Рождественская встреча, или слоненок

Прошлое, настоящее и бу¬дущее. Реальность или меч¬та. Всё смешалось в этом го¬ду, и нельзя было провести чёткую границу между сном и явью.
Снег идёт такой мелкий, его почти не видно. Блестя и переливаясь, он летит над горящими фонарями и ста¬новится похожим на лёгкие сверкающие алмазы, плав¬но падающие с неба. Наив¬ная, детская, хрустальная погода обволакивает меня со всех сторон. И всё стано¬вится нереальным, немного волшебным. Как во сне, всё время возвращаюсь воспо¬минаниями в точно такой же вечер, когда мы, моло¬дые и глупые, стояли на ос¬тановке и ждали автобус. Точно так же шёл мелкий снег, покрывал меня и её бе¬лой алмазной шалью. Мама должна была забрать её с со¬бой в столицу, увозя из не¬большого городка, где она жила с бабушкой.
- Давай потанцуем в вихре снежинок, - предложил я ей.
Она посмотрела на меня удивлённо:
- Где? Прямо здесь, посе¬редине улицы? - и засмея¬лась.
- Я понимаю. Ты дочь из¬вестной актрисы, а кто я... А это тебе на память, - в ру¬ке у меня был небольшой пластмассовый слонёнок в виде брелка для ключей. - Говорят, слон - покрови-тель благополучия.
— Не говори ерунды!.. А что, давай. Дамы приглаша¬ют кавалеров.
Напевая простенький мо¬тив, мы кружились в вальсе посередине ночной улицы, и снежинки танцевали вместе с нами. Машины ос¬вещали нас фарами, гудели в знак приветствия, объез-жая, и двигались дальше. Мы были молоды, наивны и очень счастливы.
Было это всё или нет - не знаю. Но каждую зиму в де¬кабре, когда падает снег, выхожу из дома и иду туда, где мы кружились в вол¬шебном танце юности. Уно¬шусь, сидя на остановке, на¬зад в прошлое. Жизнь разб¬росала нас в разные сторо¬ны. Она стала довольно из¬вестной актрисой, пошла по стопам своей матери. Я про¬винциальный корреспон¬дент, иногда печатающий свои небольшие рассказы.
А вот сейчас путешествую по Москве, где мне вручили небольшую премию как на-чинающему писателю. Нео¬жиданно передали пригла¬шение от самой примадонны - её мамы. Ей понравилась идея одного рассказа, и она хотела бы со мной об этом переговорить сегодня в три часа дня, в более непринуждённой обстановке. Покажите мне человека, кто бы ни захотел попить чай с примадонной!
Когда подходил к её дому, моё сердце учащённо заколотилось, почему-то закружилась голова. Войдя в подъезд, я остановился перевести дыхание и схватился рукой за перила.
- К кому? - недружелюбно сказал чей-то голос.
- Меня ждут, - я отдал женщине, сидящей за столом, приглашение.
Она подняла на меня свои холодные глаза и стала куда-то звонить. Ей что-то ответили, и выражение её лица резко изменилось. От безразличного снисхождения не осталось и следа. Теперь на меня смотрела милая, добрая женщина. Само обаяние и ласковость.
- Ну что же вы, молодой человек, не сказали сразу, что вас ждёт сама... — она понизила голос и произнесла, слегка прищурив глаза: - Вас ждут...
Через какое-то время я оказался возле нужной двери. Поборов волнение, позвонил. Мне открыли дверь, и я сразу узнал её. Это была та девочка, с которой танцевал на остановке в вихре снежного танца в своём таком близком, но таком далёком детстве. Немного изменилась, стала ещё красивее. Её белые волосы ниспадали на плечи. Длинный розовый халат облегал стройную фигуру, небольшой пояс подчёркивал талию. «Не узнала, - подумал я. - Или просто не хочет узнавать?»
- Проходите. Мама скоро будет. Она просила занять Вас немножко. Вы живете в Москве?
- Да нет, проездом.
Она отворила двери в зал. Огромные букеты цветов стояли на столе и стульях, отражаясь в зеркалах и стеклянных шкафах. Благоухание цветов и красок ошарашивало.
- Вчера была презентация нового альбома, вот цветы ещё и не убрали. Ну что же вы, заходите.
Плавным царственным жестом она показала на стоящее возле камина кресло, потом подошла к окну и отодвинула штору. Яркое солнце осветило всё вокруг. Невольно подняв руку к глазам, я зажмурился и сделал шаг вперёд, сбив вазу с цветами.
Шум привлёк её внимание. Она повернула голову ко мне:
- Чай или кофе? Почему вы молчите? Не волнуйтесь, ваза старая, мы всё равно её хотели выбросить.
- Ты... Вы... сейчас это сделали прямо по-королевски. Так плавно и величественно отошли от окна и сели в кресло, у меня даже дыхание перехватило... - восхищённо протараторил я.
