Ступени времени. картина 14

                Зимой 1951 года 15-16 летних восьмиклассников принимали в
                комсомол.
                Саша дома излагал Анастасии события дня -

Саша – Нас сегодня принимали в комсомол. Секретарем комсомольской организации нашей школы оказался один из
    старшеклассников по имени Отари, которому почему-то пророчат большое будущее. Будучи членом бюро райкома
    комсомола, он присутствовал на заседании бюро при принятии  нас в комсомол, подбадривал всех вступающих и не
    задавал трудных вопросов.
Анастасия – Вероятно у этого Отари  кто-то из старших принимал участие в большевистском движении и как-то
    отличился, может быть даже общался с Лениным. Времена меняются, а мы скрываем своё происхождение.

                Утром, в один из первых дней июня 1951 , все восьмые классы  железнодорожной
                школы  №7 города Тбилиси  пришли в школу сдавать письменный экзамен по
                математике. Начало дня омрачилось досадным эпизодом. Дело в том что обычно
                вслед проходящей по коридору очень яркой, красивой, примечательной молодой
                учительнице, кличка которой была  Зита, кто-нибудь из учащихся мог тихо
                произнести восхищенно ей в след « уф, уф». Но в этот раз, когда Дима произносил
                это « уф, уф», Зита ещё не успела пройти мимо него и ей пришлось отреагировать.
                Причем весьма показательным способом – затрещиной и вызовом за эту вольность к
                директору. Правда от экзамена его не отстранили, но директор долго на него орал
                и сказал, что если Дима не приведет завтра же отца, его исключат с «волчьим
                билетом». О ходе данного дела Дима  впоследствии рассказал нам следующее –

Дима – Дома на меня страшно разозлились, отец пару раз дал мне по шее, приговаривая, что ему из-за такого моего
     поступка стыдно будет говорить с директором и вообще, что в школе будут думать о нашей семье?

                Димин отец пошел с Димой в школу в своей железнодорожной  форме с майорскими
                погонами, орденом  и медалями на груди и кое-какое впечатление на директора
                произвел –

Директор – Вы понимаете, такой дерзкий поступок я никак не могу оставить без внимания.
 
Отец – Я и сам возмущен, ему почти 16 и давно пора было научиться сдерживать свои эмоции, но ваша Зита
    действительно потрясает, я и сам про себя сказал «уф, уф»,  когда её увидел.  Ей лучше бы  работать в женской
    школе. А Вы разве не так считаете? Может мне обратиться в вышестоящие организации по этому поводу?

Директор – Ни в коем случае, начнутся разбирательства, пострадаю и я и Ваш сын, а мальчика жалко, он хорошо
    учится, комсомолец, и неплохо играет в шахматы.

Отец – Да, шахматы. Вы знаете, в сентябре он будет играть в полуфинале юношеских  городских  соревнований.
 
Директор – По сути, он  после экзаменов от нас уходит, так как у нас только 8 классов русского сектора и мы обычно
    переводим всех ребят в 5-ую железнодорожную школу. Но в этом году у нас  в русском секторе два восьмых, часть
    ребят я могу перевести в городскую школу. А тут как раз мой приятель, директор 13-ой городской  школы, просит
    направить к нему хороших ребят. Если Вы, как железнодорожник не будете возражать, я Диму направлю в 13-ую
    городскую.

Отец – Если это поможет ему избежать жесткого наказания, то я непротив.

                На этом уважаемые люди и расстались весьма довольные друг другом.
                В  тот злополучный июньский день Григорий Иванович завел полный состав
                нашей группы, включая Диму, в один из классов и с помощью все той же Зиты
                рассадил всех так, что Саша и Игорь Л. оказались в левых рядах, а Боря - 
                в правом. Зита раздала всем по специальному большому  листу с печатью, на
                которых следовало размещать наши решения. Григорий Иванович тем временем
                на классной доске написал два варианта предлагаемых заданий – для левых
                рядов и правых рядов. Экзамен начался. Саша и Игорь Л. быстро решили общий
                для них вариант и некоторые ребята из левых рядов, узнав каким является
                ответ, постарались его повторить, а некоторые просто принялись списывать
                у решивших. Правые ряды «загорали».

Григорий Иванович – (Подойдя к Борису) – Боря, а что у тебя?

Борис–Разбираюсь,  Григорий Иванович!

                Тут Григорию Ивановичу  Зита приносит решение задачи для правых рядов,
                выполненное в параллельном классе. Боря отпихивает показанное ему чужое
                решение.

Борис – Это решение неверное!

