За оборону Мурманска

Медали с таким названием не суждено было появиться на свет, хотя руководители области и города  подготовили документы и вошли в мае 1944 года в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством об учреждении именно такой медали. Но героическая оборона города была и факт этого подвига, хотя и с опозданием в сорок лет, но был официально признан.

Подвиг Мурманска – это борьба за тонны оперативно разгруженного и отправленного в глубь страны стратегического груза союзнической помощи, это борьба за тонны выловленной рыбы, за десятки, сотни, тысячи единиц отремонтированных судов, изготовленного вооружения, выточенных боеприпасов, это растянувшаяся на годы ежедневная борьба за живучесть города – и все это в экстремальных условиях, в зоне боевых действий и приближенных к боевым, под градом бомб и ливнем огня вражеской авиации. Подвиг Мурманска – это труд и стойкость всех жителей города, выстоявших и победивших.

Стремительное развитие событий на центральных фронтах не оставляло, казалось, Мурманску никаких шансов выстоять. Не питало на этот счет особых иллюзий и руководство. Оперативно проводилась эвакуация населения города, вывозилось оборудование промышленных предприятий. Были размонтированы и вывезены в Архангельск портовые краны. Туда же ушли все суда.

Перед войной в Мурманске проживало 120 тысяч человек, к осени 1941 года население города сократилось до 30 тысяч жителей (по другим данным – до 18 тысяч). В основном это железнодорожники, мобилизованный медперсонал городских больниц и работники, задействованные в поддержании инфраструктуры прифронтового города, а также работники предприятий, переориентированных на обслуживание нужд фронта и флота.

И приемка конвоев – важнейшая, стержневая функция Мурманска на победных картах войны: замалчиваемая, приуменьшаемая, охаиваемая в угоду официальной версии и конъюнктуре политического противостояния.

Пробираясь кромкой льдов, ища щель в просматриваемом и прочесываемом вражескими кораблями и самолетами арктическом пространстве, ища щель в добротно унавоженных фашистскими минами волнах Кильдинского плеса и горла Кольской губы, суда упорно шли и шли – караванами и в одиночку к причалам Мурманского порта. Они упрямо держали курс на гарь мурманских городских пожарищ, на захлебывающийся клекот отражающих очередной налет зенитных орудий, старающихся перебить, заглушить, вытеснить из какофонии звуков вой вражеских самолетов, пикирующих на город, на причалы, на железную дорогу с еще одной порцией разрушительного, смертоносного груза. Шли на одинаково тревожно разрывающий и пронизывающий полярную ли мглу или ясный июньский небосвод сигнал воздушной тревоги.

Суда упорно и упрямо шли и шли туда, где их ждали. На их разгрузку аврально выходило все трудоспособное население города. Ни минуты задержки. Без поправки на воздушные тревоги. Работы приостанавливались только в одном случае, когда бомбы начинали сыпаться буквально на головы. Технология разгрузки самая рациональная – из трюма в вагон. Под стать им профессионально без задержки работали железнодорожники: стальная магистраль вбирала в себя и уносила состав за составом - «Все для фронта!». Туда на центральные участки, в ненасытное полыхание большой войны. И почти ничего для себя, для города. Все туда.

Там главная оборона, там главные битвы, все главное – ТАМ.

Для справки: Всего за годы войны Мурманский порт переработал 2 млн. 230 тыс. тонн военно-хозяйственных грузов. За период с января 1942 г. по апрель 1945 г. в Мурманск пришло 25 союзных караванов в составе 351 транспортного судна, на которых прибыло 2 млн. 63 тыс. тонн различных импортных грузов. За границу вывезено 167 тыс. тонн экспортных товаров.

Еще 20 транспортов и 1 танкер (бОльшая часть конвоя JW-67) по программе ленд-лиза разгрузились в Мурманске в мае 1945 г.


Рецензии