Бахчисарайский тур Екатерины Великой

"БАХЧИСАРАЙСКИЙ"  ТУР  ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Сразу оговорюсь, мы привлекаем к рассказу опубликованные ранее материалы, исследования, основанные на документах и мемуарах, эпистолярном жанре - иначе говоря реальных, а не выдуманных фактах.
Как отмечал Арсений Маркевич: "Мысль о путешествии императрицы Екатерины II в Крым, возникла, как известно, вскоре после его покорения. Екатерина мечтала о поездке  ещё в 1783 году, но осуществлению её намерения помешала чума, свирепствовавшая тогда в южных окраинах империи. С весны же 1784 года начались приготовления к путешествию императрицы в Крым, и тогда же был составлен первоначальный маршрут этого путешествия".
Так вот, в этом плане предусматривался дважды ночлег в Бахчисарае - при движении с Перекопа через Алма-Кермен, далее Бахчисарай, и с Севастополя через деревню Дуванкой опять в Бахчисарай. Позднее были даже внесены дополнения: в Бахчисарае обед и ночлег.
Известно, что из 10 дней проведённых Екатериной Великой в Крыму, три дня она посвятила  Бахчисараю.
Это и понятно - столица ханов Крыма не могла не быть в поле внимания Екатерины.
Отсюда и внимание князя Потёмкина к Бахчисараю, знати крымских татар, мусульманскому духовенству было особенное.
Как свидетельствуют архивные документы: "Приготовления к  Высочайшему шествию шли очень быстро. Так, рапортом от 10 ноября 1784 г. правитель области В.В. Каховский доносил кн. Потёмкину, что строение дворцов и присутственных мест производится "с довольным по обстоятельствам положения здешняго края успехом", не смотря на недостаток мастеровых людей и строительного материала".
Шла починка дорог и мостов. 22 октября 1874 года, В.В. Каховский сообщал, что накануне заложен дворец в Акмечети, что начали делать дорогу от Судака и что в Акмечети, Бахчисарае и Карасубазаре начали делать образцовые вёрсты. Из письма же его к В.С. Попову от 10 ноября, видно, что в области шли заботы об устройстве почт, о заготовлении напитков и о снабжении обеденных и ночлежных станций нужными предметами.
В этот же период:  "Высшие представители татарского населения, собравшись в Бахчисарае для обсуждения вопроса о назначении для Высшего шествия лошадей, решили представить чрез  правителя области кн. Потёмкину выражение радостных чувств, своих и всего татарского населения Тавриды, по случаю предстоящего прибытия императрицы.
Это заявление (или адрес) приводим в дословном переводе.
"Генерал-фельдмаршалу войск славнейшей великой Императрицы, главнокомандующему войсками, находящимися в Тавриде и расположенными между югом и востоком, и императорскими флотами на Чёрном, Азовском и Каспийском морях, начальнику всех конных и донских войск, наместнику Азовских, Русских и Саратовских областей, начальнику военного суда, камергеру Её Императорского Величества и разных орденов кавалеру, светлейшему князю Григорию Александровичу Потёмкину - всей Таврической области улемы, дворяне и весь народ выражают искреннюю преданность.
Ныне г. Таврический губернатор Василий Васильевич, в числе высоких повелений Вашей Светлости, получил известие, что пресвятлейшая и самодержавнейшая великая императрица Таврическую область своим высоким посещением осчастливит. Что мы крайне обрадованы этим, сообщённым нам г. губернатором Василием Васильевичем, известием, всемогущему Богу известно.
Уповаем на Бога, что и Ваше Сиятельство, узнав об этом, не оставите во время прибытия своим милостивым вниманием бедных жителей Таврической области, согласно Вашему высокому положению, о чём и обращаемся с нашей покорнейшей просьбой".
Подписано: Муфтий Мусалаф-эфенди, Ширинский бей Мегметша, Кадиескер Сеит-Магмет, Кутлуша-ага, Темир-ага, Ширинский Селимша-мурза, Мансурский бей Усеин, Седжеутский бей Дувлетша. Ширинский Султан Мегмет, Джаум-ага, аджи-Гази-ага, Аметша-ага, Мегметша Ширинский, Мегметша-ага, Аргинский бей Ислам, Аргинский Мегметша мурза, Смаил-ага, батыр-ага, Кемал-ага, Али-ага, Байдирский Али-ага, Кипчак Мегметша мурза. 1199 года лунного месяца Тесри 2 в 17 день (17 ноября 1784 г.). Бахчисарай".
