Из недавнего прошлого

     Так называемые лихие 90-е каждый помнит по-своему. Мне они запомнились тем, что на работе перестали платить. Как зарабатывать - решалось по-разному. Идти в спекулянты мне не хотелось, а в торгаши не тянуло - не моё это. Расспросы показали, что платить государство (не частники) продолжало в школах и домах пионеров. Разрешение на совместительство уже не требовалось, и я решил попробовать. Вот два эпизода из того времени.


1. Классные часы в школе
     Школу с подходящим расписанием нашёл на южной окраине города. Но - мне дали классное руководство (совместителю его не дают). Я пытался отказаться, но капризничать в моём положении было нельзя. Дали один из 4-х классов. Моего предмета там не было. Директор и этот вопрос решил: у меня появились уроки природоведения в своём 4-м классе. По списку учеников было около 30, по журналу познакомился с родителями.  В классе была Оля, дочка учительницы биологии. Не люблю я такие ситуации, но... Эта учительница (назову её аббревиатурой) МТВ проводила свои классные часы (не то в 5, не то в 6 классе) так, как (по всей видимости) её учили в пединституте: хвалила хороших, поругивала плохих и указывала родителям, как надо ИМ воспитывать ИХ детей. Но я-то начинал работу в деревенской школе. И прекрасно помню, как какая-нибудь мама (как правило, мать-одиночка, да часто ещё и пьющая) приходила ко мне за советом - как ей воспитывать своего сына, как добиться от него послушания... Чем я мог ей помочь? Ну, поговорю с ним, ну - добьюсь некоторого мира в её семье. Поэтому теперь в своём 4-м я то экскурсию по мостам города проведу, то с лесопарками знакомлю (от ближайшего до всё более и более далёких), а с родителями не встречался. МТВ спорила со мной, утверждая, что я ошибаюсь, и надо родителей ВОСПИТЫВАТЬ. Я вяло возражал, и так продолжалось не то четверть, не то две.

     В какой-то момент (а мы встречались в лаборантской) я заметил, что МТВ всё более и более грустнеет, и прямо спросил, что случилось. Оказалось, что дочка МТВ Оля (то есть моя 4-классница) перестала делать домашние задания по английскому, и учительница (имя забыл) на СВОИХ классных часах, поругивая плохих, упоминала и МТВ за нерадивую дочь. Классный час у меня был по четвергам, а у МТВ по субботам. Я ничего не сказал МТВ, но в четверг, собирая дневники учеников, строго сказал девочке: "Оля, с понедельника английский будешь готовить вот здесь в лаборантской со мной!" А в субботу увидел сияющую МТВ и спросил, что произошло. "С дочкой всё в порядке, Оля исправила все двойки по английскому",- ответила МТВ. Я промолчал и на этот раз.


Рецензии