                Жарко, душно. Атмосфера накаляется, Григорий Иванович рассматривает
                принесенное решение. А тут еще Зита снует между рядами и распространяет свои
                флюиды. Вдруг Саша почувствовал  необычное напряжение. Взяв в правую руку
                носовой платок и оттянув ремень и резинку  трусов опускает его к паху.Затем
                левой рукой через карман и трусы, удерживает его там.

Григорий Иванович – (Вновь подойдя к Борису и вглядываясь в его решение) – Боря, так у тебя свое решение есть! Но
                оно не совпадает с тем, что нам принесли?

Борис – Уже есть, в том классе ответили не на заданный вопрос.

                Зита несется с Бориным решением в параллельный класс, и, вернувшись, заявляет
                о том, что там паника, так как там уже несколько человек сдали свои работы с
                сомнительным решением и вышли из класса –

Саша – (Обращаясь к соседу по парте) – Котик, пока разберутся с твоим вариантом, ты свободен.  Пожалуйста,
       придерживай мой лист, чтоб он не ерзал, я перепишу в него с черновика решение, так как левую руку я не могу
       вытащить из кармана.
Котик – То-то я смотрю, ты какой-то скукоженный, что у тебя болит?

Саша – Да ничего не болит, просто у меня неожиданно произошла эрекция и боюсь, что все просочится.

Котик – Ну ты даешь! Терпи казак, пока все не засохнет. Лист держу, давай работай.

                Скандала удалось избежать.Учеников,сдавших неправильные решения, вернули в
                класс,  троим из них дали новые экзаменационные листы, а остальным предложили
                просто зачеркнуть неправильное решение и там же уместить правильное.-

Саша – Спасибо, Котик, что помог мне и проводил меня до дому. Я твой должник.

Котик – Не бери в голову. Со всяким могло случиться – духота,  нервозная,  идиотская обстановка экзамена, Зита с
        выпирающими женскими чарами. А ты - мужик! Ну, я пошел, пока!

                Из Сашиного класса в 5-ую железнодорожную школу перешли 12 человек. Примерно
                столько же ребят, которые были отбракованы директором 13- ой городской школы,
                перешли из параллельного класса. И несколько человек пришли из каких-то других
                школ. Весь этот контингент и составил 9Б класс. Ребята, изначально учившиеся
                в 5-ой школе, в количестве 18 человек составили 9А класс.

Саша – (Вернувшись в город после летнего отдыха в деревне,  он повел разговор с Анастасией о своих планах)- Мама,
      для того, чтобы получить золотую медаль нужно по всем предметам иметь пятерки, а у меня четверка по химии и
      по немецкому языку, то есть я смогу рассчитывать только на серебряную медаль. Но ведь я год занимался
      английским с Нелли Васильевной и довольно успешно – может мне дирекция разрешит заменить немецкий на
      английский, если я потяну на пятерку?

Анастасия – Непременно займусь этим вопросом. А что ты намерен делать с химией?

Саша – За химию просто возьмусь всерьез.

                Преподаватель английского был почасовиком из другой школы и предложил мне тексты
                из учебника 10 класса. Так как я с текстом справился, он заявил, что я у него
                буду отличником. Вопрос был решен -

Анастасия – (Вернувшись со школьного собрания) - Саша, я в полном недоумении – у тебя в четверти по русскому
         письменному тройка! Ваш педагог, Яков Иванович, говорит, что ты развит и у тебя хорошая устная речь, но
         пишешь ты безграмотно. Он советует нанять тебе репетитора и готов даже назвать пару фамилий пенсионерок-
         учительниц, которые за небольшую плату взялись бы тебя  срочно подтянуть. Что скажешь?

Саша – Да, он мне уже говорил, что если я хочу медаль, то должен  буквально наизусть выучить и применять все
      правила русской грамматики. Но говорит, что без опытного репетитора это  сделать очень трудно.  Так что я в
      растерянности – он просто замучил нас бесконечными диктантами, которые по плечу только этническим русским –
      Боре и Игорю Л.
Анастасия – Ладно, бедный мой полукровка, найду тебе репетитора. Не унывай.

Саша – Придется мне с усилением по химии повременить. Ну да пока время есть, до выпускных ведь почти три года.

                Положение с русским письменным, благодаря занятиям с репетитором, стало
                исправляться и годовой отметкой была четверка.
                События на экзамене по математике в восьмом классе сделали отношения
                Саши и  поэта нашего класса -  Кости более доверительными. Так,
                например, Котик первому из класса напел Саше песенку про Борю-

Котик – Саша, слушай сюда!
                Бедный Боб укушен белой сучкой.
                Бедный Боб теперь уже хромой.
                Бедный Боб орет от боли жуткой,
                И Тбилисским жителям он не дает покой.

