Роза - морская цыганка

Роза приехала в наш город, когда только-только стала появляться листва на деревьях. Её семья поселилась в нашем пятиэтажном доме, в соседнем подъезде. Ростом она была чуть выше своих сверстниц. Возможно поэтому, эта десятилетняя девочка казалась худой. Лицо имело признаки средиземноморского типа. Вытянутый овал головы. Немного длинноватый нос с чуть заметной горбинкой. Эффектно смотрелись чёрные радужные оболочки глаз на фоне белоснежной склеры. При этом, она имела светлую кожу и русые, прямые волосы. Два последних обстоятельства достались Розе от матери.

Девочек, Роза сторонилась, предпочитая проводить время с мальчишками. Несмотря на то, что в игры её не приглашали, она всё равно участвовала в них. Её никто не прогонял, но, к примеру, играя в футбол, ей не давали паса. И когда к ней случайно прилетал мяч, и Роза коряво била по нему, то не только соперники, но и, «её команда» посмеивались над её ударом.

Она рассказывала, что родом из города Каспия. На это, ей, язвительно замечали, что есть Каспийское море, а города, такого, не существует. Она злилась и стояла на своем. За непонятное место рождение мы прозвали её – морской цыганкой.
Наш город расположен на слиянии двух больших рек, одна из которых разделяет нас с Китаем. Река, впадающая в приграничную реку в своём устье шире своей старшей сестры. В плечах этот приток доходит до полутора километров. В конце нынешней весны на этой реке появился огромный речной экскаватор. Добывая со дна песок, он грузил его на баржи, издавая жутковатые звуки. Работы проводились с рассвета до самого заката. И лишь в воскресенье «стальной монстр» был безмолвен.

Уже месяц, как мне хотелось побывать на этом диковинном стальном объекте. Но в одиночку переплыть километровый участок реки, в добавок с сильным течением, я не решался. Пацаны со двора, которых я уговаривал сделать заплыв, приезжая на велосипедах к месту, говорили, что они в разлив и два километра переплывали и течение было гораздо сильнее, но переплыть сейчас эту реку никто не хотел, придумывая оправдания. Старшие мальчишки, которые уверяли, что уже были там, рассказывали какие-то жутковатые истории. К примеру, о том, что сторожем на экскаваторе является большая речная змея.

Поутру, насобирав моллюсков и кремний на песчаном берегу, наша ватага, оседлав велосипеды отправилась обратно в город. Проезжая мимо Розы, стоящей у обрыва, я заметил, как она, соорудив из ладони козырек смотрит на экскаватор.
Остановившись с права от неё, я, сопротивляясь солнцу обратил свой взор на стального монстра. Роза, заметив моё присутствие, тихо спросила:
- Что это?
- Экскаватор. - Важно ответил я, добавив то, что слышал от старших мальчишек. - Причал будут строить.
- А почему он стоит не у самого берега? И зачем там причал?

На это у меня не было ответа.
- Вот бы там побывать. – Заметила Роза.
- А ты что, умеешь плавать?
- Я на море родилась. А речки у нас переплюйками называют. – Дерзко ответила Роза и стала спускаться к реке. Оставив велосипед на пляже, она подошла к воде. Пощупав её ладошкой, крикнула:
- Уже тёплая.

Я был удивлен её настойчивостью. И, я решился.

Пройдя вверх по течению реки метров триста, мы остановились. По моим расчетам этого было достаточно, чтобы, начав переплывать реку в этом месте, мы, под воздействием течения, оказались возле экскаватора.

На середине реки Роза стала чаще отплевываться. Голова её всё больше погружалась в воду. Течение стало отдалять Розу от меня. Она уже с трудом сопротивлялась мощным водам «Эвенкийского лезвия». Я обогнал её по течению и своим телом прекратил неконтролируемое движение Розы. Время от времени она хваталась за мою левую руку. В эти минуты я переставал грести вперед, а лишь пытался удержать себя и её на плаву. Но вот, отдохнув, она снова начинала плыть, а вместе с ней я. Обиды на её бессилие у меня не было. Наоборот, мне вдруг стало приятно оберегать её. Эта опека придавала мне уверенность в собственных силах.

Мои расчеты оказались верными. Огромный экскаватор был перед нами. Но, меня ожидал неприятный момент. Место подъёма на экскаватор было в слизи, наростах и заусенцах. Схватившись за стальную балку, я почувствовал, как её зазубрины впились в мои ладони. Дополнительный дискомфорт в ладошках я ощутил, когда Роза вскарабкивалась по мне на поверхность экскаватора.
 
Превозмогая боль, я вслед за ней с трудом поднялся на верх. Кожа на моих ладонях была изрезана. В некоторых местах инородные тела сидели под кожей. Но крови не было. Как не было змеи, которой нас пугали старшие товарищи.

Пару часов нам хватило, чтобы исследовать экскаватор. Я был счастлив. Налазившись, мы молча сидели на стальной балке, свесив ноги в реку. Не сговариваясь, мы стали бултыхать ногами в воде, да так усердно, что со дна поднялся ил и, что-то похожее на змею. Мы с криком вскочили. Но разглядев, что это был всего лишь брючный ремень, долго смеялись.

