Собственное дело

     Мы познакомились с моим мужем в Тюмени. Он таджик, я кыргызка. Случайно! Никто не верил в серьёзность его намерений. Когда мы уезжали в Кыргызстан, провожающие нас мои подруги шептали мне на ухо: "Деньги спрячь подальше. Смотри сойдёт с поезда на какой-нибудь станции")))...
     В Кыргызстане мы стали жить в моей квартире которую мне подарила мама. О трудоустройстве не могло быть и речи. С этим в то время было крайне трудно,зато были созданы благоприятные условия для создания собственного дела. Муж мой всерьёз задумывался об этом. Каждый раз когда мы проходили мимо металлического гаража соседа, стоявшего в торце нашего дома, он мечтательно смотрел на него, в мыслях наверное представляя себя уже его владельцем.
     Однажды утром мы обнаружили, что холодильник пуст. Посовещавшись, мы взяли из дому радиоприемник "Ленинград" и поехали на барахолку продавать его. Продали за 140 сомов и пошли пешком домой, по пути мы повстречали столовую с яркой вывеской "Уйгурский лагман". Переглянулись. Муж взял меня неуверенно за руку и мы зашли в столовую. Такого вкусного лагмана я больше никогда не ела. Мы потратили 80 сомов. Всю обратную дорогу домой мы шли молча, глядя в разные стороны и ненавидя друг друга. Я его за то,это было его решение, а он меня за то, что я его не остановила.
     Муж ушёл вперёд, а я слегка отстала от него. Потому, что стала рассматривать книги, разложенные прямо на земле, торговцами барахольщиками. К книгам я питаю слабость с детства. Читала много, как говорится взахлёб. Моё внимание привлекла тоненькая потрёпанная книжечка. Автор: Кессон Герберт "Как делать и сохранять деньги". А продавал её солидный такой дядечка Дыйканбаев. Он был достаточно известной личностью в нашем городе. Поговаривали, что он сумасшедший, но я подозреваю, что он просто был не такой как все. Я стала торговаться с ним за книжечку. Он запросил 30 сомов. Сошлись на 20! Я догнала мужа и попросила у него 20 сомов на книжку. Муж долго сопротивлялся, но в конце концов сдался. Я не спала той ночью. Несколько раз перечитав книжечку, я стала составлять на белом листе план(программу минимум). К утру у меня уже был готов ответ на извечный вопрос: "Что делать?".
     В одной из трёх комнат нашей квартиры в углу стояли многочисленные рулоны ковров, не меньше пятидесяти штук. Свадебные подарки. Разных размеров, разных производств и разных цен. Вычитав в книге ответ где найти стартовый капитал для собственного дела, а именно реализовать мёртвые активы. Рано утром я поехала на ковровый базар.Походила между рядами с видом потенциального покупателя. Торговалась, сбивала цену. Мониторила, короче, так сейчас это называется. Потом подошла к наиболее приглянувшейся бойкой продавщице и предложила аналогичный товар по-дешёвке. На меня накинулись её соседки, но она их отбила. Договорились, что она приедет ко мне домой, после того как закроется базар.
     В назначенное время, я уговорила маму пойти погулять. Мужа тоже отправила по делам и стала ждать гостью. Гостья приехала не одна. Человек пять их было. Со знанием дела, не мешкая, они стали сортировать ковры по категориям. Это были и паласы китайского  производства и ковры турецкие,китайские, таджикские, российские и бельгийские. Один самый большой мы с мужем привезли из Тюмени размером 4х6 метров. За него они предложили 6000 сомов. Нижний порог - 350 сомов. В общей сложности получилось около 1000 долларов. Самым смешным было то, что когда они таскали ковры, мимо женщин, сидящих на скамейке во дворе, среди которых сидела и моя мама,на вопрос: "Откуда они таскают ковры?" моя мама ответила: "Понятия не имею".
