Проездом через москву

ПРОЕЗДОМ ЧЕРЕЗ МОСКВУ

Наступило лето 1960 года. Третий класс я окончила неплохо, а мама перешла на третий курс в пединституте. Кроме стипендии мама получала небольшие алименты от отца. Понятно, что жили мы очень и очень небогато, но это не помешало нам троим съездить  к маме на её родину – в небольшой украинский город Шостку, где я родилась и прожила два первых года своей жизни. Город Шостка  был известен на весь Союз своей фабрикой киноплёнки. Там когда-то, после войны, работала мама. Билеты на поезда в то время были довольно дешёвыми, поэтому народ мог позволить себе кататься по всей стране свободно! Дорога проходила через Москву, и мы провели там целый день, успели  даже съездить на Воробьёвы горы, побывав в Московском университете. Мама повела нас туда на выставку роз, где обещали показать выведенную биологами МГУ чёрную розу. Розы – мамины любимые цветы, поэтому ей очень хотелось побывать на этой выставке. В помещение, где проходила выставка, мы поднимались на лифте. Саму выставку я помню очень плохо, а вот эта первая поездка на лифте – она произвела на меня очень сильное впечатление! Особенно потрясающим был момент, когда кабина лифта начинала опускаться вниз – пол уходил из-под ног, и мне казалось, что на секунду я зависала в воздухе, у меня захватывало дух и перехватывало дыхание; точно так же, как потом, позже на самолётах, когда они попадали в воздушные ямы. Мама попросила работника этого корпуса, чтобы он позволил нам подняться на самый высокий этаж, и оттуда показать детям, то есть нам, - Москву. Разрешение было получено, и мы смогли посмотреть на Москву сверху, со смотровой площадки, и это было замечательное зрелище! Побывали мы и в Ленинской библиотеке, правда, с детьми туда не пускали, так что мы смогли рассмотреть лишь холл, это был великолепный холл с широкой величественной лестницей, ведущей в какой-то волшебный, сказочный мир, дорога в который была для нас пока закрыта… И, конечно, мы были в мавзолее! Фотоаппарат и сумку с покупками мы сдали в камеру хранения, которая находилась перед Красной площадью. Очередь была огромная, но она постоянно двигалась, так что в конце концов  и мы дождались. Перед входом предупредили, чтобы никто не останавливался перед гробом и не мешал потоку людей. Внутри было очень торжественно: тихая скорбная музыка, тёмная облицовка стен, притушенный свет и бесконечный поток людей плавно и бесшумно обтекающий гроб вождя. Скорбная печаль и человеческая боль заполняли этот небольшой зал так плотно, что в душе моей что-то шевельнулось, и на глаза навернулись слёзы. Всё время прохождения вокруг гроба, я не отрывала взгляда от лица вождя, и мне казалось, что я должна что-то понять, впитать в себя какое-то знание, которое мне пока недоступно.


Рецензии