Сердце

Павел жил с мамой и бабушкой, в уютной, двухкомнатной квартире. Город, в котором он жил был хоть и не большой, но в нём было три высших, учебных заведения. Поэтому в нём было много молодежи, как местной, так и приезжей, которая слеталась сюда из разных уголков страны и даже, из – за рубежа.
Мама Павлика работала бухгалтером, а бабушка была на пенсии, когда- то, она работала медицинской сестрой. В их доме было всегда уютно и весело. Бабушка с мамой, как  наперегонки пекли. То, пироги, то пирожки, а так же разную сдобу, торты и печенье. Павлик, когда подрос, даже сердито ворчал на бабушку,  понарошку, когда она в очередной раз пыталась накормить его сдобой. При этом, он ей говорил «Бабуля, ты, что хочешь, чтобы я стал толстым, как Винни Пух?!» Бабушка в ответ, смеясь, говорила «Павлуша, ты же растёшь вверх, это мы с мамой можем теперь расти только в ширину»
Вставали мама с бабушкой очень рано, а вот, Павлик любил поспать. Утром мама отводила его в садик, а сама шла на работу. Бабушка же хлопотала дома: готовила, стирала и убирала, а потом шла в лес на тренировку. Она очень любила спорт. И Павлику привила эту любовь. Вначале, он тренировался вместе с ней. Потом, бабушка некоторое время водила его на борьбу ,но после того, как он получил сотрясение, в результате удара по голове. Она сказала «Хватит, получил азы для самообороны, теперь занимайся сам в лесу на свежем воздухе. И платить не надо и на свежем воздухе.
Любимым занятием Павлика, было чтение. Вначале, ему читала бабушка, а когда, научился сам, записался в библиотеку, так как дома все было перечитано. Когда, они с бабушкой читали книги Павлик,  на полке заметил большую, толстую книгу и спросил «Бабушка, что это за книга? Давай её почитаем» На, что она рассмеявшись, сказала6 «Ну, эта пока тебе не по зубам»Маленький Павлик с изумлением потрогал пальцем свои зубы, а потом удивленно посмотрел на бабушку. А та, рассмеялась еще звонче : «Да, нет малыш, дело не в зубах, это такая поговорка, я имею ввиду – мал ты ещё» Но, внук не отставал : «Давай, хоть картинки посмотрим!» Когда начали листать толстый, медицинский справочник с анатомическим атласом, а это была именно эта книга. Наталья Федоровна – бабушка Павлика была удивлена тем, что, внук не по возрасту проявляет такую любознательность. Тыча пальчиком в очередной орган человеческого  организма он ,заставлял её рассказывать: где он находится и как работает. Особенно на него произвело впечатление сердце. Когда по его просьбе, она показала, где оно находится у человека, приложив его ладошку к его груди. Павлик сидел и слушал стук своего сердечка, а в глазах был восторг и удивление. Он прошептал: «Оно стучит, как часы»»Да, оно у человека, как мотор у машины» пояснила бабушка. Она с увлечением стала ему рассказывать о болезнях сердца, почему оно выходит из строя. Она настолько увлеклась, что забыла о том, что рассказывает 6 летнему мальчику. Она бы и дальше рассказывала, но её взгляд упал на часы, она ахнула: «Павлуша, мы с тобой заговорились, а тебе пора обедать и отдыхать, таблетки выпить. В данное время Павлик не ходил в садик, так как простыл. «Бабушка, а ты мне ещё расскажешь про сердце?» умаляющее попросил внук «Конечно, если тебе интересно, а сейчас пошли обедать, а то нам с тобой от мамы попадет, за то, что мы режим не соблюдаем.