        Не спал всю ночку Боричка, благим матом орал,
        Связавши тряпкой ножечку в больницу побежал.
        Но там с ним вдруг  случилося несчастие одно,
        Там пьяный сторож выпихнул его в окно.

                Бедный Боб укушен белой сучкой.
                Бедный Боб теперь уже хромой.
                Бедный Боб орет от боли жуткой,
                И Тбилисским жителям он не дает покой.

Котик – Ну, как?

Саша–Просто отлично для хорового классного пения – все с удовольствием подхватят.

Котик – И Боря подхватит?

Саша – А почему бы нет, он парень умный -  ведь его фамилия не фигурирует.

                Но не все их беседы ограничивались столь безобидными темами –

Котик – Я все вспоминаю твой  прошлогодний конфуз  на экзамене в 7-ой школе.

Саша – Что поделаешь, со всяким могло случиться.

Котик – Ну в общем да, если у кого–то нет партнерши.

Саша – А что? Она у тебя есть?

Котик – Представь себе, с недавних пор есть.

Саша – Ну так расскажи, не томи.

Котик – Ты как-то к нам домой заглядывал и знаешь, что сначала попадаешь на закрытую веранду, из которой можно
        попасть на кухню,  в нашу с мамой и сестрой комнату, и, если обратил внимание, еще одну комнату. Эту-то
        комнату и выделили вышедшему из госпиталя  после ранений и контузии капитану-артиллеристу. И ему же
        предложили работать в нашем ТАУ (Тбилисское артиллерийское училище). Семен Васильевич – так зовут нашего
        соседа, срочно съездил на родину и вернулся  оттуда  с молодой женой. Он хочет, чтобы она сдала экзамены в
        педагогический институт. А пока она сидит дома, перебирает мои школьные учебники и иногда обращается ко
        мне с вопросами.

Саша – Ну а ты между делом поглаживаешь ей коленки?

Котик – Ну этот этап нами пройден, мы уже приступили к делу.

Саша – А последствия не смущают?

Котик – Смущают немного, но в этих делах она лучше разбирается.

Саша – А смотреть в глаза мужу?

Котик – Мы с ним, практически, не видимся.
 
Саша – Я на днях встретил нашего Вову в районе моего дома, и шёл он как-то  тяжело,  раскорячившись. Он сказал
       мне, что был на промывке после контакта с гулящей девицей, которой заплатил 3 рубля.
Котик – Да, немногим везет так как мне или Андрею, вот и ходят по б*****.

Саша – А что у Андрея?

Котик – К нему домой заглядывает знакомая по музыкальной школе и он её имеет прямо на столе.

Саша – Он, что её любит? Ведь если обнаружится – придется жениться.

Котик – А вот этого я не знаю, но девочка симпатичная. В наши годы ищут девиц, которые не всем отказывают. А вот
        когда придет время жениться, будем искать таких, которые всем отказывали.
Саша – Случай Андрея меня просто ошарашил,  испортить девочку. Здешняя девочка из нормальной семьи позволяет себе
       такое?
Котик – Поинтересуйся у Андрея, он эту связь не особенно скрывает. Я думаю, он этим даже хвастает.

                Когда представился случай расспросить об этой ситуации Андрея, тот
                ответил -

Андрей – Испортил девочку? Последствия? Это её проблемы, она имеет опыт, она предохраняется.

                Как-то раз проходя вечерком по проспекту Плеханова, Саша обратил внимание
                на одного из новых своих одноклассников, наблюдающим за входом в гостиницу
                «Европа». Наблюдения свои за входящими в гостиницу он вел стоя на другой
                стороне улицы. Возвращаясь обратно, примерно через 30 минут, он обнаружил
                его на том же месте и подошел к нему –

Саша – Добрый вечер Гиви, я вижу у тебя какие-то проблемы – ты уже больше получаса стоишь тут.
 
Гиви – Добрый вечер, особой проблемы тут нет. Просто я рассматриваю интересных, хорошо одетых женщин, которые
      заходят в те двери напротив.
 
Саша – И с какой целью?

Гиви – Гостиничный персонал разрешает некоторым знакомым женщинам, весьма интересным и ухоженным,  встречаться там
       с клиентами  в приличных условиях и я высматриваю понравившуюся мне красотку, чтобы снять её на часок. Если
       она сегодня объявится сразу же перебегу дорогу и войду за ней.

Саша – И во сколько обходится встреча с такой проституткой?

Гиви – Ну как тебе сказать, не менее 25 рублей. Считаешь, что дороговато? Не смеши!