Солнце стало клониться в сторону города. Первоначальный план возвращения казался теперь сомнительным. Идея плыть от экскаватора к противоположному от города берегу, пройти вверх по реке, а затем переплывать её, уже не казалась простой. Плыть сразу от экскаватора в сторону города, означало быть унесенным в приграничную реку. Оглядываясь по сторонам и мучительно соображая, как нам быть, я заметил, что Роза, не моргая, загадочно смотрит на меня.
- Что? - Спросил я сурово.
- Ничего. - Тихо ответила Роза и кротко улыбнувшись, отвернула голову.

К счастью, не далеко от слияния рек, я увидел слегка проглядывающуюся косу. По-видимому, река стала мелеть. Вчера косы ещё не было. «Если начать плыть в сторону города», - прикидывал я, - «то через четыреста метров мы окажемся на косе, где можно перевести дух и набраться сил, а там, до родного берега рукой подать». Правда была опасность того, что коса могла оказаться ловушкой, так как я не раз слышал, что подобные косы засасывали людей. Обрисовав вкратце два варианта: плыть сразу в сторону города через косу или на противоположный берег, затем подняться вверх по течению и уже после переплывать реку целиком, я предложил Розе первый вариант.

- Как скажешь. – Доверительно произнесла Роза, от чего-то веселясь.
В этот момент мне показалось, что мои рассуждения она пропустила мимо ушей, думая о чём-то своём.

Спрыгнув с двухметровой высоты в реку и таким образом получив заряд бодрости, мы поплыли в сторону города. В этот раз я быстро почувствовал усталость. В голове тревожно промелькнуло: «Не доплывем». Роза снова стала уходить под воду. Но страха или отчаянья в её глазах не было. На всякий случай я, как и в первый раз, держался к ней почти вплотную.

Назойливый гул, который всё сильнее звучал в моих ушах с того момента, когда мы спрыгнули с экскаватора, оказался шумом мотора пограничного катера. Матрос словно котят поднял нас на борт «одной левой».

На палубе я немного сник, так как предположил, что сейчас нас, арестованных, приведут к родителям, где меня бы ожидал подзатыльник и домашний арест на неделю. Пограничники, укутав нас покрывалом, напоили чаем из шиповника. А выяснив, где наша одежда и велосипеды, они пристали именно к тому месту. Уже не в силах крутить педали, мы лишь к вечеру пешком приволоклись домой.

Несколько раз Роза бывала у меня дома, когда не было моих родителей. Особо мы ни о чём не говорили. Просто, стояли на балконе разглядывая двор с пятого этажа, щелкали на кухне семечки, да подхихикивая играли в гляделки. Когда я приходил к ней, то всегда заставал в квартире её мать. Каждый раз она угощала меня какими-то доселе неизвестными пирогами с листьями свеклы. Отца Розы я никогда не видел. Обстановка в квартире выглядела бедненькой, но в комнатах всегда было убрано и чисто.

Каждый год после очередного чемпионата Мира или Европы по футболу во дворах начинался свой чемпионат. Прекращались междворовые распри. А силу выявляли, играя в мяч.

Роза вышла во двор, когда наша игра с соседскими пацанами была в самом разгаре. Но в этот раз она не болела за нас и не задирала соседских мальчишек. Внешне она была не естественно спокойна и безучастна к происходящему. И даже когда мяч подкатился к ней, она никак не отреагировала. К нашим крикам пнуть мяч была равнодушна. Подбежав к Розе, я поднял мяч и скинул его из-за головы в поле. А повернувшись к ней, разгоряченный игрой, рявкнул:
- Ты что, не слышишь? Кричу, кричу ей.

Роза подняла на меня до того смотревшие в землю широко раскрытые глаза. Они необычно блестели. Казалось, что глаза были залиты водой. Я даже отпрянул от изумления.
- Ты чего?
- Я уезжаю.

В этот момент с поля послышалось от друзей:
- Славян, ну, ты, что там? Ты играешь, нет? Блин, Славян, мы из-за тебя проиграем.

Повернув голову на окрики, я подумал: «Ну, едет, так едет. Я на прошлых выходных тоже с ночевкой ездил. И, что?» Роза протянула мне коричневый диск на веревочке похожий на амулет. Я не глядя положил его в карман шорт и помчался на поле. Только через неделю я узнал, что она уехала навсегда.

В детстве, жизнь течет медленно, события же пролетают стремительно. Плохое, хорошее забывается мгновенно. Для ребенка, каждый день как новый мир. Его юный мозг не способен анализировать происходящее. Он лишь накапливает и складывает информацию у себя в «чулане». И только по прошествии многих десятков лет человек обращается к памяти. Вот и я, лёжа звездою на берегу моря, заглянул в «старую комнату».

К сожалению коричневый диск подаренный Розой у меня не сохранился, но до сих пор, под кожей правой ладони остается стальная заноза, полученная мною от речного экскаватора.


Рецензии