Шли дни, Павлик готовился к школе. Он уже бегло читал, поэтому не просил бабушку почитать. Любимой его книгой стал Медицинский справочник. Несмотря на то, что шрифт был очень мелким, он упорно водил пальцем по строчкам. А в альбоме, для рисования  изображения сердце, целого и в разрезе .Когда бабушка жалуясь, рассказывала маме о его странном увлечении. На её сетования, что другие мальчишки рисуют машинки, а он…»  Мама, улыбаясь, возразила ей 6 «Но, то ведь другие, а он у нас другой»
Однажды, когда в саду был карантин и Павлик был дома, они с бабушкой играли. Вдруг, бабушка, охнув, сказала: «Павлик, я полежу» «Ты, что спать хочешь?» удивился тот. «Да, нет, что – то сердце прихватило» Павлик вначале, испугался. Но,  потом, подойдя к ней, приложил ладонь к её груди, услышал биение сердца.  Сказал: «Бабушка, работает твой моторчик» Та, в ответ на его реплику, слабо улыбнулась и попросила принести воды, чтобы запить таблетку.
Когда мама пришла с работы, он рассказал ей, что у бабушке было плохо с сердцем. Та, нахмурилась. Долго о чем – то разговаривала со своей мамой. Павлик только услышал слово: больница, на, что бабушка отрицательно качала головой. Когда мама утром уходила на работу, она наказала сыну, если бабушке будет плохо, иди к соседке Марьи Фёдоровне, что на нашей площадке живет, постучи и скажи, чтобы вызвала  бабушке скорую. Но, день прошел спокойно.
Мама все-таки настояла на своём, отвела бабушку в поликлинику. После их похода, Павел случайно услышал их разговор. Мама сердясь, говорила: «Все равно, нужно лечиться, так нельзя!» На, что бабушка ей ответила: «Ну, сходили мы к врачу и   что? Он повторил то, что мы и так с тобой знаем: нужна операция ,на неё у нас нет» Этот разговор отложился у него в подсознании. А так же он понял, что некоторые болезни сердца можно вылечить, только операцией.
Перешел в 8 класс, когда не стало бабушки. Это был пасмурный,  осенний день, воскресенье. Мама с бабушкой на кухне лепили вареники. Вдруг, бабушка, охнув, села на табуретку. Мама, видя это, забежав в комнату, где занимался Павел, крикнула: «Скорее вызови скорую!» Позвонив, он побежал к бабушке в комнату.  Помог выпить лекарство, отметил, что у неё посинели губы. В его голове всплыло: Острая, сердечная недостаточность. Видя панику в глазах матери, он постарался скрыть свой испуг. Нарочито бодро сказал: «Мамуля, не волнуйся! Сейчас ей сделают укол, и все будет хорошо» На их счастье приехал толковый врач. Быстро осмотрев бабушку, связался по рации и вызвал другую машину – реанимацию на колесах. Мама порывалась поехать с бабушкой, но врач объяснил, что в этих машинах сопровождающих не положено. Когда бабушку увезли, они с мамой сели у телефона и стали ждать звонка. Врач сказал, что им позвонят и сообщат о состоянии больной. Они просидели так долго, что потеряли счет времени. Мама спохватилась, когда вокруг стало совсем темно.--Павлик, ты же совсем голодный, а я тут рассиропилась, пошли, кушать. – Я не хочу. Отозвался он. – Глупости! Нам с тобой нужны силы, чтобы ухаживать за бабушкой.
Но, ухаживать, им не пришлось. Позвонили из больницы очень рано утром. Мама, кинулась к телефону. Павлик, хоть и дремал, но был начеку. Он тоже выбежал из комнаты. Стал внимательно смотреть на маму, которая слушала, что ей говорят по телефону, силясь понять новости. Он, увидел, как задрожали уголки её губ, а из глаз, хлынули слезы. Она только выдавила из себя, в трубку – Я поняла! Трубка выпала из её рук, а от туда послышались гудки. Павлик понял, что случилось непоправимое, он прижал мамину голову к своей груди, стараясь успокоить. Пижамная куртка, тут же намокла от ее слез. Он гладил её по голове и укачивал, как маленькую, а у самого ручьями текли слезы. Мама же все шептала – её, больше нет!