Саша – Да ничего я не считаю. Говоришь  ухоженные и интересные?

Гиви – В этом-то весь и смак. А тебе посоветую  поговорить  с нашим Шота, он тебе расскажет как пристроиться к
       нормальной, нестарой вдовушке.

                Саша  последовал совету Гиви и переговорил на эту тему с Шота–

Саша – Шота, а ты знаешь, чем увлекается наш Гиви в последнее время?

Шота – Знаю, что ты, Боря и Гера увлекаетесь радиотехникой, знаю кто из наших ребят в какую спортивную секцию
       ходит, а Гиви кроме баб ничем  никогда не увлекается.

Саша – А я как раз об этом.

Шота – Об этом поговори с ним.

Саша – Ты прав, но он говорит, что у тебя свой опыт. Будешь передавать?

Шота – Ну так бы и начинал. Опыт у меня единичный, но прислушаться стоит. Вот как я теперь по этому поводу
       рассуждаю: многие ещё молодые женщины не дождались с  фронта своих мужей и женихов и тоскуют в одиночестве.
       Одной нашей соседке-инженеру, скромнице и тихоне, рождения 1925 года, живущей в своей небольшой комнате, я
       как-то помог закрепить на стене полочку, затем помог поднести сумку с базара. А когда порезал палец,
       обратился к ней за помощью, потом предложил, дело было вечером, сыграть в карты, в дурачка. Затем еще
       несколько раз заглядывал поиграть в карты и как- то отважился  и  предложил играть на поцелуй, а со
       временем, на поцелуи в разные места. В результате, в один прекрасный вечер она меня спрашивает «ты что,
       меня *****»?! Пришлось признаться, что да «***». Она продолжала: «Ну раз начал продолжай, но в меня чтоб не
       попало».  Пришлось использовать тряпочку. Так и продолжаем.

Саша – Да, поучительная история. Похоже, она все ещё  ждет своего мужика.

Шота – И не хочет его встретить с пузом. Ты все понял? Если можешь и хочешь  используй методику.

Саша – Звучит соблазнительно, но если не все так рассудительны как  твоя  знакомая?


                А  любовная история классного поэта развивалась самым невероятным образом –

Котик – Как-то ко мне домой заглянул Игорь Л., и потом моя соседка говорит мне: «Очень красивый и скромный парень,
      кто это»? И я стал его расписывать, дескать, не только красив, но необыкновенно умен, начитан, интеллигентен
      и спортивен, и что она ему очень нравится. А когда я рассказал Игорю  о том, какое  впечатление он произвел
      на мою соседку, он заинтересовался, стал заглядывать часто ко мне и однажды пригласил мою соседку вместе со
      мной к себе в гости.

Саша–И вы пошли?

Котик – А что мне оставалось делать, она просто рвалась  к нему в гости. Когда мы в гостях у него выпили по бокалу
      шампанского, он попросил меня немного погулять на улице, чтоб он мог с ней объясниться.

Саша – И ты оставил её и ушел?

Котик – Она хотела остаться. Я почувствовал себя третьим лишним и ушел домой, а затем в школу. На следующий день
     она рассказала мне, что они бросились друг другу в объятья, но у них ничего не получилось, так как он  по
     неопытности не дотерпел и страшно сконфузился (хихикнула она). Это меня приободрило,  но она  тут же заявила,
     что решила встречаться с Игорем у него дома, а здесь со мной ей опасно –  муж может застукать.

Саша – Логика в этих рассуждениях есть, но могут быть и более глубинные причины.

Котик – Что ты имеешь в виду?

Саша –  Если  контуженному капитану нужно подсобить в вопросе о ребеночке, то нужен красивый и умный партнер, ты
     уж не обижайся, типа нашего Игоря. Разве я не прав?
 
Котик – Ба, выходит все не так плохо, мне ребеночек право ни к чему.

Саша – Не так плохо, если не считать, что ты остался один.

Котик – Надеюсь это ненадолго, соседка говорит, что я нравлюсь её свободной подружке-землячке, бухгалтеру, у
      которой есть своя комната, и она ей будет меня нахваливать как мужика.

Саша–Да ты её хоть видел?

Котик – Мельком, она как- то приходила  к соседям. Правда, в сравнении с соседкой она проигрывает, но вполне
    ничего.В нашем деле главное не зевать.

