Мачеха-и-мать

Элеонора Александровна неспешно перебирала корзину с нитками.
Она вдумчиво подбирала соответствие цветов для вязания шарфа внучке.
«Заневестилась наша барышня. Вот–вот восемнадцать, - вздохнула, - от зеркала не отходит, всё прихорашивается. Похоже, что влюбилась. А ведь не спросишь», - с грустинкой размышляла бабушка.

Весна уже напоминает о себе журчанием проталин и появлением первых подснежников.
Стволы берёзок обновили свои сарафаны, кое-где на ветках пробиваются почки.
Прижмёшь ухо к дереву и слышишь, как ворчит - бурчит его ствол, наливаясь соком,
ожидая тепла.

Скоро появится загадочный цветок мать-и-мачеха.

Элеонора Александровна к этому цветку относилась особенно чутко.
Именно с ним в семье связаны и печальные, и радостные события.

Когда внучку Олю, нарядную и с огромным букетом, мама привела в пятый класс новой школы, все на них обратили внимание.
Уж больно обе хороши были.

Осведомлённые соседские подружки «открыли» тогда Оле глаза: – «Красивая у тебя мачеха, позавидуешь».

Из школы Оля вернулась в задумчивости.
Сразу к деду. Ему и маме больше всех доверяла.
Родители были в командировке.
Они специалисты социально-гигиенического мониторинга.
Вот и не раскрывали дочери семейную тайну, оберегая гигиену домашнего очага.

- Деда, а слово мачеха ругательное? Девочки так мою маму назвали. Почему?
Дед не на шутку растерялся: – «Ай –я - я. Прокисла наша тайна. Опоздали».

- Ласточка, - так он называл внучку, - бабушка тебе лучше объяснит. Она у нас мастер словесных толкований.

Оля заметила, что дедушка очень разволновался.
Прошла в свою комнату, открыла планшет, набрала в поисковике «Мачеха».
«Жена отца по отношению к детям от предыдущего его брака»

«А причём тут моя мама?» - ничего не понимая, девочка вдруг расплакалась.

В комнату тихо заходят дедушка и бабушка.
- Прости нас, Ласточка, - дедушка обнял жену и внучку. Мы давно должны были тебе раскрыть семейную тайну. Ждали, когда ты подрастёшь и всё правильно поймешь. Мы хотели подольше сохранить твоё право быть беспроблемным ребёнком.

Оля успокоилась и очень по-взрослому попросила: – «Я выросла. Расскажите».
- Пойдем, детка, я тебя покормлю, ты отдохнёшь, - тихо проговорила бабушка, - сегодня вернутся твои родители и всё тебе расскажут.

Нельзя сказать, что тот вечер в семье оказался слишком драматичным.
Оля на удивление всех спокойно, как зрелый человек, отреагировала на рассказ отца.

….- Мне было не полных двадцать лет, учился в медицинском. Влюбился, и мы с твоей биологической мамой решили пожениться. Она была красивая, весёлая, всё принимала со смешком.
Её родители не одобрили наше решение.
Она с ними порвала отношения.
Мои расстроились, но в нашей семье к решению всех относились всегда с уважением.
Мы сняли комнату и жили пару лет по-студенчески.
Компании, вечеринки, прогулки под луной.
Узнав, что у нас появится ребёнок Кира, так её звали, скисла. Она не была вредной, злой. Она, просто, не умела думать о других.
Когда появилась ты, мы переехали сюда.
Бабушка и дедушка все трудности по уходу за тобой взяли на себя.
Ты была горластой малышкой.
Главным твоим «ночным сторожем» стал деда.
Он часами носил тебя на руках.
Твоё первое слово было ни мама, а – дедя.
Тебе было около трёх, когда Кира с подругами, оформив рабочую визу, уехала в Польшу на сбор клубники. И не вернулась.
Через полгода она попросила развод и прислала письмо для тебя. Нас попросила показать его тебе, когда вырастишь и сможешь её понять и, возможно, простить.
Прошёл ещё год, я женился…

Сделав паузу, отец подошел к письменному столу и из шкатулки достал конверт.

… - Раз уж так получилась, то я могу тебе его передать сейчас. Готова?

Оля кивнула головой.

«Я не знаю, что ты знаешь обо мне. Но всё, что тебе расскажут, будет правдой.
Я оказалась плохой матерью. Природа меня, видимо, сотворила с душой кукушки.
Твой папа золотой человек. Он найдёт себе верную подругу, и она заменит меня. Ты будешь счастливой.
А мне заготовлены бурные радости и кукушкины слёзы.
Прости, если сможешь, и прощай».

- Спасибо, папа. Я всё поняла. Мне некого прощать. Её в моей жизни нет, и не было. Я пойду к маме. Не хочу, чтобы она плакала. Я её очень люблю.

Бывает в жизни, когда дети, выросшие в тепле и любви семьи, принимают даже такие новости без надрыва.

В большой комнате гремел телевизор, но его никто не слышал, не видел. Все ждали, что расскажет сын, как всё приняла Оля.