Позже, когда она немного успокоилась, рассказала ему, что бабушка умерла во сне. А ещё она добавила с горечью – врач сказал, что, если бы её прооперировали во время, то она бы ещё пожила. На это, вскричал гневно – Так, почему же, врач не направил её на операцию? На это она ответила – Он, знал, что на такую операцию у нас просто нет денег! Павлик с изумлением распахнул глаза и сказал – Так, что получается, если у человека нет денег,- конец?!Ведь, врач должен спасать людей бескорыстно! Так, бабушка мне говорила. – Ну… протянула мама. Она не знала, что на это ответить сыну.
Павел плохо запомнил суету, когда привезли тело, и началась подготовка к похоронам. Мама была одета в чёрно .В квартире, всё время, толпились какие – то люди. Потом, мама взяла его за руку, повела в бабушкину комнату со словами – Павлик, пойдём, попрощаемся с бабушкой. Тот, вначале, встрепенулся, на миг мелькнула мысль, что бабушка жива. Зайдя в комнату, он увидел на столе гроб, а оттуда торчал заострившийся нос. Он испуганно попятился. Но, мама крепче сжала его руку, подвела ближе и приподняла, чтобы он посмотрел. Глаза Павлик крепко зажмурил, но подчинился уговорам мамы и посмотрел. А посмотрев, отчаянно замотал головой. При этом повторяя все время – Это не моя бабушка! – Да, на это отозвалась мама. – Смерть никого не красит. Но, ты должен, проститься! Он с усилием посмотрел на эту чужую женщину с заострившимся носом. А перед его мысленным взором стояло лицо его бабушки, но живой. Веселой, энергичной и такой доброй!
Похороны он совсем не запомнил, как будто  отключился, только, все время жался к маме, чтобы поддержать её в их совместном горе.
Оставшись вдвоём, им поначалу было очень трудно. Всё напоминало о бабушке. Но, жизнь шла, и рана утраты постепенно затянулась.
А у Павлика появилась чёткая цель в жизни. Ещё стоя у гроба бабушки, он шепотом поклялся, что будет хирургом – кардиологом. И оперировать, будет бесплатно и лучше всех!
Любимым его предметом в школе стала биология. Особенно, когда он перешёл в 8 класс и стал изучать анатомию. Вначале этот предмет вела молодая учительница, сразу после института. Она была еще не уверенна в себе, да и знаний не хватало. А Павел, дома, после выполнения домашнего задания, занимался своим любимым делом, а именно – штудировал старенький, анатомический атлас, который остался от бабушки. Молодая учительница невзлюбила Павла, так как он, постоянно задавал ей, на её взгляд каверзные вопросы, а она, как говорится «садилась в лужу» Ученики смеялись, видя, как она затрудняясь ответить ,чересчур въедливому и любознательному ученику, краснела, как девчонка. Однажды, опять попав в такую ситуацию ,не сдержалась, накричала на него, сделала запись в дневнике и вызвала родителей в школу. Классная руководительница позвонила его маме. А та, после посещения школы, усадила сына на диван и стала его воспитывать .Сын её молча выслушал, а потом возразил в свое оправдание. –Я же не хулиганю, а просто задаю вопросы по предмету, которые меня интересуют. Это, что преступление? Мама не выдержала и рассмеялась, а потом серьезно сказала. – Павлуша! Пойми, ты задаешь вопросы, которые не входят в программу. Учителя ставишь в неловкое положение. Я схожу еще раз в школу и узнаю, есть ли у вас факультативные занятия по анатомии А ты пообещай, не мучить больше учительницу. На это сын только фыркнул. Мама, как и обещала, сходила в школу, но выяснилось, что занятий по этому предмету не было.
Но, как оказалось в дальнейшем, они и не понадобились. Учительница уволилась, а а её место пришел пожилой учитель.