                В узком кругу Сашиных близких друзей подобные разговоры не велись, только
                мог возникнуть разговор о том, что Боре или Саше понравилась та или иная
                девочка. У них втроем с Герой  даже выработались маршруты прогулок – один
                мимо дома, где жила понравившаяся Боре девочка и другой, где жила
                нравившаяся Саше девочка –

Гера – Вот ходим мы то по первому маршруту, то по второму и в итоге только очаровавшую Борю девушку я и видел. А
      ты,Саша, уверен, что твоя чаровница живет именно в том доме, к которому мы ходим. Может быть, она туда
      просто в гости зашла?

Саша – Я два раза видел входящей в тот дом, и была она в красной юбке и черной кофточке.

Гера – Красная юбка, черная кофта или быть может наоборот, черная юбка – красная кофта,  может так больше ей
     подойдет (стал насмешливо  он напевать).

Саша – Может быть  я что-то и путаю, но, во всяком случае, я не какой-нибудь сухарь   и женоненавистник как
     некоторые.

Гера – Романтизм романтизмом, но и рационализм тоже нужно проявлять – зачем мы сюда ходим, если никаких шансов
     увидеть её здесь нет, так как она тут и не живет.

Боря – Тоже нашли причину задираться. Просто разнообразили себе пути прогулок, вот и все, а Дульсинеи может вовсе
     и не существовать.

Саша – Герман, слушай,  руководство сделало вывод – мы просто гуляем.

Гера – А кем Боря сейчас у нас?

Саша – Как кем? Он сейчас секретарь комсомольского бюро класса! А мы члены бюро.

                Лето Саша с сестрой вновь проводили в деревне. Их дедушка и бабушка
                порядком постарели и дед попросил Сашу выполнить вместо него  трудную
                работу –

Григол – Сашико, ты видишь, я состарился, а  виноградник требуется  обработать медным купоросом.  Видно пришел
      твой черед это делать.

Саша – Сделаю, не сомневайся.
 
Григол –  А делается это так: железный баллон вместимостью в полтора ведра заполняется раствором медного купороса,
      закрепляется подобно рюкзаку на спине, в левую руку берется выходящий из него опрыскиватель с головкой
      распылителем, правой рукой нужно приводить в движением вниз и вверх рукоятку для того, чтоб создавать
      давление в баллоне на жидкость и она опрыскивала виноградные лозы.

Саша – Понятно. И когда начинать?

Григол – Во второй половине дня, когда начнет спадать солнце. Виноградник небольшой, до ночи успеем.

                В дедушкиной усадьбе вся незанятая строениями земля была поделена на
                четыре почти равных участка. На одном участке выращивалась кукуруза и
                фасоль, на втором пшеница, на третьем горох, а на четвертом размещался
                виноградник и огород. Каждый год на посевных участках посевная культура
                менялась, то есть на каждом из этих участков росли то кукуруза, то
                горох, то пшеница.

Григол– Ну, Саша, уже начало пятого, пора начинать!

Саша – Полагаю мне кроме трусов из одежды больше ничего не нужно?

Григол – Вот тебе моя соломенная шляпа и давай помогу  тебе закрепить этот механизм на спине. Когда жидкость
      кончится, я тебе её долью.

                И когда все было готово –

Григол – Ну а теперь начинай, с Богом!

                Работа действительно оказалась очень тяжелой, пот и купорос заливали лицо.
                На следующий день Саша чувствовал себя разбитым. Да, это было совсем не
                то, что усталость после официальной игры в баскетбол. Ныло все тело –

Григол – Вижу, ты еще не оправился от вчерашнего, но нужно обработать ещё один виноградник.

Саша – Какой  ещё виноградник?  Что, за рекой Риони, где у нашего колхоза  есть пахотные земли, разбили
       виноградники?

Григол– Причем тут колхоз. Если ты обратил внимание, неподалеку от нас в одной из усадеб есть небольшой
       виноградник.  Во всей нашей деревне виноградник только у них и у нас.

Саша – Кто же кроме нас не боится хлопот, связанных с содержанием виноградника?
 
Григол – Там жил мой друг детства, которого несколько лет тому назад не стало. А так как в семье не осталось ни
       одного взрослого мужчины, то эти несколько лет  я проделывал эту работу.

Саша – Все понял, но дай я отдохну пару дней.

Григол– Откладывать нельзя, итак все сроки уже прошли, нужно завтра же.

Саша – Ну если завтра сумею встать с постели, то пойдем, поможем.

Григол– Молодец, пойду предупрежу хозяев, что мы придем завтра.

                На следующий день Саша с дедом действительно выполнили обещанную работу.
                Изнуренный работой Саша, выслушав благодарности и пожелания всех благ, выпив для
                приличия только один бокал вина, отправился домой спать, оставив деда за
                накрытым хозяйками столом.


Рецензии