В дверях появился не сын, а Оля.
Она внимательно на всех посмотрела и, смеясь и плача, подошла, обняла свою настоящую маму.

- Ты у меня самая добрая, самая красивая мачеха.

В устах девчушки это слово звучало ласково, разбивая стереотипы – раз мачеха, значит злюка и вредина.

В доме всё успокоилось, уладилось, и потекли года…
В один из весенних дней, все ждали к ужину Ольгу.
Она задерживалась.
Вдруг, не раздеваясь, она вихрем влетает в столовую.

- Семья, есть важное сообщение! – театрально держит паузу, сжимая в руках какую-то маленькую коробочку.
Все в напряжении.
Ольга раскрывает коробочку и достаёт медаль.
- Моё сочинение на олимпиаде заняла первое место! Я его посвятила маме и бабушке, - сбрасывает куртку и протягивает отцу несколько листков - читай! У тебя это получается мастерски.

Голос отца тёплой волной накрывал всех слушающих.

«Мачеха-и-мать.
(Посвящаю бабушке и маме).

В парке на пригорке, возле красивого дерева потянулись к солнцу цветки травы мать-и-мачеха.
Такие удивительные…

А кто-нибудь задумывался, почему они, в отличие от большинства растений, расцветают прежде, чем появятся листья?
Метко подметили англичане, назвав, эти цветочки - «сын раньше отца».

Слов нет, волшебное растение.
Я знаю, его с давних времён собирают, сушат и лечат больных.
А ещё складывали легенды, но почему-то в основном связанные с его листьями.
И все они получались какими-то однобокими.
«Гладкая, холодная сторона листочка – мачеха; пушистенькая с другой стороны – мать».

Из поколения в поколение закрепилось на Руси название
«мать-и-мачеха», а через него и образ злой, корыстной женщины.

Забывали люди, сколько красивых имён у этого растения.
Это и Ранник, и Подбел, и Конское копыто, и Царь-зелье, и Мать-трава.

Да, это мать трава.
Начало всех начал: весны, надежд, общей перезагрузки.
И только присматриваясь к цветку этой чудо-травы, поймёшь, что
иному счастье - мать, а иному - мачеха.

Сбежал с пригорка снег, оголилась земля.
На тёмных пятнах её просветов прорываются стебельки, окутанные чем-то мохнатым, с плотно сжатыми головками.
Ну, чисто дети подземелья: ничьи и ниоткуда, сын раньше отца, а мама не появилась.
Нет под ногами у них травинки, которая прикрыла бы их хрупкие тельца.

Но, вот поднимается солнышко, ласкает их головки своими лучами и наши «детки подземелья» расцветают.
Крепнут у них цветоножки.
Солнышко оденет им на головки золотые веночки, яркие пушистые звездочки.
И всё вокруг засияет золотом красок.

В природе и у людей всё тесно взаимосвязано.
Одно зависит от другого.
Но рост и цветение извечно зависят от тепла и ласковых лучей.
Ласковые лучи солнца для деток – это мамина любовь.

Когда появятся у растения крупные, темно-зеленые листья будет уже лето.
Цветочки разлетятся по белому свету и не успеют задуматься, как называют ту, или иную сторону этих мощных листьев..
А они до морозов будут корни своих деток-цветов защищать...
Вот иди и определи, кто из них мать, а кто мачеха.
Да и надо ли?
Не всякая мачеха – крапива.

У людей не так редко бывает, что женщина родила, а матерью стать не сумела.
Не одарила её природа любовью.
А если в сердце нет тепла, любви, то и не состоится женщина, как мать.
Выберет она чужое гнездо и оставит там дитя…

Слово «мачеха» мне чуждо, вот и поменяла я в названии травки его местами.
Мамочки всегда тёплые и заботливые. И от холодов защитят, и от людских пересудов сберегут.
Не та женщина мать, что родила, а та, что сберегла дитя, дав ему силу звёздочкой стать.

Вот и напеваю я без зла, тем, кто «кукушками» стал –
… Пускай отольются кукушкины слёзки,
последним осенним дождём...

Да, чуть не забыла, подружки, - соберите по осени листики этой
чудо-травки, высушите и носите при себе.
В народе говорят это талисман. Он привлечет любовь и
одарит вас счастьем познать радость материнства.
---
Читка закончилась.
В комнате тишина.
Слышны только вздохи мамы и бабушки.

- Ласточка, - дедушка обнял победительницу, - умница ты наша. Зайди к соседке, спой ей эту песенку. Возможно, поймёт что-то, и вернёт в своё гнездо заброшенных деток…


Рецензии
Да, простой цветок, а как может переплестись с жизнью людей. Мне цветок мать и мачеха всегда нравился. Ранний весенний цветок, оно как маленькое солнышко. Когда сын был маленький, я их часто собирала, заваривала от кашля. Очень душевно! С уважением.

Нина Лесина   09.06.2019 20:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина.
Да, в шашей жизни всё переплетается и повторяется..
Но...в лучшее верится.
Доброго лета Вам, хорошего настроения.
С добром,

Дина Иванова 2   10.06.2019 07:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.