Как ходила теляда по святым вечерам

 
 Праздник Рождества Христова особо чтился нашими предками.  Все обряды и ритуалы имели определённое важное значение,но постепенно стали приобретать форму игры, а в дальнейшем и совсем исчезли.
В детстве я и не знала про такой русский праздник. Помню, в семидесятые годы двадцатого века ходили ещё ряженые по улицам.
Как-то, в Новый год забежала к нам соседка и стала разбрасывать зёрна пшеницы:
- Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
Это уже были отголоски, осколки забытого праздника, который помнило только старшее поколение.
Сейчас, когда возрождаются русские традиции, мы, которые не были носителями этой традиционной культуры, пытаемся прививать современным детям любовь к своей истории, народным традициям, родным корням.
А дальше я хочу рассказать историю как мы праздновали Рождественские святки в нашей школе искусств. Кому-то она покажется смешной, кому-то немного печальной.    
  Зазвенели волшебные колокольчики и началась сказка про Рождественскую ёлку. Я раздала детям фигурки персонажей сказки, которые они должны были наклеивать на фланелеграф. Дети слушали внимательно, затаив дыхание, и чётко выполняли все действия. Сказка закончилась. Я стояла и радовалась, держа в руках вазочку с конфетами. Каждая конфета заканчивалась петелькой из разноцветного новогоднего дождя.
- А теперь дети возьмите конфету за петельку и украсьте ею ёлочку!
Но даже не успела договорить, как порядком тридцати лапок оказались разом в вазочке. Лапки суетливо шарили по вазочке, хватали конфеты, а то и две. В секунду конфет в вазочке не стало, а в другую секунду они уже были на ёлочке.
 - Молодцы ребятки!Так быстро справились с заданием!
 Мы ещё немного попели колядки, поводили хороводы.
- Ну а теперь поиграем в лошадки!
 Выбрали "тройку лошадей", кучера, остальные пассажиры. Упряжкой служили три разноцветные длинные ленты, за которые держались пассажиры.
- Всё! Но, лошадки! Поехали!
Детям так понравилась эта игра, что они вовсе не хотели расставаться с ленточками и даже не придали значения, когда в зал зашла "цыганка", наша Даша, с конём.
- Продаётся конь, продаётся конь! Купите коня! Роль коня охотно согласился взять на себя папа Маши. Заранее мы его накрыли покрывалом, сшитым из квадратов разноцветных кусков ткани. В руки дали голову коня - валенок, надетый на палку с глазами и красным лоскутком-языком. Сзади попоны болтался тощий хвост из пакли, украшенный зелёным бантом. Вмиг всё смешалось в один разноцветный ком: конь, цыганка, дети, которые всё ещё резво скакали на лошадках и не думали отпускать ленты. Ленточки тянули во все стороны, и из них образовывались сложные узоры. Особенно старался мальчик в майке в полосочку. В какое-то мгновение конь оказался в плену ленточной паутины. Дети вошли в азарт! Каждый тянул ленту к себе, особенно старался "Полосочка". Все кричали, визжали и продолжали запутывать коня. Конь не выдержал такой атаки и упал. Я стала спасать коня, отбирая ленточки у детей. Все послушно стали уступать. Но "Полосочка" не сдавался. Он вцепился своим кулачком в ленту, задорно улыбался и искрил своими очумелыми глазками. Я подошла к нему:
- Отдай ленту!
Но "Полосочка" продолжал тянуть упряжку к себе. Я зашипела:
-Отдай ленту мальчик!
Ко мне на подмогу прибежали Наталья Степановна и Ольга Сергеевна.
Они стали умолять "Полосочку" сдаться. "Полосочка" не уступал. Но тут я напряглась и разжала крепкий кулачок. Ура! В этом бою победили взрослые! Ну, ладно! Коня подняли, покатали детей. Дети счастливы, довольны все. Настал самый торжественный момент. Пошли колядовать.
- Колядки, колядки, собрались ребятки, по деревне пошли, бабку коляду нашли!
- Колядин, колядин! Я у тятьки один. Меня не пытайте, копеечку дайте!
- Не дашь пирога, мы корову за рога! Не дашь пышки, тому в лоб шишку!
- Подай тётенька! Не подашь, родишь цыганёночка, а подашь, родишь хорошенького! Наколядовали дети два мешка разных сластей! Ну а ту ёлочку, что ребята наряжали конфетами, мы поставили на вахте. Пусть дети, которые не были на празднике, угощаются прямо с ёлочки.


Рецензии