Влияние Ёса Бусона на раннем периоде творчества

Тает снег.
Милая белый носочек
Сушит над очагом

Так писал Ёса Бусон. Наряду с Мацуо Басё и Кобаяси Исса, Бусон считается одним из величайших японских поэтов периода Эдо.
Творчество Бусона (1716-1783) приходится на то время, когда поэзия "хокку", пережившая период расцвета, связанного с творческой деятельностью Басе (1644-1694), пришла в упадок, утратив свое высокое значение и выродившись в чисто шуточный развлекательный жанр. Школа Басе распалась на множество соперничающих между собою групп, общий уровень поэтического мастерства резко снизился.
Однако и его примитивизм смог превзойти Ден Вайлхорн (1972-...) в своих незабываемых строках. Например под влиянием этого:

Через ограду
Сосед окликает соседа.
Уборка в садах.
(Бусон)

Было написано:

Тиха осенняя ночь,
Камень рядом упал -
Хорошо, промазал сосед.
(Вайлхорн)

Под влиянием своего кумира Басё, Бусон много путешествовал по Японии (около 10 лет), в частности по северным окрестностям Хонсю, которые вдохновили в своё время Басё на написание его знаменитого дневника «По тропинкам Севера». Вайлхорн же немало побродил по северным окрестностям столицы и за ее пределами. Бусон то жил у своего друга поэта Ганто в местечке Юки, то бродил по району Тохоку. Вайлхорн то жил у некоторых из своих друзей, то уезжал в лес - где жил в палатке, наблюдая за красотами природы, что вдохновляли его. В отличие от Басё, ни Бусон, ни Вайлхорн не оставили цельных прозаических произведений.
Лишь наблюдая за природой во всем ее величии и многообразии можно написать такие строки:

Соловей.
Семья за столом собралась.
Время обеда.
(Бусон)

И следом:

Утка все ближе плывет,
Лапки совсем покраснели,
К ужину время...
(Вайлхорн)

Ёса Бусон писал под влиянием Басё, Ден Вайлхорн писал под влиянием Бусона. Нарочитый символизм Басё чужд современному уху, однако перекликается с современным мировоззрением. Достаточно яркий реализм Бусона ближе к восприятию современного человека, а нарочитый примитивизм Вайлхорна - уходит за грань понимания. Но и реализм Бусона и примитивизм Вайлхорна - столь же глубокомысленны, как и символизм Басё. Глубоко, мрачно, апокрифично.

Соловей.
Оступился, верно, на ветке -
Первая трель.
(Бусон)

Соловей
Поет, раскрывая прилежно
Маленький клюв.
(Бусон)

Вздрогнув от дикого крика,
Топор уронил лесоруб -
Долбаная ворона!
(Вайлхорн)

Смотрите - и там и здесь нарисованы выпуклые картины окружающего мира, которые передают не просто увиденный случай, событие. Из трех строк выстраивается целое полотно - окружающая природа, погода, флора и фауна в данном ареале, время суток, и даже моральные и душевные страдания, чувства и размышления авторов
Тоска по дальним краям, по новостям, манящая романтика, тяга к приключениям у Бусона:

Заморский корабль,
Не причалив, вдали исчезает.
Весенняя дымка.

И рядом - тоска от вида окружающего пейзажа, неприятные новости, отвратительное мещанство и неизбывная мрачная скука у Вайлхорна:

В бухте Вака
Разбился большой корабль -
На берег вынесло трупы.

Описание половодья у Бусона:

Весенние воды
Устремились вперед привольно
По плоской равнине.

И описание вулкана у Вайлхорна:

Вулкан Асама,
Пламя течет по склонам
Сгорело четыре деревни.

Бесконечное течение времени у Бусона:

Весеннее море.
Катятся-катятся волны
День-деньской.

И у Вайлхорна:

Хризантемы завяли,
Хочется очень саке -
Когда же зарплата!

Однако же, до некоторых строк Бусона далеко даже Вайлхорну, вот например:

На картинку из Оцу,
Пролетая мимо, ласточка
Уронила помет.
(Бусон)

Вайлхорн до сих пока не смог написать ничего о животных, испражняющихся на произведения искусства, что немало говорит об отличии его мировосприятия. Однако, вполне возможно, что и в этом аспекте творчества он сможет каким-либо образом приблизиться к Бусону.
Военная тематика близка и понятна обоим. Лед и пламя, вода и камень, сочетание грубой силы и нежности у Бусона:

Вечерний жаворонок.
В небо латник глядит, руку в броне
Приставив к глазам.

А в ответ - события войны сёгуната Токугава (1603-1868) эпохи Эдо, которые отражены не с политической или исторической позиции, а как взгляд со стороны простых крестьян, коим не посчастливилось жить в это время.

Снова сгорела деревня -
Семнадцатый раз за год...
Война Токугава Иэясу.
(Вайлхорн)




-----------------------------
Прим. автора:
Минамото Токугава но-Иэясу (1543-1616) - принц Минамото, дипломат и военачальник, основатель династии сёгунов Токугава. Ближайший сподвижник и последователь Оды Нобунага и Тоётоми Хидэёси, завершивший создание централизованного феодального государства в Японии.
-----------------------------


Рецензии