На первом же его уроке, а проходили они , как раз любимую Павлом тему – Сердечно – сосудистая система. Он несмело поднял руку. Сергей Яковлевич, так звали нового учителя, спросил, что он хочет? Павел задал ему вопрос, на который не смогла ответить молодая учительница. А новый учитель, заинтересованно, с удивлением посмотрел на высокого, худого подростка  с умными, пытливыми, серыми глазами. Он не сразу ответил на его вопрос, а задал вопрос ему – это, что же, вы так хорошо знаете анатомию? Похвально, похвально! Павел зарделся от его похвалы. И возразил – я не всю, я только люблю изучать сердце. Сергей Яковлевич, коротко ответил на его вопрос. При этом добавил, что такое глубокое изучение данной темы, не входит в учебную программу. К сожалению, времени не хватает. Но, я планирую факультативные занятия. И вы молодой человек – первый кандидат на эти занятия.
Так, Павлик начал хорошо изучать,  сердце с помощью знающего и очень опытного педагога.
Позже,    учитель выдвинул его на городскую олимпиаду по биологии. К ней, он готовил его   сам. Павел занял первое место. Благодаря этому и после публикации о нем в газете, он стал известной личностью в школе, а от  одноклассников, получил кличку – Анатом. Со своим учителем Павлик поделился мечтой, стать хирургом – кардиологом. Выслушав его, учитель сказал – Для достижения твоей цели нужно: 1 знания. То, что ты много и упорно занимаешься, это хорошо, но для этой профессии нужно знать по данному предмету – всё! Кроме того, нужна хорошая практика. Ты скоро переходишь в выпускной класс, я буду помогать тебе, готовиться к вступительным экзаменам в Мед. Академию. А когда поступишь, там и практика будет .Так, что сейчас учись. Павел занимался так много, что мама забеспокоилась. – Сынок, ты совсем не гуляешь! – Мне некогда! Ответил он и снова   углубился в свою книгу .А мама предприняв несколько попыток, которые окончились так же, оставила его в покое.
Павлик шёл на золотую медаль, но не получил её, ток, как за сочинение ему поставили четвёрку, пояснив, что там у него не хватает запятой.
Мама расстроилась, на, что сын, успокаивая, сказал – Да, ну её, а то бы мне шею тянула. Когда он получил аттестат, мама, хоть и знала, куда он собирается поступать, спросила – Куда думаешь, подавать документы? Павел с удивлением на нее посмотрел и ответил – Конечно, в Мед .Академию.  думал ты и так знаешь. Немного обижено протянул он.       – Да, я то, знаю, просто туда не попасть. Ей, хоть и е хотелось говорить, но она всё, же добавила – Разве ты не знаешь, что туда по блату и за деньги берут. А у нас ни того, ни другого. – Знаю, а у меня есть оружие – знания! Наивно, но уверенно ответил он. На ;что мама, только вздохнула.
Глава СТУДЕНТ
Наступил день экзаменов. Павел, накануне, занимался всю ночь. Заново и заново повторяя и проверяя свои знания. Когда он утром шел на экзамен, он был спокоен и уверен в своих знаниях. По дороге напевая себе под нос, как песенку – знания – это сила…
Абитуриенты стояли под дверью, ожидая, когда вызовут очередного абитуриента. Вот, назвали фамилию Павла, он, идя к столу экзаменаторов, про себя загадал : если, попадется билет по сердечно – сосудистой системе, точно пройду. И случилось чудо, он вытянул счастливый билет. Когда он начал отвечать, к столу, как раз, подошел председатель приемной комиссии, а в прошлом, хирург – кардиолог. Услышав, как отвечает абитуриент, он сел на свободный стул и с интересом стал слушать. Павел же так, увлекся, что продолжал развивать тему, пока экзаменатор не сказал ему, повторив несколько раз: достаточно! Но, тут вмешался председатель Виктор Степанович – Почему, же, пусть закончит, мне интересно. Экзаменатор попытался протестовать: время же ограничено! – Ничего, для столь блестящего ответа, можно выделить дополнительное время. И обращаясь к Павлу – А вот, как бы вы поступили в такой ситуации? У них с Павлом разгорелись  дисскусии. Экзаменатор ёрзал на стуле. Их остановил галдеж, который начался за дверьми. Это абитуриенты, устав ждать, когда вызовут следующего, подняли шум. Виктор Степанович, протянув руку для пожатия, промолвил – Приятно удивлен, что есть ещё такие молодые люди.  Рад, что вы будит, у нас учится. Павел вылетел из аудитории, как на крыльях, ведь это был последний, решающий экзамен. А сам председатель сказал, что он будет у них учиться.
