Грамматика повседневности. Глава 7

1. В этой и следующих главах пойдет речь о развитии новоевропейского философского субьективизма. Но прежде чем перейти к конкретным наблюдениям и размышлениям нужно иметь в виду, что моей целью в этой книге является не описание истории философской мысли в ее общественном и культурном контексте, а систематический анализ практических проблем, связанных с возможностями интенсификации и оптимизации динамики личной идентичности внутри сюнетивистского (понимательного) философского подхода, который, как я считаю, может при определенных условиях являться конструктивной альтернативой господствующему субьективизму.

2. Поэтому наше прочтение классиков философской мысли в этой книге будет очень избирательным. Мы будем искать в этих текстах того, что так или иначе поможет нам осмыслить недостатки и проблемы субьективистского метода философской мысли и выявить те (пусть и немногие) сюнетивистские интуиции, которые в том или ином виде содержатся в этих текстах.

3. Главным инструментом нашего исследования будет конечно контекстограмма и разработанная на ее основе типология и классификация смысловых парадигм. Тем из моих читателей, кто впервые сталкивается с контекстограммой (ее детальное описание и рассказ о ее философских корнях можно найти в книге Время Смыслов главы 1 и 2), я напомню что геометрически эта диаграмма представляет из себя три квадрата, вписанных один в другой таким образом, что углы меньшего квадрата совпадают с серединами сторон большего.

4. Каждый из углов этих квадратов отождествляется с определенным смысловым контекстным полем и обозначается буквой латинского алфавита в следующем порядке:

1) Средний квадрат ABCD, начиная с верхнего левого (а от наблюдателя правого) угла и двигаясь против часовой стрелки: А общие принципы, такие как Истина и Справедливость, В конкретные традиционные жизненные формы, Жизнь и Красота, С автономная Личность, D Мир (и рынок)

2) Меньший квадрат EFGH, начиная с Е на середине стороны DA и двигаясь против часовой стрелки Е “Чужие”/аутсайдеры/вызовы, F (в середине верхней сигнификативной горизонтали АВ) Субьект власти, G “Свои”/инсайдеры/ресурсы, H (в середине нижней репрезентационной горизонтали CD) обьекты и ценности.

3) Больший (месономный или атрибутивный) квадрат JLKM, начиная с контекстного поля J смысловых соответствий/резонансов/гармоний/Блага над контекстным полем субьекта власти F и двигаясь по часовой стрелке (важное отличие!), L контекстное поле делимостей/непрерывности/бинарных оппозиций/полярностей/анализа, К (под нижним центральным смысловым контекстным полем Н обьектов/ценностей) контекстное поле смысловых ориентаций/выборов/неделимостей/прерывности (например на квантовом уровне природной реальности), M контекстное поле смысловых форм/структур/установок.

4) Центральное контекстное поле смысловых взаимодействий I, единое для всех трех квадратов и в числовом варианте контекстного анализа соответствующее единице.

5. Нам надо отметить еще одно обстоятельство: углы основного экзистенциального квадрата ABCD будут являться серединами сторон большего месономного квадрата и в этом качестве окажутся частью не только экзистенциального, но и месономного цикла (собственно говоря цикличность присуща месономному уровню в гораздо большей степени чем экзистенциальному) и в этом качестве приобретут дополнительные значения: А правила и принципы, D изменения и процессы, C задачи и проекты, В качества и привычки.

6. В книге Струны понимания я подробно описываю месономный цикл и связанные в первую очередь с ним принципы смысловой реальности. Систематическое использование энергетических ресурсов и контекстных полей месономного цикла для опосредования и разрешения экзистенциальных  противоречий является характерной чертой сюнетивистского подхода к реальности например у таких его выдающихся представителей как Сократ и Иисус.

7. Напротив для субьективизма, как мы увидим,  характерно очень ограниченное и частичное использование месономных полей. Субьективистские философские и религиозные построения как правило интегрируют эти поля внутрь экзистенциального уровня (тогда как в сюнетивизме наоборот экзистенциальный уровень постепенно интегрируется в месономный/созерцательный и онтономный/синергетический уровни) и выбирают их энергию на нужды этого уровня. Но поскольку при этом циклическая динамика месономного цикла полностью игнорируется и блокируется за счет перехода контекстных полей из интенсивного (взаимообусловленного) в экстенсивный (самодостаточный) режим работы израсходованные ресурсы энергии не восполняются, во всяком случае не восполняются сознательно.

8. Где то в глубине течение смысловой энергии внутри месономных структур конечно в той или иной мере продолжается, но эти энергетические потоки недоступны для поверхностного и экстенсивного субьективистского пользователя.

9. Вместе с тем нужно иметь в виду, что ни одно серьезное философское построение не является полностью субьективистским, все они содержат какие то элементы сюнетивизма, которые дают им возможность хотя бы частично использовать возможности месономных полей.

10. Именно поэтому они представляют для нас большой интерес. Сочетая критику субьективизма с исследованием конкретного содержания тех или иных контекстных полей внутри данной философской системы мы можем составить детальное описание специфических контекстных факторов, создать факториальный профиль того или иного контекстного поля или иначе говоря его факториал.

11. Эти факторы мы разделим на а) способствующие интенсификации данного контекстного поля т.е. интенсоры; в) способствующие экстенсификации, т.е. экстенсоры; с) укрепляющие стабильность данного контекстного поля и расширяющие его возможности без качественного перехода на иной уровень, т.е. ресурсоры и дукторы; d) разрушающие стабильность данного контекстного поля, снижающие его возможности и способствующие его фрагментации, т.е. фрагменторы.

12. Практический смысл такого анализа состоит в том, что знание наличных факторов позволяет до некоторой степени сознательно оптимизировать их состав, насколько это согласуется с структурной логикой данного контекстного поля и особенностями данной ситуации.

Ну, а теперь, после этих предварительных замечаний перейдем к анализу конкретных философских текстов и систем.


Рецензии