлось намного дольше. А было уже к полуночи.

Оделась, сижу на диване у выхода из женского отделения, в пальто, но без шапки и в шлёпанцах, заняться нечем. Люди уходят массово, но некоторые ещё приходят, идут с номерками внутрь. До скольки же работает эта баня? Впрочем, в таком месте можно и ночевать. Интересно, что у них на второй и третьем этажах?

Служащие в униформе ходят туда-сюда. Ко мне подошёл администратор, похоже, что самый главный у них. Спросил: «Проблемы?» Попыталась объяснить, что жду родственников. Он отошёл, а мне как-то неловко. Что он обо мне подумал? Кто я? Типа, бомж, пригревшийся в тепле? Или русский шпион в китайской бане? Я уже и сама не знаю, кто я и зачем. Всё меньше людей выходят, значит, большинство уже ушли. А я всё сижу.

Наконец выглянула Ольга в пижамке: «Ой, бедняжка, всё сидишь, ну мы сейчас». Из мужского выхода появились Слава с Виталием, обуваются. Я тоже пошла сдавать номерок, брать ботинки. Вышли Наталья с Ольгой. Оказывается, они попали в пересменок, целый час их никто не брал, потом Слава возмутился, пришли массажистки. А и сам массаж длится час.

В гостиницу приехали около двух часов ночи. Слава с Виталием ещё зашли в магазин, взяли некие продукты, сели в нашем номере культурно закусить. Мы уже с Натальей легли, она с книжкой, я спать. Свет мешал, разговоры под выпивку всё громче, но я отключилась, несмотря ни на что. И правильно, потому что завтра нам выпало испытание, силы нужно было восстанавливать.

Окончание следует.

 http://proza.ru/2018/03/17/1217


Рецензии
Ой, Светочка, как интересно написано!
Читала - и слюнки текли, и тотчас захотелось туда, где такие замечательные бани, и массаж, и зазывалы "зенсин". А обеды! Я тоже бы, как и вы, нарушила режим обязательно! Ну почему у нас ТАКОГО нет, как вы думаете?
Со вздохом,

Элла Лякишева   04.02.2021 18:15     Заявить о нарушении
Может быть, у нас есть что-то своё, что им покажется интересным и привлекательным.
спасибо за прочтение и отклик.
с уважением,

Светлана Борцова   10.02.2021 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.