Она как-то устало улыбнулась и сказала:
- Садитесь и пейте чай. Не надо комплиментов и воспоминаний.
- Хорошо, - сказал я.
- Я прочитала один из ваших рассказов. Мне понравилось, у вас есть с собой что-нибудь?
-Да, вот целая папка, всегда таскаю её с собой. Хотел попросить автограф у вашей мамы, вот здесь, прямо на папке.
- А вы нам оставьте, мы с удовольствием всё прочитаем, если вы не против.
- Да-да! Конечно.
Я протянул ей папку с рассказами, и наши руки случайно встретились. Мы оба замерли. Опять всплыли остановка, мелкий хрустальный снег, наш танец под гул машин. Взяв её ладонь, посмотрел ей прямо в глаза. Как в детстве, в них вспыхнул лукавый огонёк. Та сумасшедшая искорка, которая мне всегда в ней нравилась. Поднес её руку к губам и поцеловал её. Она мягко погладила меня по голове. Папка выпала из моих рук на пол. На шум кто-то вошёл в комнату.
В дверях стоял молодой человек, одной рукой держась за ручку двери и немного наклонившись вперед. Чёрные волосы были взъерошены и падали на удивлённо поднятую бровь. Из милого и обаятельного, интеллигентного парня он на глазах стал превращаться в холодного и надменно-высокомерного хама со стеклянными глазами. Всё произошло настолько быстро, что я не успел опомниться, как дверь за мной захлопнулась. Я оказался на полу лестничной клетки. Из носа текла кровь. Штаны на коленях были разодраны. Облокотившись на перила, я засмеялся.
— Да! Вот и побывал в гостях у примадонны.
Женщина, подметавшая ступеньки, подошла и сказала:
- Ты, это, шёл бы отседова подобру-поздорову, пока милицию не вызвала. Лезут все, житья от вас нет.
Был вечер, по дороге к вокзалу я брёл, кутаясь в плащ и поправляя шарф. Так же тихо падал мелкий снег, пролетая мимо неоновой рекламы. Я уезжал из этого города, оставляя мечту, детство, как мне казалось, навсегда.
Но почему-то зимой, в полнолуние, когда блестит падающий снег, душа, наполняется невообразимой тоской, сердце сжимается. Усидеть в доме нет ни сил, ни возможности. Опять иду на эту остановку. Зачем? Мы никогда не увидимся больше. Я здесь, а она где-то в другом мире. А звёзды не меняют своих орбит и не опускаются до нас, грешных. Она в столице, и провинциальный город давно уже забыт. Старая зимняя остановка, где под шум проезжающих машин мы кружились в вихре снежного детства, теперь в прошлом. Но есть снег, зима, и я стою на остановке опять. Снег всех людей гонит по домам, в жаркую комнату, к горячему чаю и уютному креслу. Я же опять брожу по городу и не могу отделаться от ощущения чего-то большого и величественного. Того, что вот-вот надвинется со всех сторон. Предощущения начала. Иду и ищу подтверждения в лицах прохожих. Чувствуют? Видят? Или мне только кажется? Друзья, как обычно, подтрунивают надо мной:
— Ещё бы! Приезжает его любимая певица!
— Вот он и ходит месяц сам не свой!
- Ага! А говорят, вместе с лимузином она привезла с собой ручного слона!
- Господи! Зачем ей слон?
— Если есть возможность возить с собой слона, пусть возит. Говорят, приедет с дочкой!
С дочкой. Как пульс стучит у меня в голове. Слушать  этот бред,  нет больше сил. Стараясь не привлекать к себе внимания, тихо выхожу из комнаты и иду на встречу с редактором, несу очередной рассказ. Может, поставят в очередь и месяца через три напечатают.
Спокойно не могу стоять на остановке. Как будто кто-то пристально на меня смотрит, но кроме меня никого нет - остановка пуста. Но ощущение, будто кто-то пронизывает взглядом, не проходит. Поворачиваюсь и вижу афишу, где сообщают, что она даёт только один концерт сегодня в шесть часов вечера. Плакаты висят почти на каждом столбе, и кто-то с портретов вырезал глаза. И только за спиной выше человеческого роста висит целый плакат, и я не могу оторваться от него. Автобус появился и ушёл, а я всё стою и смотрю.
На людей с портрета смотрела женщина. На вид лет двадцать пять. Но глаза... Столько в них нежности, любви и какого-то огромного, вселенского понимания. А может, всепрощения. Оторваться от этого взгляда было просто невозможно.
Как я попал на концерт, не помню. Куда-то шёл, кто-то предложил билет. И вот, я в зале вжимаюсь в кресло перед началом. Боюсь, что наваждение и чувство, охватившее с утра, исчезнут, и я увижу очередную эстрадную звезду, раздутую в моём воображении,    до каких-то мной придуманных масштабов.