Им объявили день, когда вывесят списки фамилий,  поступивших. Павел расслабился. Он считал, как и сказал маме, что «дело в шляпе» Мол, сто процентов, я прошел. Они стали планировать, как отметить это событие.
В назначенный день Павел уверенно зашел в здание Университета. Пошел к стендам, где были вывешены списки. Народу около них толпилось много. Он пробрался поближе. Понимая, что в них фамилии обычно располагаются по алфавиту, стал искать свою фамилию, после буквы «Л», так как его фамилия была – Максимов, но, сколько он не искал, просматривая список вновь и вновь, его фамилии не было! В нем еще теплилась надежда, что он все - таки смотрел не внимательно и пропустил. Он снова начал читать с самого верха, ведя пальцем. Окружающие толкались, стали возмущаться, что он так долго торчит у списков и мешает другим. Один с упитанной, довольной физиономией, наверное, он прошел. Уже выбираясь из толпы с сарказмом бросил – Эй! Длинный, ты, что решил загипнотизировать список, чтобы твоя личность там фигурировала? Отошел от стенда и без сил, привалился спиной к стене. Ноги его не держали. По спине струился холодный пот. У него было такое чувство, как будто его стукнули по голове и оглушили. Он был растерян и опустошен. С ужасом он думал, как, скажет маме, что провалился. Она, ждала его на улице.
Вдруг, чья-то рука опустилась ему на плечо. От неожиданности он вздрогнул. Подняв голову, он увидел улыбающегося председателя комиссии. А тот, заметив, что Павел, он даже имя его запомнил. Вот, вот заплачет, сразу посерьезнев, спросил – Юноша, в чём проблема? А Павел от волнения, даже сказать ничего не мог. Он только, указал рукой на списки и выдавил – меня там нет! – Что, с недоверием и возмущением, вскричал Виктор Степанович. Он крепко схватил Павла за руку и потащил по коридору в сторону, где находилась приемная комиссия. Оставив абитуриента у двери, приказал – стой тут, я сейчас. Он , как ураган влетел в кабинет. Павел, хоть и не хотел подслушивать, но Виктор Степанович, так громко, кому – то выговаривал, ч то было слышно каждое слово. А кричал он там следующее: - Это, что за безобразие? Я вас спрашиваю, почему этого абитуриента нет в списках? В ответ, Павел услышал, женский голос оправдывался – Ну, Виктор Степанович! Вуз, же не резиновый. А тут, попросили внести в список .Он сын олигарха, владельца сети аптек. На, что председатель гаркнул так, что дверь задрожала. – Плевать я на это хотел! Чтоб, сию минуту список переделали.  Вот, открылась дверь, выскочила с красным лицом ,перепуганная женщина. Она подбежала к стенду, вынула из пластикового кармашка старый список, а вместо него, вложила новый. Виктор Степанович подвел Павла к новому списку, где, пусть и в самом конце была его фамилия. Он, подождав, пока тот прочитает, протянул ему руку для пожатия, со словами – Поздравляю с поступлением! Пойди к тому стенду и прочти объявление, где и когда будет сбор поступивших абитуриентов. Надеюсь, ты меня не подведешь, и будешь хорошо учиться. Как, говаривал мой старый учитель, добавил он – Плохой врач – убийца!.
Павел вышел из здания.  -  Павлик, ты почему, так долго? Воскликнула мама – Я уже испугалась, что-то случилось! Ну, что, поступил? Стала она его тормошить. Павел только кивнул, решив, что дома ей всё расскажет.
Маму потряс его рассказ, она только и повторяла – Ну и ну… Нужно,  благодарить,  этого председателя, если бы не он… ну, и жизнь! Вздохнула она. А потом, спохватившись, обняла сына и целуя сказала  - это событие нужно отметить!