В заявлении от того же числа, поданном правителю области, знатнейшие представители татарского населения выразили обязательство приготовить три тысячи лошадей из городов и деревень для высочайшего шествия, а также принять участие людьми в исправлении дорог, о чём было ими сделано распоряжение каймаканам.
Важно отметить, что "К тому времени предводитель дворянства Таврической области Ширинский Мегметша бей, Акмечетский (Симферопольский) каймакан Кутлуша-ага, Левкопольский (Старокрымский) - Темир-ага и Бахчисарайский - Мегметша-ага были пожалованы чином коллежского советника, а несколько других лиц - чином коллежского асессора.
Верноподданнейшие чувства свои и благодарность князю Потёмкину по этому поводу они выразили в общем благодарственном адресе последнему, подписанном того же числа в Бахчисарае.
Для приведения в порядок Бахчисарая командирован был и. д. бахчисарайского каймакана Мегметша-ага, которому акмечетский каймакан Кутлуша-ага должен был оказывать всяческое содействие в доставлении мастеровых.
Модели и образцы вёрст и миль присланы были в Крым кн. Потёмкиным.
Интересный факт: для исправления дорог отряжались воинские команды. Но: "Дорогу же от Акмечети до реки Зуи и от Акмечети к Бахчисараю до Алмы реки,  - доносил правитель области, - просят здешние обыватели дозволить им отделать".
И поясняет:
 "- Не принял бы смелость представить Вашей Светлости о таковом оных прошений, если (бы) мог приметить, что оная происходит не от усерднейшего радения и желания как мурз, так и простых татар быть участниками в чинимых приготовлениях для Высочайшего прибытия".
Из рапорта правителя области В.В. Каховского кн. Потёмкину от 3 декабря 1874 г. видно, что "В Бахчисарае (где заведовал работами секунд-майор Рибас) вся почти наружная починка дворца кончена; по причине ненастного времени начато внутри оный отделывать; каменья для обделывания берегов реки, текущей около дворца, навожены, развалившиеся дома и лавки, стоявшие у моста при въезде во дворец, сломаны..."
Ещё более горячие приготовления к прибытию императрицы шли в 1785 - 86 годах.
В Акмечети 3-й гренадерский полк строил мазанки и перевозил из Бахчисарая черепицу.
От Алмы до Бахчисарая проведена была новая прямая дорога, для чего раскопана была гора; по дорогам расставлялись вёрсты и мили при помощи военных команд. Сделано было распоряжение, чтобы обыватели ездили непременно по новым верстовым дорогам, а не стороною, и чтобы никто ("из злости каковой или невежества") не портил поставленных дорожных знаков. По повелению Потёмкина, с 1785 года начались и посадка деревьев на пути Высочайшего шествия, начиная от Перекопа.
4 марта 1785 г. Каховский доносил Потёмкину: "Мили от Бориславля к Перекопу, от Севастополя через Бахчисарай, Акмечет, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Вёрст от Бориславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении тёплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание".
Ордером от 3 апреля 1785 г. Потёмкин препоручает В.В. Каховскому исполнить следующее:
"Пункт 5. В Бахчисарае большую улицу, где имеет быть въезд Её Императорского Величества, застроить хорошими домами и лавками, которое строение скоро может быть кончено на манер тамошний, покрывать же черепицей".
После своей поездке весной 1786 года генерал-аншеф М.В. Каховский сообщал кн. Потёмкину: "Бахчисарайский дворец весьма хорошо отделывается...".
Что касается дорог, то командующий войсками представлял следующие изменения:
"...от Севастополя, следуя к Бахчисараю и оставя дер. Дуванкой влеве, проложить временную дорогу чрез сады между горами до Бахчисарая около реки Бельбека, которая и скоро и хорошо может быть отделана без повреждения садов, а лежащую чрез Дуванкой дорогу по каменному косогору предоставить к совершенной отделке удобнейшему времени".
Это мнение кн. Потёмкин одобрил.
На завершающей стадии, в конце апреля 1786 года, Каховский докладывал, что "Касательно дворцов, то всепокорнейше доношу, что в Бахчисарае оный отделан, и улица, по которой имеет быть высочайшее шествие, по повелению Вашей Светлости, исправляется..."
Из ведомости, присланной колл. сов. Бантышем Каховскому 23-го ноября 1786 года "О числе лошадей и к ним людей, заготовленных для Высочайшего шествия..." указывалось из бахчисарайского каймаканства соответственно 1060 лошадей и к ним 316 человек.