     Вечером за ужином, я положила на стол перед мамой и мужем деньги, они застыли, разинув рот. Я рассказала им о своих манипуляциях. Только тогда они заметили пропажу ковров и долго смеялись. Дождавшись утра мы стали предпринимать шаги к покупке, приглянувшегося моему мужу гаража.
     А надо сказать, что наш сосед - хозяин гаража в своей квартире не проживал, она пустовала. Жил он где-то в области. Но мы знали, что он сотрудник областной таможни. Используя свои связи в госрегистре я узнала фамилию владельца квартиры, затем позвонив в отдел кадров таможни узнала в каком селе он живёт. Приехав на место, ходили по селу и расспрашивали людей. Через 2-3 часа мы уже ели плов, приготовленный его женой в честь нашего приезда и дожидались хозяина с работы. Он был крайне удивлён и рад. У него была как раз такая ситуация, когда он ещё утром ломал голову где взять деньги и молил Аллаха помочь ему...А вечером нежданно-негаданно деньги сами явились к нему домой!)))...Походу хорошо молился)))...Мы ему заплатили за гараж 7000 сомов, он просил 10 000, но уступил. Написал нам расписку о том, что продал нам гараж. Передал нам ключи, а содержимое велел выбросить. Утром мы поехали назад в Ош. Кстати содержимое гаража оказалось намного дороже самого гаража. Доски, швеллера,кирпичи,шифер,топоры, молотки, ломы,бочки металлические и ещё очень много добра, оставшееся от прежнего хозяина, эмигрировавшего в Россию. Когда мы приступили к обустройству мастерской по ремонту автомобилей,весь этот строительный материал и инструменты, был нами использован сполна. Заходили любопытные соседи и высказывались, что ждали появления хозяина и держали наготове суммы гораздо большие, чем затратили мы на его покупку. Мы только отшучивались: "Кто успел - тот и съел"!
     Остальные деньги ушли на закупку инструментов, оформление документов, перепрофилирование помещения под автомастерскую. Муж мой оказался трудоголиком. Очень скоро слава о нем распространилась по всей области и даже таксисты из столицы стали приезжать. Через 5 лет у него в подчинении было уже 15 автослесарей и пришлось поменять помещение. На этом можно бы было и закончить мой рассказ, но хочется рассказать ещё один поучительный случай.
     Начинал работать мой муж один, но через 2-3 месяца он уже был не в состоянии справиться один с потоком машин. Я дала объявление в местную газету о том, что требуется помощник автослесаря. И вот буквально на следующий день я заметила, что около автомастерской целый день околачиваются парень и девушка. Помню я ещё пошутила: "Вот, Коха, возле нашей автомастерской уже свидания назначают". В конце концов я сама к ним обратилась: "Вы кого-то ждёте?", а девушка ответила: "Мы по объявлению". Я завела их в автомастерскую представила мужу, они переговорили и муж пригласил Нурбека приступить к работе на следующий день. выдав ему аванс 100 сомов. Счастливые они бежали домой вприпрыжку. Он работал с нами 7 лет, пока не сколотил капитал и не начал своё собственное дело. Был правой рукой мужа и сумел стать ключевым человеком в нашем деле. Позже его жена на одном из дней рождении рассказывала присутствовавшим, когда произносила тост, историю как они пришли наниматься на работу. Как полдня простояли и не решались войти, как переживали, что его не возьмут, а дома не было еды. Как нашли в нашем лице родителей, а не работодателей. Мораль сей басни такова: "У смелого сто дорог, а у труса лишь одна, и то по ней медведи все время ходят".
      Автомастерская процветала. Вскоре нам пришлось менять помещение и увеличивать рабочие места. В сезон количество рабочих мест доходило до 20 автослесарей.Бабульки-соседки звали моего мужа пчёлкой)...Он стал уважаемым в городе человеком. Дружить с ним стало престижно. Из-за коммуникабельности и простоты характера люди к нему тянулись. С ним дружили и прокуроры и заместители мэра и губернатора. Но он оставался неизменно скромным до конца своей жизни.


Рецензии