С первых дней, как только началась учеба, он всё время занимался .Для него наступил звёздный час, когда начались занятия в анатомке. На первом же занятии, он поразил, как преподавателя, так и однокурсников, своими глубокими знаниями внутреннего строения человека. Патологоанатом спросил у него с удивлением – Ты, что уже изучал трупы? На, что Павел только улыбнулся. Он не стал рассказывать, что еще учась в школе, когда проходили анатомию, он покупал муляжи из резины, в основном сердца. И на    них тренировался, проводить операции.
Глава ХИРУРГ
Вот, и учеба окончена, Павел получил красный диплом. Мама им гордилась, а её подруга, изучив его диплом, насмешливо протянула, после поздравления. – Ну, диплом то, красный, а вот, у Павла физиономия синяя. – Ничего, потом порозовеет, лишь бы от стыда не краснела. Но, у Павлуши с этим будет порядок. Сказала мама.
Павел хотел устроиться на работу в небольшую больницу, что была неподалеку от их дома, там требовался хирург. Но, Виктор Степанович, который почему- то, взял над ним шефство, узнав об этом, воспротивился. Заявив – Ну, уж нет! Чтобы ты зарыл там свой талант, не позволю! Он восхищался и гордился своим бывшим студентом. Еще когда, тот учился, он предлагал ему заниматься наукой. Павел ответил ему, что хочет быть практиком. Правда несколько статей по теме оперативная кардиология он все же написал и опубликовал.
Подключив связи, Виктор Сергеевич устроил его в Краевой Кардиологический центр. В начале, Паша воспротивился, Он не любил, когда для него, что-то делают по знакомству.  Но, потом, поняв, что там у него открывается широкое поле деятельности, поблагодарил своего учителя и наставника.
Заведующий хирургическим отделением в начале, отнесся к новому работнику насторожено. Но, когда, Павел блестяще провел несколько сложных операций, позвонив своему знакомому, который просил за Павла, поблагодарил его .Сказав – Слушай, ты мне такой ценный кадр дал, вот, спасибо!
Вскоре, имя Павла, как одного из лучших хирургов, стало известно многим. К нему на операцию стали записываться в очередь. Заведующий сразу сообразил, какую выгоду может иметь его отделение, ну и себя родимого не забыл. Он не стал говорить Павлу, что за его спиной решает, кого брать или нет. Или брать в последнюю очередь. Критерием отбора, конечно же, были деньги. Денежные больные, это и новейшее оборудование для     центра, и пополнение его счёта в банке .Но, иногда по случайности к ним попадали экстренные больные. А отказаться не было возможности.
Глава ИЗАБЕЛЛА
Павел, как обычно пришел на работу рано утром. У него была плановая операция. Он всегда приходил одним из первых. Он только успел переодеться в свою рабочую, как он шутил униформу , как в ординаторскую заглянула Тамара Степановна, его ассистент на операциях. Как, он её называл: моя правая рука. Она была уже в возрасте, стаж работы хирургической сестрой у неё был большой. Павел считал, что ему очень повезло, найти такого опытного поморника , ведь от этого тоже в какой – то мере зависит успех операции. Позвала его в коридор, а там, почему – то, шепотом стала говорить о поступившей больной  - .Скорая помощь к нам привезла, так как наш центр рядом был. У нее ножевое ранение. Павлуша, ты бы прооперировал ее, а то никто из хирургов не хочет. Тянут время, говорят, мол, не хотят, чтобы отчетность портила смерть во время операции. А мне кажется, это потому, что заведующий сказал, когда она поступила и её дежурный осматривал. – Особо не утруждайтесь, она детдомовская. Услышав это, Павел ринулся в ординаторскую,  распахнув дверь, он крикнул, что на него было совсем не похоже. – Где поступившая? Живо готовьте к операции! Анализы готовы? Одна из сестер, сказала – но, главный…Павел не дал ей закончить, он глянул на неё так, что она резко замолчала. Но, тут появился сам главный, он слышал перепалку и пришел разбираться. Обращаясь к Павлу, он сказал – У вас плановая операция, за которую заплатили деньги. – Плановая подождет, её я проведу завтра, а сейчас буду оперировать экстренную больную. И мне не важно, есть у неё деньги, или нет. Больные для меня все одинаковые, хоть принц, хоть нищий.