Зал постепенно погружается в темноту. Он становится огромным и холодным. Вначале на сцену выбежала  немолодая женщина в красном коротком платье. Она казалась такой маленькой и незащищённой, а зрительный зал огромным, равнодушно-настороженным, холодным, злым. Но через какое-то время всё поменялось местами. Через две—три песни она заполнила собой весь зал. Как это ей удалось, никто не понял. Не изменив ничего на сцене, она стала расти, и вот зрительный зал уже лежал у её ног, как собачонка, готовая выполнить любые приказы своей обожаемой хозяйки. И каждый был очарован её умением держать зрительный зал в своих руках. Казалось, что её глаза смотрят со сцены прямо тебе в душу, заставляя тебя плакать и смеяться. Но вдруг меня пронзило насквозь то ощущение одиночества, вселенского одиночества, которое пыталась заглушить в себе эта маленькая женщина. Оно не покинуло меня больше до самого конца представления.
Было спето несколько песен «на бис», на сцену выбежали дети с цветами. Она уходила и возвращалась, люди не хотели её отпускать. Тогда я решил тихо уйти, стараясь сберечь в себе то неизгладимое впечатление, которое оставил концерт. Отойдя от края сцены, увидел боковую дверь. Оказался за кулисами. Сначала по коридору, затем через служебный вход... Мраморная лестница спускалась в парк...
Был вечер. На аллеях парка светились фонари. От этого, деревья казались вычерченными, на фоне ярко горящих фонарей у дороги. Я тихо спускался по широкой лестнице в парк. Впереди меня стояла девушка в белом свитере и тёмно-синих джинсах. Её светлые волосы ниспадали на плечи. Опершись на мраморные перила, она смотрела вглубь парка. Опять падал лёгкий белый снег, играющий на свету. Казалось, что вокруг неё всё переливалось и искрилось, создавая ореол хрупкой воздушности. Ноги подкосились и перестали меня слушаться. Это была она, её дочь. Скорее по инерции, чем по желанию, я подошёл к ней и замер. Она повернулась. Её огромные глаза посмотрели на меня сначала испуганно, а потом удивлённо насмешливо. Она молчала. И у меня в голове не было ни одной мысли. Единственное, что пришло в голову, - это попросить автограф.
- Тебе так нужен автограф? — спросила она.
Я стоял и боялся шелохнуться, держа в руках свою старую папку, похожую на книгу. Она расписалась и сказала:
- Странно, ты всегда появляешься и исчезаешь, когда идёт снег. Тогда был такой же день, мы танцевали, потом ты проводил меня домой и исчез. А недавно мой муж выволок тебя на лестницу, и ты опять исчез. Почему ты всегда исчезаешь?.. Когда идёт снег...
- Ты звезда, - сказал я, — а я кто? Так, провинциальный писатель, который к тому же плохо печатается.
- Опять говоришь ерунду. Звезда — это моя мама. А я актриса,   которая   любит
петь. Дамы приглашают кавалеров.
Мы молча взялись за руки и стали танцевать, как-то незаметно спускаясь с лестницы в парк. Потом молча пошли по длинной аллее к выходу. Говорить ни о чем не хотелось, так тихо и спокойно было у нас на душе.
Мы оказались у остановки. Так же горел фонарь. Серебристыми кристалликами падал снег. И нас снова закружило в вихре воспоминаний, откинув назад, в прошлое.
Мы брели, обнявшись, по ночному парку
- Помнишь его? - в руках у неё был пластмассовый слонёнок. - Держи, он твой!
Мы брели, обнявшись, по ночному парку. Так же тихо падал мелкий снег. Она подошла к воротам, где за забором стоял её лимузин. Расставаться не хотелось. Я всегда в таких случаях от волнения начинаю плести ерунду, только бы она осталась.
- А зачем твоей маме слон? Или это очередная сплетня?
Она посмотрела на меня долго и пристально, потом улыбнулась и сказала:
- И да, и нет. Как-то мама давала концерт в Дели и решила пройтись по базару.
Случайно накормила слонёнка. Теперь он ест только из её рук и бегает за ней по пятам, - она вышла за ворота парка и подошла к машине. - Мне пора. Ты подожди меня здесь, я скоро буду.
- Ты на остановке тоже сказала «буду» и исчезла настолько лет.
- А ты как увидишь лимузин моей мамы и бегущего за ним слона, знай - скоро буду. А где меня искать, ты знаешь.
Она села в свою машину и скрылась на ночной дороге. Снег хрустел у меня под ногами, я шёл к остановке. Хотелось забыться и ни о чём не думать. Сел на скамейку. Вдруг кто-то тихо потрогал меня по плечу. Я вздрогнул, повернул голову и увидел её - Актрису, Примадонну, Звезду!
- Моя дочь просила вам передать это.
Я обернулся и увидел: рядом со мной стоял слон. В хоботе он держал мою папку. А рядом с ним стояла она. Тихо падал снег.
Как понять, что движет нами реальность или мечта? Где та чёткая грань, что разделяет прошлое, настоящее и будущее?


Рецензии