О посте

В последнее время я стал все чаще замечать такую тенденцию: как только наступает время поста, большинство православных интернет-сообществ начинает усиленно распространять картинки и статьи утверждающие, что настоящий пост не в еде, а в духовном делании. И хочу заметить, что они правы на сто процентов! Более того, это мнение великого христианского святого – Иоанна Златоуста. В своем «Слове к тем, которые не могут поститься», он пишет: «Не ядение худо, – да не будет! – а вредно объядение и пресыщение до обременения чрева; чрез это уничтожается и удовольствие от пищи». Но прежде, чем кричать с амвонов и броневиков о ненужности воздержания от пищи, давайте все-таки дочитаем до конца его «Слово». Может, еще что интересное встретим. Итак: «Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред». Вот так нежданчик! Выходит, что авторы идеи «вседозволенного ядения» вырвали удобную фразу из контекста и размахивают ею, аки знаменем победы над Рейхстагом. Выходит, что для духовного делания, воздержание от пищи, не просто нужно, а крайне необходимо! Я уже не буду подробно касаться двух бесед о посте св. Василия Великого. Приведу лишь фразу: «Пост иссушает корень греха!». Но этого почему-то вышеупомянутые авторы в упор не видят.
Вот и получается, что православные, сами того не ведая, жалеют гнездящиеся в сердце страсти. Стараются примирить Бога и мамону. И в этом примирении, что доподлинно есть искушение сатанинское, проводят весь пост, отцеживая комара и поглощая верблюда. Можно много писать и говорить, что нарушение пищевого поста не такой уж и большой грех. Бог простит. Да, простит, если будет искреннее раскаяние. Апостол Иаков говорит, что нарушивший одну заповедь, нарушает и весь закон. В свою очередь апостол Павел пишет, что все, что не по вере – грех. А как понять, что по вере, а что нет? Все просто – что говорит твоя вера о каком-то предмете, то и есть по вере. Поститься по вере, значит, при достаточном телесном здоровье, воздерживаться от предписанной пищи, а при немощи телесной искать послабления исключительно у врачей, а не в обход первых, у пастырей-модернистов, у которых бог их – чрево. Вот и выходит, что как ни крути, а воздержание от пищи как было, так и остается важнейшей составляющей поста, как и духовное делание. А истинным постом, как было, так и остается, духовное делание при телесном воздержании.


Рецензии