 К счастью ей уже сделали снимок, и анализ крови был готов. Посмотрев снимок, он понял, что нужно спешить. Повреждена аорта, поэтому такое сильное кровотечение о она может умереть только от этого.
Он начал операцию, выбросив из головы все, что мешает: те проклятия, которые он посылал в адрес людей, которые так преступно потеряли столько времени ;вместо  того, чтобы сразу  начать операцию. Операция длилась долго Тамара Степановна то и дело вытирала его лоб марлевой  салфеткой, по которому струился пот. Ну, вот и конец! Павел посмотрел на аппарат, который показывал работу сердца. Если, раньше линия была прерывистой, отражая перебои работы, то сейчас она выровнялась. Павел жутко устал. Он повернулся к Тамаре Степановне и пожал ей руку, поблагодарил. На, что она сказала – это ты молодец, спас девочку, жалко, ведь такая молодая и могла умереть, если бы не ты. А он у неё спросил, не знает ли она, кто её ножом пырнул? – Да, говорят, какие – то отморозки. – А полицейские, что говорят? – Да, какие полицейские? даже  дело не заводили, сирота, ведь, она. После её слов, у Павла стало муторно на душе.
Как, узнал позже, зовут спасенную  девушку - Изабеллой. Про себя он стал её звать Бэлой . В настоящее она студентку Педагогического института, учится на последнем курсе. Сирота, живет в общежитии. Он в каждую свободную минуту забегал в палату, навестить её. Когда она пришла в себя после наркоза, посмотрев на него, прошептала – Это вы мой Бог – спаситель? И грустно добавила – не надо было меня спасать, лучше бы я умерла! На, что он, возмутившись, ответил – Ну, это не Бог,  матушка природа вас спасла. И раз она так распорядилась, чтобы вы жили, вы обязаны жить!
В следующее, его посещение она попросила, если его не затруднит, сообщить подруге, о том, где она находиться. Так, как у неё нет телефона, а она волнуется. Он пообещал. На следующий день он сходил в общежитие. Побывав там, он понял, почему его пациентке жизнь ни в радость. Его поразили убогость и нищета, царившая в этом жилье студентов. Хоть, там и было сравнительно чисто, но здание давно требовало ремонта. Находясь там, он вспомнил свою уютную квартиру и любящую маму. Шли дни, Бэлу перевели в палату послеоперационных больных. Павел много с ней разговаривал. Уходя очередной раз от неё, он отчетливо понял, что полюбил, полюбил всем сердцем. Её уже готовили к выписке, когда он ясно осознал, что хочет видеть её своей женой. Маме он много рассказывал о ней. Идя домой, он решил рассказать матери о своем решении.
Войдя в квартиру, он не увидел маму на кухне, которая обычно хлопотала, поджидая его. Встревоженный, он заглянул в комнату. Мама лежала на диване. Он кинулся к ней, она открыла глаза, услышав, что он её зовёт.  А Павел с ужасом заметил её посиневшие губы. Сразу вспомнилась бабушка. Он проверил пульс. Приказывая себе не паниковать, вызвал дежурную машину из своей больницы. И поехал туда, вместе с ней. Дежурил Николай ,его сменщик. Павел сказал ему, указывая на маму – ей нужна срочная операция! Я её уже осмотрел, анализы сейчас будут готовы. Но, ты еще посмотри. На это Николай с удивлением воскликнул – Ты, что, ведь ты лучше оперируешь! – Я не могу! – Это еще почему? – Ну, как ты не понимаешь, ведь это моя мама!
Во время их перепалки зашел заведующий. Услышав о чём речь, он,  повернувшись к Павлу с сарказмом сказал – Кто то, утверждал, что ля него больные все одинаковые . Мол, больной – он и в Африке больной. Так, в чём же дело? А?! Павел не отвечая, развернулся и пошел переодеваться. Тамара Степановна, которая, как всегда ему ассистировала, уже ждала в операционной. Она, подбадривая, сжала его руку. А он повторял про себя: Это просто больная, взял себя в руки. Операция шла невыносимо долго.