Кроме того, от евреев гг. Козлова, Феодосии, Карасубазара и Бахчисарая  - 106 лошадей.
Благодаря А. Маркевичу мы теперь можем знать: "На сколько деятельно шло тогда приготовление к встрече императрицы. Из письма В.С. Попова к П.С. Потёмкину из Черкаска от 1 января 1786 года, в котором он говорит:
"В губерниях светлейшаго князя всё теперь в превеличайшем движении. Строение дворцов, наряд лошадей, многия другия приготовления и собрание всех отовсюду вместо отягощения новых наших поселенцев, кажется, умножают их бодрость и охоту к трудам. Сами татары крайне озабочены, чтобы наилучшим и достойнейшим образом встретить свою монархиню".
Как мы знаем, 6 января 1787 года последовал выезд императрицы Екатерины II из Царского Села в продолжительное и далёкое путешествие.
Между тем, 2-го февраля 1787 года В.В. Каховский писал о работах в Крыму В.С. Попову: "Рибас начал свою работу в Бахчисарае и идёт поспешно. Посланный от меня в Херсон за серою и селитрою для фейерверка возвратился ни счем. За оными отправляю сегодня в Полтаву и Харьков..."
28 февраля 1787 года В.С. Попов передавал Каховскому, что кн. Потёмкину угодно, чтобы по тракту следования Её Величества " в деревнях татарских умножить народ, приказав из всех дальних, по нескольку в сии собраться для принесения поклона. Также и в Бахчисарае постраться число народа умножить, а в деревнях развалины исправить".
В начале марта 1787 года Каховский получил следующие предписания князя Потёмкина:
1) "Чтобы всячески стараться прибрать Бахчисарай наилучшим образом.
2). Поправить в оном все крыши на домах и трубы побелить.
3) Во дворце генерально все покои вычистить и исправить, ибо много будет нужды в помещениях свиты Её Величества.
4) Наготовить сколь можно большое число плошек..."
Для проезда Екатерины из Севастополя в Бахчисарай по Байдарской долине, которая тогда почти целиком принадлежала кн. Потёмкину и называлась Темпейскою, была сделана новая дорога.
В мае 1787 года Каховский сообщал:
"Бахчисарайский дворец отделывается с возможнейшим рачением; вся деревянная работа в оном кончена, в нужнейших комнатах штукатурка кончена, и живописцы для росписания оных отправлены".

Последние указания затрагивали вопросы встречи Императрицы.
Так для Бахчисарая было предписано:
"У большого фонтана, в пяти верстах от Бахчисарая, встретит Её Величество генерал-аншеф и кавалер Михайло Васильевич Каховский, с прочими генералами, штаб и обер-офицерами, а от области правитель области. Для гостеприимства экономии директор надв. сов. Габлиц и откомандированный к строению майор де-Рибас. При въезде в город встретит комендант (Тотович) и магистрат (бургомистр и ратманы) Симферопольского уезда (верхами), прочие же присутствующие того уезда имеют стоять по местам им назначенным. Лавки все имеют быть отперты, и если высочайшее шествие будет к вечеру, иллюминованы во вкусе здешних жителей. Горы же по обеим сторонам города иллюминовать плошками. Если конвой из лёгкоконных полков назначен будет, то оному следовать за каретой Её Величества".
И далее:
"При возвратном шествии Её Величества из Байдар в Бахчисарай, встретят Е.В. верхами у реки Качи штаб и обер-офицеры расположенного полку при сем городе, а от области правитель области с 12 человеками дворянства. А как по расписанию назначается быть ночлегу, то весь город должен быть иллюминирован".
Особый акцент кн. Потёмкин делал в указаниях на следующем:
"Касательно встреч приметить вам нахожу, что дивизионы татарские должны быть все вместе и встретить за один марш к Бахчисараю, на половине же сей последней станции, пред Бахчисараем, предстанут одетые господином полковником Горичем татарские благородные".
Так оно и происходило. Именно об этом в письме к барону Гримму Екатерина II писала:
" Всю дорогу нас конвоировали татары, а в нескольких верстах отсюда мы нашли всё, что есть лучшего в Крыму, на коне. Картина была великолепная: предшествуемые, окружённые и сопровождаемые таким образом, в открытой коляске, в которой сидело восемь персон, мы въехали в Бахчисарай".
О чём нет упоминания, так это о въездной бахчисарайской арке, которую соорудили специально к приезду Екатерины Великой в Бахчисарай.

Ну это уже другая история, которую мы постараемся подготовить...


Рецензии