Когда, Павел только вскрыл грудную клетку и увидел сердце матери, которое трепыхалось, как пойманная птичка, включил все свое умение. Он с облегчением понял, что успел вовремя.
Все отделение знало, что он оперирует свою мать. Некоторые молились, кто – то украдкой, а кто – то не таясь.
Тамара Степановна, периодически втирала марлевыми салфетками пот, который струился по его лбу. Ну, вот и конец. Павел, сделав последний стежек, посмотрел на аппарат, который показывал работу сердца. Выдохнув, сказал удовлетворенно – Работает нормально. Когда он вышел из операционной, заведующий Тигран Эдуардович, пожимая ему руку, сказал. – Вот, как в жизни получилось: Вначале, мама вам дала жизнь, а теперь, вы ей ее подарили.
Мама быстро шла на поправку, стала проситься домой. Но, Павел уговорил ее еще немного подлечиться.
Когда он сказал ей, что собирается жениться, она спросила, кто невеста и согласна ли она?
Он, смутившись, ответил, что еще не спрашивал, не делал предложения. Мама рассмеялась – Ну, ты даешь! Жених, может быть она не согласна. – Да, я как – то не подумал, промямлил сын. После её слов, он задумался и мысленно отругал себя за самонадеянность.       – Индюк! Почему, это ты решил, что она скажет, да? Он решительно пошел в палату к Бэле. Там он застал ее подругу Татьяну, которая, поздоровавшись с ним, что помогает собирать        вещи. Павел не ожидавший, что Бэла будет, не одна растерялся, и попросил, покраснев – вы не могли бы подождать в коридоре. Я напоследок хотел бы ее осмотреть. Когда, она вышла, он сделал Бэле предложение. На, что она с изумлением сказала – Но, ведь, ты плохо меня знаешь! А Павел, воодушевленный тем, что она не сказала - нет, ответил – Я тебя знаю даже изнутри! В ответ, она, рассмеявшись, протянула ему руку, в знак согласия. А он, в это мгновение подумал, что он держал в руках, в прямом смысле, два сердца любимых женщин – матери и невесты! 
   


      


Рецензии
Леда, здравствуйте!
Какие у Павла замечательные мама и бабушка... какие они умнички, все выпекаю и жарят. На столе всегда творения рук их... и зря Паша сетует на сытый желудок)))
Эх, не стал Павел профессиональным спортсменом... а надо было продолжать занятия борьбой!
Ух, молодец. В шесть лет все в доме перечитал и записался в библиотеку!
Ого! Как его заинтересовал медицинский справочник. А сколько вопросов... такой у ребенка пытливый ум... Сердце сильное впечатление в нем вызвало... Может его знания из справочника помогут бабушке?
Не помог. Только восьмой класс... Рано бабушка ушла. Наверное, операция помогла бы.
Похороны всегда тяжело, больно, обидно... только с одним вопросом : "Почему так рано?".
Настойчивость Павла поражает. С учителем повезло в школе и факультативы к месту... Странно все-таки, как легко может поступить бездарь, а человек со знаниями вылететь и стать посредственностью, работая далеко от своей мечты и знаний. С председателем комиссии повезло дважды: и знания показал блестящие, и списки подкорректировали)))
Вот и характер проявил профессиональный. Вместо плановой операции пошел на экстренную, чтобы спасти человека!
Вот и маму спас от неминуемой смерти, проведя блестяще операцию...
Действительно, он в своих руках держал сердца своих любимых женщин: мамы и невесты!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   02.01.2023 11:51     Заявить о нарушении
Владимир, здравствуйте! Вы - мой самый любимый читатель и автор! Такой развернутый отзыв написали, времени не пожалели! Спасибо от души! Рада что, понравилось!
С уважением,

Леда Шаталова   02.01.2023 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.